В этом году исполняется 216 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. И на канале БиблиоЮлия стартовал марафон по произведениям автора, который я не могла обойти стороной. Для участия в марафоне я долго выбирала произведение. Хотелось и перечитать отдельные работы автора и, в то же время, познакомиться с чем-то новым. Как не удивительно, высокая занятость помогла решить данный вопрос. В последнее время полистать страницы книг получается все реже, в результате чего, я начала «налаживать» отношения с аудиокнигами. Именно они помогли мне «прочитать» ранее неохваченную повесть «Невский проспект» и перечитать «Ночь перед Рождеством». Но сегодня хочу поделиться своими впечатлениями от повести «Невский проспект».
Произведение «Невский проспект» входит в цикл «Петербургские повести», написанный с 1833 по 1834 гг. Стоит отметить, что практически все произведения Николая Васильевича объединены по циклам, которые связанны с определенной местностью: Диканька, Миргород, Санкт-Петербург. И если в циклах Диканька и Миргород упор делается на фольклор и быт украинских крестьян, то в петербургском цикле на первый план выходит проблема «маленького человека» и одиночества.
Но давайте перейдем непосредственно к повести «Невский проспект».
В начале произведения Гоголь знакомит читателей с жизнью главной артерии Санкт-Петербурга. Невский проспект никогда не спит. В зависимости от времени суток здесь можно встретить и рабочий люд, и шумный студиозусов, и прекрасных барышень. Но с наступлением сумерек на просторах проспекта все чаще можно встретить «молодых людей, большею частию холостых, в теплых сюртуках и шинелях». Вот в этой толпе молодых людей и заметил прекрасную нимфу застенчивый художник Пискарев. Как привязанный последовал он вдаль от Невского за своим прекрасным видением. Но жизнь жестока и романтические фантазии художника разбиваются о реалии жизни – красавица была дамой полусвета. И начался персональный ад Пискарева: тревожные сны, в которых его нимфа не доступная женщина, а великосветская дама; опиум, который уносит в такие сладкие грезы; попытка спасти «любимую», предложив замужество. Но не готов был Пискарев к тому, что в спасении красавица не нуждается и жизнь ночной бабочки ей приятнее, чем благопристойное замужество.
«О, это уже слишком! этого нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он весь день. Никто не мог знать, ночевал он где-нибудь или нет; на другой только день каким-то глупым инстинктом зашел он на свою квартиру, бледный, с ужасным видом, с растрепанными волосами, с признаками безумия на лице. Он заперся в свою комнату и никого не впускал, ничего не требовал. Протекли четыре дня, и его запертая комната ни разу не отворялась; наконец прошла неделя, и комната все так же была заперта. Бросились к дверям, начали звать его, но никакого не было ответа; наконец выломали дверь и нашли бездыханный труп его с перерезанным горлом. Окровавленная бритва валялась на полу. …Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может со временем бы вспыхнувшего широко и ярко. Никто не поплакал над ним; никого не видно было возле его бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального надзирателя и равнодушной мины городового лекаря. Гроб его тихо, даже без обрядов религии, повезли на Охту; за ним идучи, плакал один только солдат-сторож, и то потому, что выпил лишний штоф водки.»
Вы знаете, в процессе прослушивания книги, у меня все чаще возникали мысли о Раскольникове Ф.М. Достоевского и влиянии Питера на его судьбу. И все четче для меня формировалась параллель между Раскольниковым и Пискаревым. Торжественный, блестящий фасад города с его дворцами и парками являлся ширмой, за которой была спрятана неприглядная жизнь простого обывателя, который с трудом зарабатывал на еду, маленькую каморку в доходном доме и был безумно одинок и никому не нужен. Город, как будто давил на своих, не таких удачливых, жителей, проверяя их на прочность. И не каждый выдерживал такую проверку. Талантливый художник Пискарев проверку не прошел. А сколько таких «маленьких людей» не прошли проверку величественного Санкт-Петербурга, и ушли незаметно, не потревожив покой других жителей города?
Мне кажется, таких Пискаревых было не мало. Этим летом посетила экскурсию по доходным домам Питера, после которой даже стала сочувствовать Раскольникову. Небогатые горожане и приезжие могли позволить себе маленькую комнатку, окна которой выходили на внутренний двор-колодец, с его специфическими запахами, грязью и обшарпанными стенами. В результате, резкий контраст богатой жизни дворян и нищенского существования остальной части жителей города очень часто приводил к личностной трагедии, которая оставалась незамеченной за огнями бальных залов дворцов.