Найти в Дзене
Technic

Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major — вершина поршневой авиации

Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major — это самый мощный поршневой авиационный двигатель, когда-либо производившийся серийно. Он стал последним и самым крупным представителем семейства радиальных двигателей Pratt & Whitney, обеспечивая мощность до 4 300 лошадиных сил. Этот мотор использовался на самых крупных самолётах своего времени, включая бомбардировщики, транспортные и экспериментальные машины. Однако его сложность и высокая стоимость сделали R-4360 символом заката эпохи поршневых двигателей и перехода к реактивной авиации. Давай разберёмся, чем так примечателен этот гигант. --- Разработка R-4360 началась в 1940 году, когда стало ясно, что существующие двигатели не смогут обеспечить нужную мощность для новых тяжёлых самолётов. Компания Pratt & Whitney взяла за основу свой предыдущий двигатель R-2800, но увеличила его размер, добавила дополнительные цилиндры и внедрила революционную схему четырёхрядного радиального двигателя. Производство началось в 1944 году, и R-4360 стал к
Оглавление

Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major — это самый мощный поршневой авиационный двигатель, когда-либо производившийся серийно. Он стал последним и самым крупным представителем семейства радиальных двигателей Pratt & Whitney, обеспечивая мощность до 4 300 лошадиных сил.

Этот мотор использовался на самых крупных самолётах своего времени, включая бомбардировщики, транспортные и экспериментальные машины. Однако его сложность и высокая стоимость сделали R-4360 символом заката эпохи поршневых двигателей и перехода к реактивной авиации.

Давай разберёмся, чем так примечателен этот гигант.

---

История создания

Разработка R-4360 началась в 1940 году, когда стало ясно, что существующие двигатели не смогут обеспечить нужную мощность для новых тяжёлых самолётов.

Компания Pratt & Whitney взяла за основу свой предыдущий двигатель R-2800, но увеличила его размер, добавила дополнительные цилиндры и внедрила революционную схему четырёхрядного радиального двигателя.

Производство началось в 1944 году, и R-4360 стал ключевым двигателем для последних поршневых самолётов ВВС США. Однако с появлением реактивных двигателей его эпоха быстро подошла к концу.

Всего было произведено почти 18 700 экземпляров.

-2

---

Технические характеристики Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major

  • Тип: Четырёхрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения
  • Число цилиндров: 28 (4 ряда по 7 цилиндров)
  • Рабочий объём: 71,5 литра
  • Диаметр: 142 см
  • Длина: 254 см
  • Масса: 1 630 кг
  • Степень сжатия: 6,7:1
  • Турбонаддув: 2-ступенчатый, с механическим нагнетателем

Мощность:

  • 3 000 л.с. (номинальная)
  • 3 500 л.с. (на взлёте)
  • До 4 300 л.с. (на поздних версиях)

Топливо: Авиабензин 115/145 октанового числа

Особенность: цилиндры были расположены спирально, что улучшало охлаждение и аэродинамику.

-3

---

Конструкция и особенности

1. Четырёхрядная радиальная схема

В отличие от обычных двухрядных звездообразных двигателей, R-4360 имел четыре ряда цилиндров, расположенных спирально. Это позволяло увеличить мощность без чрезмерного увеличения диаметра.

2. Турбонаддув и механический нагнетатель

Двигатель имел двухступенчатый турбонаддув, который значительно повышал мощность на больших высотах.

3. Огромная сложность

R-4360 имел более 4 000 деталей, включая 56 свечей зажигания и 56 клапанов, что делало его обслуживание очень сложным.

4. Надёжность, но сложность ремонта

Хотя двигатель считался относительно надёжным, его сложность часто приводила к трудностям с техническим обслуживанием.

---

Применение R-4360 Wasp Major

Этот двигатель использовался на самых мощных поршневых самолётах 1940-х и 1950-х годов:

1. Бомбардировщики

  • Boeing B-50 Superfortress — усовершенствованная версия B-29 с большей дальностью.
  • Convair B-36 Peacemaker — самый крупный бомбардировщик США, оснащённый 6 двигателями R-4360 и 4 реактивными моторами.

2. Транспортные самолёты

  • Douglas C-124 Globemaster II — тяжёлый военно-транспортный самолёт.
  • Boeing C-97 Stratofreighter — стратегический транспортник.

3. Экспериментальные самолёты

  • Hughes H-4 Hercules ("Spruce Goose") — гигантская летающая лодка Говарда Хьюза.
  • XF-12 Rainbow — рекордный разведчик со скоростью более 700 км/ч.

4. Гоночные истребители

  • Некоторые гоночные самолёты (например, Goodyear F2G Super Corsair) использовали R-4360 для достижения феноменальных скоростей.

-4

---

Проблемы и конец эпохи

Несмотря на мощность, R-4360 не смог долго продержаться на вооружении. Причины:

1. Сложность обслуживания — двигатель требовал слишком много внимания.

2. Реактивные двигатели — с появлением турбореактивных и турбовинтовых моторов поршневые двигатели стали устаревшими.

3. Расход топлива — R-4360 потреблял огромное количество горючего, что делало его менее эффективным.

Последний самолёт с R-4360 был снят с эксплуатации в 1970-х годах.

---

Интересные факты о R-4360 Wasp Major

1. Самый мощный поршневой двигатель

В серийном производстве это был самый мощный авиационный поршневой двигатель в истории.

2. Использовался на самолётах с 10 двигателями

Бомбардировщик B-36 "Peacemaker" имел шесть R-4360 и четыре реактивных двигателя, что делало его самым мощным самолётом своего времени.

3. Невероятная сложность

Один двигатель содержал 56 клапанов, 28 цилиндров и тысячи деталей, что делало его техническое обслуживание настоящим вызовом.

4. Рекорд скорости среди поршневых самолётов

Экспериментальный XF-12 Rainbow с R-4360 достигал скорости 740 км/ч, что приближалось к реактивным самолётам того времени.

5. Используется до сих пор

Некоторые самолёты с R-4360 до сих пор летают в музейных показах и на авиашоу!

---

Заключение

Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major стал вершиной развития поршневых авиационных двигателей. Он обеспечил мощь последним гигантским самолётам поршневой эры, но вскоре уступил место реактивным и турбовинтовым двигателям.

Сегодня R-4360 остаётся легендой и символом конца эпохи больших поршневых моторов.