Найти в Дзене
Истории от историка

Балканские вампиры: мифы, легенды и реальные события

Образ вампира — один из самых популярных в массовой культуре. Даже те, кто не увлекается хоррором, наверняка знают графа Дракулу, созданного Брэмом Стокером. Именно его образ закрепил в нашем сознании представление о вампирах как аристократических кровопийцах с бледной кожей, длинными клыками и способностью превращаться в летучих мышей. Однако сами легенды о вампирах уходят корнями в более древние времена, и их география куда шире Трансильвании. Балканы — настоящий рассадник вампирских преданий. Термин «вампир» считается заимствованным именно из сербского языка, а в XVIII веке именно Балканы стали эпицентром европейской «вампирской паники». Одним из первых документально зафиксированных случаев вампиризма стал инцидент с крестьянином Петаром Благоевичем из сербской деревни Кисилёво. Он умер в 1725 году шестидесяти с лишним лет от роду, но спустя несколько дней после его похорон в деревне начались странные смерти. Девять человек, включая его собственного сына, скончались в течение недели
Оглавление

Образ вампира — один из самых популярных в массовой культуре. Даже те, кто не увлекается хоррором, наверняка знают графа Дракулу, созданного Брэмом Стокером. Именно его образ закрепил в нашем сознании представление о вампирах как аристократических кровопийцах с бледной кожей, длинными клыками и способностью превращаться в летучих мышей. Однако сами легенды о вампирах уходят корнями в более древние времена, и их география куда шире Трансильвании.

Балканские корни вампиризма

Балканы — настоящий рассадник вампирских преданий. Термин «вампир» считается заимствованным именно из сербского языка, а в XVIII веке именно Балканы стали эпицентром европейской «вампирской паники».

Одним из первых документально зафиксированных случаев вампиризма стал инцидент с крестьянином Петаром Благоевичем из сербской деревни Кисилёво. Он умер в 1725 году шестидесяти с лишним лет от роду, но спустя несколько дней после его похорон в деревне начались странные смерти. Девять человек, включая его собственного сына, скончались в течение недели после того, как, по слухам, Благоевич приходил к ним во сне. Местные жители эксгумировали его тело и обнаружили, что оно не подверглось разложению, а во рту покойного виднелась свежая кровь. Чтобы обезопасить себя, крестьяне пронзили труп осиновым колом, после чего, по их словам, из него хлынула кровь.

Австрийский чиновник Эрнст Фромбальд составил отчет об этом деле. Выдержки из него попали в печать, были переведены и этих пор Европу охватила одержимость вампирами.

Еще один случай произошел в 1726 году в селе Медведжя, где умерший сербский гайдук (разбойник) Арнаут Павел, по рассказам односельчан, стал посещать людей и доводить их до смерти. Перед своей гибелью (он упал с телеги и сломал шею) Павел рассказывал, что как-то сам подвергся нападению вампира и дабы не превратиться в нечисть, прибегнул к верному средству: поел земли с вампирской могилы и вымазался вампирской кровью. После эксгумации его тело тоже оказалось нетронутым разложением, а при пронзании колом раздался жуткий крик. Крестьяне обезглавили его труп и сожгли.

Самый же масштабный случай вампиризма произошел там же, в Медведже, спустя несколько лет. В течение шести недель умерло 13 человек. Некоторые связывали эпидемию смертей с тем, что они ранее жили в турецкой части Сербии, другие предполагали, что люди заразились вампиризмом, съев мясо больного скота, убитого Павлом Арнаутом. Село охватила паника, жители собрались переселяться в другое место. Обезумевшие от страха крестьяне вскрыли несколько десятков могил впоисках вампиров и нашли 17 упырей с характерными признаками (сохранность плоти). Всех их сожгли, а пепел бросили в реку. Дело приобрело такой масштаб, что австрийские власти отправили на место врачей, которые зафиксировали этот случай в официальных отчетах.

Легенда о Саве Савановиче

Самым известным (хотя уже и легендарным) сербским вампиром считается Сава Саванович. По преданию, он жил на водяной мельнице в деревне Зарожье и убивал каждого, кто оставался там на ночь. История Савановича стала известной благодаря сербскому писателю Миловану Глишичу, который в 1880 году опубликовал повесть «Спустя девяносто лет», предвосхитив знаменитый роман Брэма Стокера о Дракуле, и оказал влияние на развитие вампирского жанра в сербской литературе.

В отличие от западных представлений о вампирах, балканские кровопийцы могли заводить семьи и даже иметь детей. Такие потомки назывались «вампировичами». Они могли наследовать часть способностей родителей, но не всегда были нечистью, хотя не имели костей и не отбрасывали тени. Более того, некоторые из них становились охотниками на вампиров, так как имели дар распознавать нечисть.

Интересно, что черногорские вампиры не испытывали большой охоты к посещению чужих жен, а все потому, что черногорец тотчас рассчитался бы с женой и с вампиром, если бы застал с нею, как уверяют исследователи местного фольклора.

Как распознать и уничтожить вампира

В балканских поверьях вампир — это не утонченный аристократ, а скорее раздутое тело с багровым лицом и без костей, похожее на кожаный мешок, наполненный кровью. Именно поэтому считалось, что вампир способен проникнуть в дом через мельчайшую щель. Упырь сочетал в себе черты восставшего покойника и оборотня.

Называют этого демона в разных балканских регионах на свой лад: вукодлак, выкодлак, вълкодлак, вурколак, тенац, лампир и так далее, включая собственно вариант вампир (согласно одной из интерпретаций, это слово проникло в западноевропейские языки именно из сербского, пусть и не прямым путем).

Чтобы предотвратить превращение покойника в вампира, в Сербии соблюдали целый ряд ритуалов:

  • Гроб натирали чесноком.
  • В рот мертвеца вливали теплое красное вино, чтобы заранее насытить жажду крови.
  • Прокалывали кожу иглой или гвоздем, чтобы не дать телу раздуться.
  • На двери дома рисовали кресты из смолы.
  • В окно клали боярышниковые ветки, которые снимали только через 40 дней.
  • Кроме того, овампирение (в сербском языке превращение в вампира обозначается возвратным глаголом «повампирити се» — в буквальном смысле «овампириться»), согласно балканским поверьям, имело место в том числе в случаях осквернения трупа каким-то животным, которое могло перепрыгнуть через него или пройти под ним (такие «преступления», как нетрудно догадаться, в сельской местности совершали, например, кошки и курицы). Гроб ставили у самой стены и в целом стерегли от всех живых существ, чтобы предотвратить подобное происшествие.

Если же вампир уже восстал, то единственным способом его уничтожить было пронзить тело осиновым или боярышниковым колом (впрочем, годились и собачьи клыки), а затем сжечь его останки. цитата из Законника Стефана Душана, важнейшего источника средневекового права Сербии, позволяет предположить, что подобные случаи не были редкостью.

Статья 20. О могилах

И люди, которые с волхвованием достают (покойников) из могил и их сжигают; село, которое это сделаетъ, пусть платит «вражду»; если же поп на это пришел, то да извергнется из священства.

Иногда в могилу втыкали четыре горящие свечи и окружали ее черной шерстяной нитью.

В балканской мифологии вампиры были довольно уязвимы и часто погибали от острых предметов или укусов собак и волков. Те, кто выжали, переезжали в другие места и становились мясниками – это была работа, позволяющая быть ближе к источнику крови. Они могли возвращаться к своим женам, принимая облик человека или пса.

Есть поучительная история о вампире, который навещал свою вдову, когда та собирала сено на лугу. Однажды он появился перед ней в образе пса и порвал её юбку. Женщина рассказала об этом мужу, но тот лишь посмеялся. Однако вдова заметила в его зубах нити от своей юбки – именно тогда она осознала страшную правду. В следующий раз, занявшись сеном, она будто случайно проткнула мужа вилами, и таким образом навсегда избавилась от вампира.

Примечательно, что вампиры считались довольно простодушными существами, легко поддающимися обману, что и демонстрируется в этой истории.

Балканские вампиры в современной культуре

Сегодня легенды о вампирах Балкан вдохновляют писателей и режиссеров. Помимо Дракулы, существует множество книг и фильмов, основанных на местных поверьях. Даже сербские власти в 2012 году напомнили о Саве Савановиче, когда старую мельницу, якобы принадлежащую вампиру, разрушило наводнение. Чтобы успокоить местных жителей, власти рекомендовали ставить на окна чеснок.

Балканы — один из немногих регионов, где вера в вампиров до сих пор остается частью фольклора. Несмотря на развитие науки, старинные поверья продолжают жить, а древние истории пугают и завораживают новых поклонников мистики.

Влад Цепеш
Влад Цепеш

По материалам: Наталия Осояну. Балканские мифы. От Волчьего пастыря и Златорога до Змея-Деспота и рыбы-миродержца. М.: МИФ, 2025.

***

Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!

Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).

Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

«Последняя война Российской империи» (описание)

-3

«Суворов — от победы к победе».

-4

«Названный Лжедмитрием».

-5

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.