Найти в Дзене

Почему сложная жизнь — это награда

Однажды я попала в Бактрию, страну тысячи городов. Почему меня туда понесло — не знаю, хотя в то время думала, что знаю всё на свете. Я искала на тёмных улицах дом для ночлега. Меня остановил сладкий запах — он исходил от двери, надпись на которой гласила: «Приди в обитель Турки Жанди и обрети духовную пользу. В поминаниях Истинного Бога все сердца, посмотри. Здесь исполняются желания страждущих. Посмотри, как здесь лечатся душевные болезни. Посмотри, как воплощаются чистые помыслы. Дверь открывается в сторону Рая — посмотри». Я прижала ладонь к резьбе — дверь поддалась с музыкальным скрипом. Во дворе спали котята и сушился урюк на газетах. Я вошла в мавзолей из золотистого камня и села перед мраморным саркофагом. Пыталась вспомнить молитвы, но вместо них полились слёзы. Это была река слёз, словно внутри меня треснула плотина, и вся боль прорвалась наружу. Из окна под куполом ко мне потянулась полоска лунного света, похожая на отрез ткани. Вверху закурлыкали голуби, я отвлеклась на 
фото jossemio, отрывок из романа "Люди, которые стареют красиво"
фото jossemio, отрывок из романа "Люди, которые стареют красиво"

Однажды я попала в Бактрию, страну тысячи городов. Почему меня туда понесло — не знаю, хотя в то время думала, что знаю всё на свете. Я искала на тёмных улицах дом для ночлега. Меня остановил сладкий запах — он исходил от двери, надпись на которой гласила: «Приди в обитель Турки Жанди и обрети духовную пользу. В поминаниях Истинного Бога все сердца, посмотри. Здесь исполняются желания страждущих. Посмотри, как здесь лечатся душевные болезни. Посмотри, как воплощаются чистые помыслы. Дверь открывается в сторону Рая — посмотри».

Я прижала ладонь к резьбе — дверь поддалась с музыкальным скрипом. Во дворе спали котята и сушился урюк на газетах. Я вошла в мавзолей из золотистого камня и села перед мраморным саркофагом. Пыталась вспомнить молитвы, но вместо них полились слёзы.

Это была река слёз, словно внутри меня треснула плотина, и вся боль прорвалась наружу. Из окна под куполом ко мне потянулась полоска лунного света, похожая на отрез ткани. Вверху закурлыкали голуби, я отвлеклась на них, а когда вернула взгляд вниз, увидела старика в чалме и зелёном халате. Он пах сливочным маслом, его белая кожа светилась.

— Ас-салям алейкум. Я не слышала, как вы вошли.

— И тебе примирения, дочка. Я прихожу сюда поработать. Ночь — единственное время, когда здесь нет туристов.

Он вытащил из сумки складной столик, поставил чернильницу и разложил инструменты.

— Вы писарь?

— Каллиграф, — чарующе улыбнулся старец. — Занимаюсь этим всю жизнь и достиг степени чистоты в тридцать два года.

— Что такое «степень чистоты»?

— Это первая ступень на пути мастера, когда он решает ничем другим больше не заниматься и посвятить себя линиям, завиткам, точкам. Даже если жена ворчит: «Где деньги?» — каллиграфа в степени чистоты это не потревожит. Он спокойно ответит: «Будут». Потому что уверен: если Всевышний выбрал его своим инструментом, то непременно накормит.

Старик разгладил хрустальным яйцом бумагу и достал из-под халата пенал с каламами — палочками для письма, что хранил возле сердца.

— Шкатулка каллиграфа закрывается на два замка — обычный и потайной, потому что приспособления для письма священны: мы выводим ими слова, которые навсегда останутся в мире.

— Можно взглянуть? — я потянулась к его каламам. — Почему они в трещинах?

— Я пишу только такими. Забираю из мусорных корзин других каллиграфов, заполняю смолой трещины, перевязываю шёлковой нитью. Исцелённые каламы послушнее в руке и ласковее к бумаге. С них не капают излишки чернил — они берут сколько нужно. Каким бы почерком я ни писал, они идут живо и бодро. Во время заточки не стонут. Ими я привожу в мир великие тексты — только поломанные каламы их понимают. Да, они с изъянами, но в этом их прелесть — спутать с другими их невозможно. Поможешь мне склеить один?

Старик дал мне палочку с трещиной и пузырёк с чем-то блестящим.

— Я не умею.

— У тебя получится, просто делай с любовью. Любовь всё может и всё исцеляет.

Я приложила иголку с каплей смолы к каламу: трещина сама затянулась — о ней напоминала лишь золотая ниточка склейки.

— Дай я его испытаю, — сказал каллиграф.

Алмазный перстень сиял в лунном свете, калам поскрипывал в руке старца. Наконец он протянул мне бумагу — на ней была написана история моей жизни до момента, как я вошла в обитель Турки Жанди и встретила каллиграфа.

— Что дальше? — еле смогла вымолвить я.

— Что тобой напишет Всевышний.

Слёзы снова хлынули из меня, я закрыла лицо руками, а когда открыла, каллиграфа не было на прежнем месте. Пропали его столик, пенал, чернильница и полоска лунного света, похожая на отрез ткани.

В ту ночь я поняла: я страдала, потому что считала себя каллиграфом, а я всего лишь поломанный калам, который Всевышний склеил своей любовью. Именно благодаря своей трещине я попала в Его руки и сделалась Его инструментом. Теперь понимаешь, как нам повезло вырасти на сложной почве, что заставила нас сломаться?

Мария Фариса, роман "Люди, которые стареют красиво"
Мария Фариса, роман "Люди, которые стареют красиво"

Вы прочитали отрывок из романа "Люди, которые стареют красиво".

Узнать больше о книге и прочитать другие истории можете здесь.