"Джипоподобных" становится меньше — в России впервые зафиксировали уменьшение доли продаваемых кроссоверов и псевдовнедорожников. Хотя для наших просторов нужно что-то большое, обязательно полноприводное, мощное и крепкое.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат» по итогам продаж новых авто за январь-февраль 2025 года доля кроссоверов и внедорожников упала до 66,6% против 70,5% годом ранее. Причина — народ предпочитает покупать машинки класса «В», конкретней, «Гранту». Она в настоящий момент наиболее доступна, а денег у россиян становится всё меньше.
На бумаге, конечно, всё иначе, по итогам четвёртого квартала 2024 года Росстат «нарисовал» совершенно феерическую среднемесячную номинальную заработную плату в среднем по стране — аж 100 620 рублей, рост на 18,8% год к году. Правда, про эту цифру сразу же постарались забыть, до чиновников дошло, что перестарались, и решили «не дразнить гусей».
Китайские кроссоверы, средняя стоимость которых находится на уровне 3,3−35, млн рублей, по карману немногим, автокредитование в полном ауте, всё один к одному. Покупать модные машинки не на что, не до жиру.
- И почему в моде именно кроссоверы? Адекватного ответа на вопрос, в общем-то, нет. То, что сейчас рекламируется как самый прогрессивный автомобиль, по сути, некий высокий универсал, зачастую имеющий лишь передний привод, даже на слегка раскисшей грунтовке этот пепелац моментально сядет. Откуда оно вообще пошло?
- Мало кому известно, что первый комфортабельный внедорожник сделали в Советском Союзе. В начале 50-х годов ХХ века на Горьковском автозаводе скрестили легковушку М-20 «Победа» и армейский вездеход ГАЗ-69. Получившаяся конструкция в 1955-м встала на конвейер под скромным обозначением М-72, хотя это была революция в мировом автомобилестроении.
- У авто, как и у любого современного кроссовера, был несущий кузов, причём от «Победы» взяли лишь внешние элементы — силовую конструкцию пришлось создавать заново. Агрегатная часть осталась унифицированной с «козликом», двигатель, КПП, раздаточная коробка и мосты в целом практически не изменились. Что было очень грамотно с точки зрения ремонта.
М-72 делали всего четыре года, было выпущено около 5000 автомобилей. Далее производство прекратили, так как «Победу» сняли с конвейера, и кузовщины не стало. Дальнейшего развития проект, увы, не получил. На базе универсала «Волга» ГАЗ-22 построили один полноприводный авто, его фото сохранились, но далее всё заглохло.
Эстафету перехватил Волжский автомобильный завод, великий советский конструктор Пётр Прусов создал «Ниву» — первый в мире по-настоящему массовый внедорожник с несущим кузовом.
Его творение было уже ближе к современным кроссоверам, так как там отсутствовали позаимствованные с настоящих внедорожников элементы. Балка заднего моста — с «Жигулей», независимая передняя подвеска разработана с нуля, ДВС и КПП легковые.
- Тем не менее, это был одновременно и полноценный внедорожник. И у ГАЗ М-72, и у ВАЗ-2121 присутствовала полноценная механическая раздаточная коробка (РК) с «понижайкой», а у «Нивы» (постоянный полный привод) имелась блокировка межосевого дифференциала. То есть и там, и там в наличии честный полный привод (ЧПП) — очень важный момент.
- «Нива» и «Шнива» — практически то же самое — выпускаются и по сей день, и тут нам есть чем гордиться. Точнее, было.
- С момента создания ВАЗовского внедорожника прошло полвека, но ничего нового в Тольятти так и не создали. «Ниву-2», которую Пётр Прусов конструировал до самой своей смерти, на конвейер так и не поставили. Хотя машина очень красивая.
- Практически всю документацию по ней люди из Renault уничтожили, по сути, нужно начинать с начала. Но никому на «АвтоВАЗе» это не нужно, там осваивают бюджеты.
В конце ХХ века внедорожники «пошли в массы», они стали модными, но производители схитрили и вместо дорогих рамных конструкций стали клепать «псевдоджипы» с несущим кузовом.
Постепенно они становились всё более легковыми, в настоящее время так называемые «кроссоверы» не имеют с той же «Нивой» практически ничего общего. ЧПП отсутствует как класс, привод порой и вовсе на одну ось, а если и на обе, то полноценной РК нет — вместо неё некий эрзац.
Легковая база с чуть увеличенными ходами подвесок, колёсики побольше, другой кузов — высокий и просторный, вызывающий внешний вид. В США такие авто тоже популярны, но по большей части у женщин. Нормальные американские парни ездят на полноценных внедорожниках и пикапах, гламурный кроссовер пацаны там не поймут, и будут правы.
- У нас же творится какой-то гейропейский «унисекс» — мужики не стесняются пересаживаться на всевозможные имитации внедорожников, причём порой самого «толерантного» вида. Просят за них совершенно неадекватные деньги, и народ почему-то платит. То есть платил — сейчас продажи на российском авторынке катастрофически упали.
- Что-то покупается, но от нужды — когда нужны колёса под задницей. «Гранта» дешевле всего, её ещё немного берут, за «Ниву» хотят какое-то несуразные деньги, народу она уже не по карману. А ничего иного и нет.
- Проект с китайцами не выгорел — переклеивать шильдики на FAW Bestune T77 люди из КНР отказались, и проект Lada X-Cross 5 пришлось закрыть. Впрочем, его бы всё равно пришлось ликвидировать: FAW Bestune T77 стоит около 2 млн рублей, с отечественной эмблемой за него, судя по всему, просили бы не менее 3 млн рублей, а то и поболее. Как оно творится с «псевдомосквичами».
Ничего страшного в том, что кроссоверы стали покупать меньше, нет. Напротив, налицо позитив. Очищение. Нашей стране требуются другие автомобили, точно не «смартфоны на колёсиках».
Если говорить про кроссоверы для России, то нам нужно что-то типа «кирпича» Jeep Cherokee XJ — «американской „Нивы“» — или Jeep Grand Cherokee ZJ. Они тоже с несущим кузовом, комфорт совершенно легковой, особенно в «гранде», но внизу настоящие неразрезные мосты Dana 30, а под капотом солидные моторы. ЧПП опять-таки. Да и в целом всё просто, крепко, надёжно и ремонтопригодно. Немного осовременить при помощи светодиодной оптики и мультимедиа — вот оно, счастье.
Производство «чирков» завод в Тольятти точно потянет, если оттуда, конечно, убрать нынешнюю команду. А заодно напомнить Минпромторгу слова любимой песни чекистов — «с чего начинается Родина». В остальном ничего невозможного. У Chrysler нынче крупные проблемы, денег нет, и они вряд ли откажутся продать русским лицензии на свои устаревшие авто. Для них оно устаревшее, для нас — суперхайтек.
Ознакомиться с похожими материалами нашего издательства можно здесь