Найти в Дзене

Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина.

Премьера 2025 года Автор - Фридрих Дюрренматт. Автор сценической версии - Алексей Житковский Режиссер - Игорь Теплов. Художник-сценограф - Виктор Шилькрот. Художник по костюмам - Ирэна Белоусова. Художник по свету - Максим Бирюков. Автор сценической версии немного изменил текст, но в целом, следовал за автором пьесы. Спектакль масштабный, занято много актеров. Язык спектакля не сложный, гротесковый, коллизии абсурдны и фантастичны. Сюжет многим известен по фильму Михаила Козакова «Визит старой дамы». Мультимиллионерша Клара Цаханассьян в эксцентричном исполнении Веры Воронковой возвращается в родной город Гюллен, чтобы осуществить свою давнюю безумную мечту - убить бывшего любовника Фридриха Илла, но не своими руками. Она заключает сделку с жителями города: дает им миллиард, если они убьют Илла. Действие происходит на станции или в депо, куда сначала вкатывается по рельсам небольшая платформа на колесах с приехавшей Кларой, ее свитой и синим гробом. Клара сорвала стоп-кран, и по ее вне

Премьера 2025 года

Автор - Фридрих Дюрренматт.

Автор сценической версии - Алексей Житковский

Режиссер - Игорь Теплов.

Художник-сценограф - Виктор Шилькрот.

Художник по костюмам - Ирэна Белоусова.

Художник по свету - Максим Бирюков.

Автор сценической версии немного изменил текст, но в целом, следовал за автором пьесы. Спектакль масштабный, занято много актеров. Язык спектакля не сложный, гротесковый, коллизии абсурдны и фантастичны. Сюжет многим известен по фильму Михаила Козакова «Визит старой дамы». Мультимиллионерша Клара Цаханассьян в эксцентричном исполнении Веры Воронковой возвращается в родной город Гюллен, чтобы осуществить свою давнюю безумную мечту - убить бывшего любовника Фридриха Илла, но не своими руками. Она заключает сделку с жителями города: дает им миллиард, если они убьют Илла. Действие происходит на станции или в депо, куда сначала вкатывается по рельсам небольшая платформа на колесах с приехавшей Кларой, ее свитой и синим гробом.

Подготовка к встрече Клары. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.
Подготовка к встрече Клары. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.

Клара сорвала стоп-кран, и по ее внешности видно, что она - человек с сорванной психикой. Ведет себя бесцеремонно, запрыгивает на Илла при встрече. Она одета в черно-белый наряд, черные очки, в белую балаклаву. Губы ее накрашены густым слоем красной помады, а над головой ее взметнулся угрожающий столб из черных волос.

Приезд Клары и ее восьмого мужа. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.
Приезд Клары и ее восьмого мужа. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.

Члены ее свиты выглядят как клоуны. Они наряжены в яркие розово-оранжевые костюмы, делающие их похожими друг на друга. Жители Гюллена по контрасту с ними все в сером, с сильным напылением ржавчины на одежде.

Клара и ее подручные. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.
Клара и ее подручные. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.

Жители Гюллена по контрасту с ними все в сером, с сильным напылением ржавчины на одежде.

Жители Гюллена. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.
Жители Гюллена. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.

Первое действие развивается в жанре гротесковой трагикомедии. Основной центр притяжения - эксцентричная Клара и ее слуги: Боби (Виктор Васильев), дворецкий, бывший судья Хофер из Гюллена. Роби (Сергей Миллер) - убийца в розовой шапочке со свистком во рту. Тоби (Андрей Сухов) - еще один клоун, кастрированный и ослепленный убийцей Роби за дачу ложных показаний против Клары на суде.

В юности девушка подала иск против Илла о признании им отцовства, но он нанял лжесвидетелей, объявивших, что они тоже спали с Кларой. Клара стала проституткой, ее ребенок умер, но она вышла замуж за миллионера Цаханассьяна и разбогатела. Потом у нее случилось еще 7 мужей. Предпоследний - Моби (Назар Сафонов), молодой парень, любитель рыбалки. Он одет в женское платье и ярко-розовые колготки, а на голове у него ободок с ушами мыши того же цвета. Восьмым мужем становится дворецкий по ходу действия. Сумасшедшая Клара выходит за него замуж в Гюллене и тут же начинает бракоразводный процесс.

Фридрих Илл с женой. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.
Фридрих Илл с женой. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.

Клара горбата. Она, не стесняясь, всем демонстрирует свой протез ноги и сообщает, что она вся собрана по кускам, побывав в катастрофах несколько раз. Рассказывая о себе, она недвусмысленно заявляет, что понабралась у мужей такой чертовщины, что теперь она сама сущий ад. Но ад в этой истории не она, а жители Гюллена, которые начинают набирать в кредит товаров, постепенно примиряясь с идеей, что Илл должен быть принесен в жертву.

Трагедия раскручивается с мгновенной быстротой, принимая формы фантасмагории. По сюжету Клара привезла с собой огромного кота, которого она называет Черным барсом. Так она когда-то звала Илла. В спектакле его играет Боби, он же дворецкий, он же бывший судья. Судья зачем-то цитирует слова дяди Вани из пьесы Чехова. Видимо, чтобы усилить абсурд. Он надевает кошачью голову и хвост, изображая барса. Все жители бросаются ловить кота, а Илл на этом фоне пытается найти защиту для себя. Но и полицейский, и бургомистр, и даже священник уже разрешили себе кровь по совести. Более того, они прикрываются лицемерными речами о раскаянии и спасении души. В конце первой части Илл пытается сбежать, но приход дочери останавливает его (в пьесе он сам не садится на поезд, потому что боится, что его там убьют).

Вторая часть спектакля отличается меньшей эксцентричностью. В ней больше психологических сцен. Илл не сразу, но осознает трагедию, которая с ним случилось, и готов принять наказание. Даже семья отказалась от него, и дочь позирует в шапочке стюардессы, мечтая улететь куда подальше. Актер Андрей Заводюк, статный, высокого роста мужчина, играет во втором акте трагическую фигуру. В начале спектакля он надеется, как и все, на доброе отношение к нему Клары и вызывает смешанные чувства. Он при своем росте играет маленького человека, замученного нуждой, с задней мыслишкой - погреть руки на миллионах Клары. В конце спектакля Фридрих выглядит другим человеком: он не сдается и отчаянно требует правосудия.

Убийство. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.
Убийство. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.

Единственный человек, кто пытается пробудить жителей и встряхнуть Илла, - это учитель (Алексей Воропанов), но и он сдается и сознается в сребролюбии. Более того, именно учитель станет идеологом убийства, которое будет совершено под музыку Девятой симфонии Бетховена - Ode an die Freude («Оды к радости»), являющейся в настоящее время гимном Евросоюза. Не хотелось бы думать, что спектакль метит в Евросоюз. Это очень прямолинейно.

Роль Клары тоже усложняется. Она из властной клоунессы превращается в одержимую женщину, которая решила и себя похоронить рядом с любимым. Вера Воронкова играет настолько психологически убедительно, что последняя сцена делает ее похожей на Медею.

Карающая Медея. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.
Карающая Медея. Спектакль «Сделка» в театре имени Пушкина. Фото автора.

В спектакле есть персонаж, роль которой не прописан Дюрренматтом. Это мадам Болл (Тамара Лякина). Она - сумасшедшая старуха, почетный житель Гюллена. Илл женат на ее дочери. На протяжении пьесы она выкрикивает лозунги против жидо-масонов и воплощает такую хтонь человеческой души, что становится страшно. Именно она, единственная из женщин, присутствует на казни Илла и именно ей Клара отдает чек на миллиард (в пьесе миллиардерша отдает чек бургомистру), и теперь все в этом городе будет в руках другой сумасшедшей. В этом, вероятно, и есть возмездие, которое позволил себе Алексей Житковский. Конечно, это та старая дама, которая приходит за всеми рано или поздно, но за некоторыми - сумасшедшая!

Спектакль поднимает вопрос человеческой природы и значения культуры. Может ли культура удержать людей от преступления или она только дым, который развеивается с приходом нового тирана к власти? Можно ли оправдать убийство одних людей во имя того, чтобы жили другие? С чего начинается манипуляция, чтобы подтолкнуть людей на совершение преступления? Почему именно в 20 веке к власти пришли тираны, загубившие огромное число людей?

Все эти вопросы не случайно волновали Фридриха Дюрренматта, жившего в эпоху фашизма. Важнейшим вопросом пьесы является и вопрос об оправдании преступления. Как христиане в условном Гюллене и христиане других стран в эпоху Второй мировой войны, да и в нашу эпоху оправдывают соучастие в совершаемых преступлениях? Актуальность пьесы очевидна, как и очевидна абсурдная реальность, в которой мы живем, каждый со своей шкалой ценностей.