К сожалению, то, чего я опасался, случилось. Я никогда не верил руководству Первого канала и уж тем более тем людям, которые стоят за этим «фигурнокатательным реслингом», называемым «Русским вызовом». Первый турнир два года назад можно было скорее назвать «Русский фарс», второй, год назад, многие назвали «Русской депрессией». Этот же турнир, что прошёл в минувшую субботу, смело можно окрестить «Русской подставой». (Русской – наверное, называть неправильно, но точно подставой.)
Я с самого начала был против участия Анны Щербаковой в этом сомнительном мероприятии, в котором два года подряд до этого неизменно побеждал Алексей Ягудин с одним и тем же номером на разную музыку. В этот раз решили, что будет слишком, если Ягудин снова победит, поскольку, если год назад он читал стихи, в этот раз ему бы пришлось, видимо, спеть. Ягудин остался ведущим, но от этого суть турнира не изменилась.
Как мы знаем, идея проведения турнира принадлежит Авербуху с Жулиным. Возникла она после того, как бесконечный «Ледниковый» окончательно деградировал (впрочем, сиё сомнительное шоу уже успели возродить). И «странным образом» в приоритете были номера, поставленные этими двумя деятелями, особенно неугомонным Авербухом. А действительно ли Авербух с Жулиным такие высококлассные постановщики? Я бы в этом не был так уверен, но там своя компания.
И вот когда в этом году появилась информация, что номер Щербаковой будет ставить Авербух, с учётом того, что Щербакова фактически стала лицом Первого канала, вытягивая собой его не самые профессионально сделанные, мягко говоря, программы, у некоторых поклонников Анны появилась надежда, что позволят выиграть. Тем более, незадолго до её дня рождения. Честно признаюсь, я в это практически ни на секунду не верил. Анна как была чужой для них, так чужой и осталась, и своей никогда не станет. Её просто используют. Нет, это ей, конечно, приносит определённые доходы и немалые, но, совершенно очевидно, что никто там не заинтересован позволять ей сильно возвышаться.
То, что с ней случилось на третьем «Русском вызове» можно смело сравнить с легендарным «монреальским обломом» Брета Харта, когда 9 ноября 1997 года на шоу Survarior Series Винс Макмен не дал ему уйти с чемпионским поясом в другую федерацию (WCW). В бою с Шоном Майклзом судья до трёх отсчитал за одно мгновение, хотя Харт не знал о таком сценарии. Кстати, тот инцидент на русском языке также называют ещё и «монреальской подставой».
С Анной Щербаковой поступили примерно так же. Уж точно она выходила на лёд не для того, чтобы просто поучаствовать и занять седьмое место!
Этот турнир я не зря называю «фигурнокатательным реслингом». Ведь как в реслинге? Смотришь, переживаешь, болеешь, хотя подсознательно понимаешь, как всё закончится, определено заранее, а всё остальное постановка.
За руку, конечно, никого не ловил и свечку не держал, но мы ж третий раз уже наблюдаем, и каждый раз сценарий похожий. Судьи почти всех хвалят, но почему-то одним ставят семёрки, а другим десятки. А если вам всё понравилось, то почему так? Понятно, что этот турнир переполнен ханжеством и лицемерием, но мы же видим, что номера определённых постановщиков (скажем так) и определённых исполнителей всегда у судей в приоритете.
В самом начале, когда Ягудин напоминал, что он двукратный победитель этого турнира, он заметил, что поскольку он не участвует, у турнира будет новый победитель или чемпион – точно не помню, как он сказал, но это не столь важно, главное, что в мужском роде. А ведь по идее он должен был добавить: «или победительница (чемпионка), или победители (чемпионы)». Конечно, употребление только мужского рода и не употребление женского рода и множественного числа можно списать на особенности русского языка, где слово, употреблённое в мужском роде единственного числа, может рассматриваться, как универсальное, не определяющее конкретный род и число, однако то, что последним выступал «недавно обиженный» Дмитрий Алиев, представляющий Петербург на турнире, проходящем в Петербурге, заставляет задуматься. Да, Алиев не выиграл (едва не выиграл), но по статусу ли ему было выступать последним? Особенно тогда, когда на турнире немало олимпийских чемпионов и чемпионов мира.
Из одиночниц самой титулованной была Анна Щербакова, но она даже из одиночниц не выступала последней. И если мне кто-то скажет о жеребьёвке, я отвечу словами Майкла Корлеоне: «Не надо оскорблять мой разум!» Достаточно посмотреть на то, кто выступал в начале и кто - ближе к завершению. Но как же так получилось, что главная звезда всего этого действа - олимпийская чемпионка, чемпионка мира и Европы, трёхкратная чемпионка России, только ради которой многие включили телевизор во время этого сомнительного шоу и пришли на трибуны (при всём уважении, не ради же Алиева или, скажем, Синициной с Кацалаповым!!!) выходила на лёд в середине программы?
У Анны Щербаковой выиграть этот турнир, да даже занять призовое место шансов было абсолютный ноль. Всё было против неё. Когда я увидел, что единственная олимпийская чемпионка прошлой Олимпиады в фигурном катании выступает где-то в середине, окончательно стало всё понятно. Если и были какие-то очень-очень призрачные надежды, то и они улетучились. Так и получилось: все, кто заняли места выше, выступали позже.
Даже если бы номер Анны был бы лучше одного из олимпийских (хотя Авербух такой никогда бы не смог поставить), ей бы выиграть всё равно никто не дал. Так же, как ей не дали выиграть на первом турнире, где её номер «Семнадцать мгновений весны», поставленный Даниилом Глейхенгаузом, был абсолютно лучшим, но занял лишь третье место. Ну, ладно Ягудин – у него день рождение был, а вот второе место тогда Синициной /Кацалапова с абсолютно бесцветным номером – это, извините за выражение, какой-то интеллектуально-вкусовой абсурд!
В этот раз то, что Щербакова не выиграет, было понятно даже из регламента.
После судейского беспредела прошлогоднего турнира, где призы раздавали вообще непонятно по какому принцу – как таковых оценок не было, а вместо этого – какое-то «недоевровидение», регламент решили вернуть ближе к первому. Только вот внесли несколько поправок. Весьма важных. К четырём непрофессиональным членам жюри добавили ещё и четырёх членов жюри, имеющих отношение к фигурному катанию. И есть у меня очень серьёзные подозрения, что далеко не все члены жюри хорошо относились к Анне Щербаковой, как бы в лицо они не улыбались. Самое, конечно, необъяснимое с точки зрения здравого смысла и принципа справедливости было нахождения в жюри нового руководителя ФФККР Антона Сихарулидзе. Это вообще ни с какой точки зрения недопустимо! Хотя о чём мы, если он позволяет себе менять регламент соревнований по ходу сезона и врать всем в лицо, что в регламенте якобы была допущена техническая ошибка! Но это ведь не так, поскольку в этом и прошлом сезоне были разные соревнования (например, Спартакиада была только в прошлом году). Да и в принципе – руководитель спортивной федерации не может быть судьёй на соревнованиях! Да же на таких! И не забываем, что Сихарулидзе был одним из тех, кто публично поддерживал идею отказа от замен на олимпийском командном турнире. А после интервью Ани Максиму Транькову… Ну, в общем, сами понимаете… Щербакова растревожила осиное гнездо, хоть и не сильно, не разворошила, но потревожила, приоткрыв то, чего они хотели бы скрыть.…
Но это ещё не всё, кроме непрофессионального и профессионального жюри, программы оценивали и зрители в зале. А это для Анны был однозначный приговор заранее.
Дело тут даже не в том, что турнир проходил в Петербурге, где, очевидно, у Анны болельщиков поменьше будет, хотя, конечно, они тоже есть в немалом количестве. Но у питерских фигуристов их явно больше. Было б дело в Москве или каком другом городе расклад бы был совсем другой. Но повторюсь, это не главное. Главное в другом – в том, что все соперники Ани по этому турниру (кроме Александры Трусовой) фигуристы с нейтральным болельщицким интересом. А вот Анна Щербакова, Александра Трусова, Алина Загитова, Евгения Медведева, Камила Валиева, Алёна Косторная уже относятся к тому типу фигуристок, которых многие любят, но многие и ненавидят. Причём, именно ненавидят. Тут противостояние фанатов и болельщиков этих фигуристок запредельное, почище, чем в футболе между фанатами «Спартака», ЦСКА и «Зенита». (Кстати, всем известно, что Анна болельщица московского «Спартака», который неделей ранее уверенно переиграл «Зенит», а как к красно-белым относятся в городе на Неве, хорошо известно.)
Косторная не участвовала, Валиева – тем более (да и не имела права), Загитова после первого турнира поняла, что ловить ей тут нечего. Медведева после двух неудачных попыток, поняла то же самое, откатала очередной невыразительный показательный номер в начале турнира и села в жюри (Ане надо было поступить так же).
Щербакова и Трусова, чтобы они ни показали, победить при таком регламенте по определению не могли. Из-за болельщиков, в том числе и друг друга. Учитывая, что Аня от болельщиков получила даже меньше, чем от жюри, понятно, что в зале были люди, которые сознательно занижали оценку. Возможно, специально ставили от 0 до 1. Даже если их было не очень много, они всё равно своё дело сделали.
Теперь сам номер. Ставился он на скорую руку Авербухом, который, как говорят, давно очень хотел поработать с Щербаковой. Но это вовсе не значит, что он не работал с другими. С другими ему работать проще. Щербакова для него чужая, он её не чувствует. Нет гармонии, какая была у Ани с Даниилом Глейхенгаузом. В итоге, мягко говоря, шедевра не получилось.
Фактически Авербух взял за некую тематическую основу номер Глейхенгауза «Семнадцать мгновений весны», положил его на другую музыку, поменял немного антураж, что-то еле заметное взял из сомнительного прошлогоднего номера Туктамышевой (разбрасывание вещей) - и вот вам «новый номер». Но то, что прокатывало с Ягудиным, который в этой компании свой, с Щербаковой, понятное дело, не прокатило бы.
Иными словами, Анна вышла с существенно ухудшенным номером двухлетней давности. К тому же он явно не соответствовал теме турнира: «хорошее настроение». Естественно, недоброжелатели тут же запели свою «старую песню о главном»: мол, у Щербаковой всегда одни и те же образы. Это полная чушь! Даже если посмотреть на три её олимпийские программы – они все разные! Да, она драматическая актриса и вряд ли мы когда-нибудь от неё увидим какой-нибудь шутовской номер – не её стиль, но образы-то отличаются! Другое дело, что на турнире двухлетней давности и сейчас мы увидели в общем-то один образ, только два года назад он был чувственный, проникновенный, берущий за душу, а в этот раз таковым было только исполнение, а не сама постановка, на которой Авербух откровенно (уж не знаю, насколько преднамеренно) схалтурил.
Ещё один момент, который важно было учитывать, это то, что после двух лет травм, операций и отсутствия какой-либо серьёзной практики, у Анны не было даже возможности нормально потренироваться. За пять дней до этого она была ещё в Челябинске на Кубке Первого канала. И зачем проводить «Русский вызов» в Петербурге меньше чем через неделю после Кубка Первого канала в Челябинске? При том, что в календаре по месяцу пробелы были! А нельзя было перенести на неделю или две позже? Это вопрос, который подсказывает здравый смысл задать Федерации и её руководителю.
Но возвращаясь к Анне, не стоит забывать, что у неё насыщенная программа работы – и ведущей, и судьёй, и капитаном команды. О восстановлении прыжков речи даже не могло идти. Можно было и не рисковать, не вставлять прыжок. Анна вставила, не упала, но приземлилась фактически на две ноги. Без прыжка было бы лучше, но принципиально это мало бы что поменяло. Судьи всё равно не дали бы ей высокие оценки, хотя от непрофессионального жюри было две десятки, одна из них от Бурунова, который прослезился (похоже, искренне) и признал Анну прекрасной драматической актрисой. Но 18,56 для Щербаковой? Это даже несерьёзно.
Однако надо признать и то, что, как бы ни старалась Анна, номер не был лучшим, хотя Анна показала великолепные вращения, которых, к слову, и близко мы не увидели ни у одного другого участника турнира. Но лучшим номер всё равно не был. И не мог быть! Однако не на шестое же место у жюри и не на седьмое место по итогам!
Повторю, Авербух ставил номера не только Щербаковой, но и более привычным и понятным для себя фигуристам: Елизавете Туктамышевой, Дмитрию Алиеву, Татьяне Волосожар / Максиму Транькову, Матвею Ветлугину, Виктории Синициной / Никите Кацалапову. И все они, кроме Ветлугина, «удивительным образом» по мнению жюри да и по итогам оказались выше номера Анны Щербаковой. Потому что на них Авербух не халтурил. И что немаловажно: почти после всех оказавшихся выше Щербаковой номеров, поставленных Авербухом, об этом жюри и зрителям напоминали, а вот о том, что Анне номер тоже поставлен тем же Авербухом, сказать «почему-то» «забыли».
Хотя, говоря откровенно, из тех номеров, что оказались выше номера Щербаковой, ни один, кроме номера Кондратюка (с Самодуровой), не был лучше не самой удачной поставки для Анны. Но только из-за её, как всегда, вдохновенного исполнения.
Номер Анны справедливо критикуют за несоответствие теме турнира, но делают это так, будто бы она сама его себе ставила, хотя это делал Авербух, один из главных бенефициаров всего действа. И ведь не только номер Анны не соответствовал заявленной теме – хорошее настроение. Там подавляющее большинство номеров не соответствовало, в том числе и все остальные номера, названных участников, которым программы ставил Авербух, кроме одного. По-настоящему, хорошее настроение создал только Марк Кондратюк. Из шести номеров, оказавшихся выше номера Анны, только два, Кондратюка и Бойковой/ Козловского (признаться, не знаю, кто у них был постановщиком, да это уже и не так важно) соответствовали заявленной!!! Два из первой семёрки!!! И куда смотрели организаторы при отборе номеров?!
Но только Анна чужая на этой «тусовке». Потому критиковать будут не поставившего номер Авербуха, не выступивших со столь же не соответствующими теме номерами Туктамышеву, Алиева, Синицину / Кацалапова, Транькова / Волосожар, а именно её – Анну Щербакову. Радостно потирать будут ладони и те, кто всегда были чужими, и те, кто ещё совсем недавно считались своими, но таковыми, видимо, никогда в действительности не были.
Надо признать: подставили Анну профессионально, грамотно. Вот если бы у неё был по-настоящему лучший номер, как два года назад, а её бы задвинули, это вызвало бы праведное возмущение судейством, а фоне того, что судейство на этом турнире далеко от идеала, мягко говоря, всё было бы слишком очевидно. А так, получается, и возмущаться, вроде нечем – и номер был не по теме и сам по себе не очень.
Как Анна попалась в эту ловушку? Почему не отказалась участвовать? Могу лишь предположить, что Первый сильно настаивал. Видимо, очень сильно. Да и ей, конечно, очень хочется вступать, но выступать она была до конца не готова.
Анна слишком далека от разных интриг, а те, кто отвечает за её имидж, явно прокололись, не просчитали. Сейчас все недоброжелатели буквально заходятся от злорадства, некоторые, пардон (из песни слова не выкинешь), буквально оргазмируют: одна неудача Щербаковой, пусть даже на таком малозначительном событии, - жизнь для них уже удалась!
Что ж, из всего надо извлекать уроки. Я полагаю, и самой Анне это лишний повод понять, что, как говаривал «партайгеноссе Мюллер» устами Леонида Броневого: «Верить никому нельзя. Порой даже самому себе». Анна сейчас вращается в таком «серпентарии», где в лицо улыбаются, а сами с камушком за пазухой и с фигой за спиной.
И, разумеется, произошедшее должно постудить пыл многих слишком доверчивых, восторженных и оптимистично настроенных поклонников Ани и раскрыть им глаза: то, что у неё сейчас вроде бы хорошо складывается карьера, это абсолютно ничего не значит. Лепестками роз ей дорогу никто не будет выстилать. Щипы разбрасывать – да, будут и с пребольшим удовольствием!
Повторю ещё раз: она там не своя и никогда своей не станет. Никто на мнение болельщиков обращать внимание не будет. И ещё: надо понимать, что то, что у Ани, на первый взгляд, со всеми в мире фигурного катания отношения хорошие, совершенно не означает, что у них с ней отношения идентичные. Не боюсь ошибиться, но очень многие там её не любят и завидуют её успехам, хотя публично этого и не показывают. Как вы думаете: им нравится, что Щербакова постоянно побеждает? Кто-то завидует этому, кто-то тому, что «не из их будет», кто-то просто её не любит.
Трагедии из произошедшего делать, разумеется, никакой не надо: это непонятный турнир, на котором с каждым разом всё меньше и меньше настоящих суперзвёзд прошлого, поскольку суть его становится всё более очевидной. Но настроение, конечно, испортили - и Ане меньше, чем за неделю до дня рождения, да и её болельщикам. Болельщикам, пожалуй, даже больше…
Только вот всё это не изменит того, что такие фигуристки как Анна Щербакова рождаются один раз за век. И таких фигуристок только три: Мэдж Сайерс, Соня Хени и Анна Щербакова. Четвёртую мы уже не увидим, поскольку родится она уже только в XXII веке (если, конечно, к этому времени не случится какая-нибудь глобальная катастрофа). Они навсегда! Как песни группы «Queen»! А подобные турниры даже в официальную статистику не войдут - продёт немного времени и о них никто не вспомнит. Так что организаторы сделали только сами себе хуже…
© Ратибор Волхов, 24.03.2025