Найти в Дзене
Записки воспитателя

Вредный ребёнок

«Вредным ребёнком» называют упрямого, капризного и своенравного малыша. Проявления вредности могут включать отказ исполнять просьбы, категорический отказ делиться чем-либо с другими, упрямство при сборе на прогулку и другие. Важно помнить, что даже самый «трудный» и неуправляемый ребёнок может стать послушным, если будет ощущать себя важным, нужным и любимым.  Если же нежелательное поведение ребёнка постоянное или нарастающее, возможно, ему нужна помощь специалистов (психологов и/или медиков).
Оглавление

«Вредным ребёнком» называют упрямого, капризного и своенравного малыша. Проявления вредности могут включать отказ исполнять просьбы, категорический отказ делиться чем-либо с другими, упрямство при сборе на прогулку и другие.

Некоторые причины вредного поведения ребёнка:

  • Большое количество запретов. Если родители практически на каждом шагу запрещают что-то маленькому ребёнку или игнорируют его желания, ему ничего не остаётся, кроме как нарушать запреты, чтобы добиться желаемого.
  • Недостаточное внимание. Ребёнок может вредничать, чтобы привлечь внимание взрослых к себе.
  • Копирование поведения родителей. Ребёнок может перенимать пессимистичный настрой от мамы, папы или бабушек и дедушек.
  • Способ защититься. Когда ребёнок постоянно поругаем, он может пытаться сам себя защитить.

Что делать, чтобы справиться с вредным поведением ребёнка:

  • Сохранять спокойствие. Когда ребёнок плохо себя ведёт, не стоит кричать и терять самообладание.
  • Отказаться от запретов. Нужно научиться советоваться и договариваться с ребёнком по любому вопросу.
  • Выслушивать ребёнка. Важно быть рядом с ним и не показывать своего неудовольствия, даже если что-то не нравится в поведении ребёнка.
  • Хвалить ребёнка. За любую мелочь, например за то, что он нарисовал солнышко или хорошо помыл руки.
  • Установить и поддерживать режим дня. Распорядок дня создаёт пространство стабильности и снимает часть эмоционально-волевой нагрузки. При этом у ребёнка должно быть свободное время для игры и отдыха. 
  • Донести до ребёнка, какое поведение недопустимо. Одновременно предложить ему другой, приемлемый вариант для выплеска эмоций. 
  • Научить ребёнка выплескивать эмоции без вреда для окружающих. Для этого нужно чётко проговорить с ребёнком всю последовательность действий. 
  • Хвалить ребёнка за позитивное поведение. Подчёркивать, когда он проявляет терпение, делится игрушками или решает проблемы мирным путём. 
  • Не сравнивать ребёнка с другими. Такое сравнение может привести к тому, что ребёнок начнёт жить чужой жизнью, не зная, чего он хочет и может сам. 
  • Не навешивать ярлыков. Если ребёнку постоянно говорить, что он плохой, злой и непослушный, рано или поздно он действительно станет таким и будет вести себя соответствующе. 
  • Отдать ребёнку под контроль те сферы, с которыми он может справляться самостоятельно. Например, уборка, домашние задания, прогулки с собакой. 

Важно помнить, что даже самый «трудный» и неуправляемый ребёнок может стать послушным, если будет ощущать себя важным, нужным и любимым. 

Если же нежелательное поведение ребёнка постоянное или нарастающее, возможно, ему нужна помощь специалистов (психологов и/или медиков).