Найти в Дзене

На Велосипеде в Мурманск к Дню Победы. Часть 2

27 апреля 2022 года. Этот день был очень трудным, надеялся что самым трудным за этот велопробег. И расстояние было большое и погода.... Утро солнечное, но ветер обжигающе холодный и, разумеется, встречный. Чем дальше ехал, тем больше снега в окружающих трассу лесах, болота и озёра ещё покрыты льдом. От них тоже несло холодом... После обеда стало заметно холоднее, солнце спряталось за тучки-облака, температура снизилась до 0, а после 18 часов ещё похолодало, из некоторых тучек сыпало снегом... Надел поверх куртки дождевик, чтобы внутри согреться, пальцы на руках и ногах замерзали периодически... Кажется, только сейчас я стал по-настоящему понимать что меня ждёт впереди в плане погодных условий.... Трудно мне дались эти 196 км. Лицо "горело" от встречного ветра.... Но я сделал это! К хостелу "Брусника" в Петрозаводске приехал в 21.20. Получается потратил на преодоление этих 196 километров около 13 часов. 28 апреля 2022 года. За прошедшую ночь отдохнул и восстановился плохо. Всё же хостел

27 апреля 2022 года. Этот день был очень трудным, надеялся что самым трудным за этот велопробег. И расстояние было большое и погода.... Утро солнечное, но ветер обжигающе холодный и, разумеется, встречный. Чем дальше ехал, тем больше снега в окружающих трассу лесах, болота и озёра ещё покрыты льдом. От них тоже несло холодом...

После обеда стало заметно холоднее, солнце спряталось за тучки-облака, температура снизилась до 0, а после 18 часов ещё похолодало, из некоторых тучек сыпало снегом... Надел поверх куртки дождевик, чтобы внутри согреться, пальцы на руках и ногах замерзали периодически...

Кажется, только сейчас я стал по-настоящему понимать что меня ждёт впереди в плане погодных условий....

Трудно мне дались эти 196 км. Лицо "горело" от встречного ветра.... Но я сделал это! К хостелу "Брусника" в Петрозаводске приехал в 21.20. Получается потратил на преодоление этих 196 километров около 13 часов.

28 апреля 2022 года. За прошедшую ночь отдохнул и восстановился плохо. Всё же хостел не предназначен для хорошего полноценного отдыха, так как заснуть не получалось, входили и выходили из комнаты, включали свет... Утром ноги с трудом начали крутить педали, чувствовал "пустоту" в ногах и забитость мышц. Первые пару десятков километров крутил на лёгких передачах. В планах было прокатиться по набережной, но из-за вчерашней усталости отказался от этой затеи.

До Гирваса решил ехать не по трассе Р-21, а другой дорогой, более короткой и живописной. Она проходит по лесам и мимо множества озёр. Да и короче на 9 км. Катил неспеша, наслаждаясь окружающими видами, отдыхая, вдыхая лесной чистый воздух полной грудью. Останавливался, отдыхал... Остановился возле местной достопримечательности - гора Сампо. Как увидел я: просто огромный каменный валун посреди леса. Народ на него залазит и сидит медитирует. На этом камне растут сосны. Действительно, огромный каменный камушек..

В лесу ещё лежал снег, а озёра были покрыты льдом, где-то даже сидели рыбаки, значит, лёд ещё толстый.

-3

Неспешно так и докатил до Гирваса. На древний вулкан не пошёл смотреть, всё в снегу, да и ещё усталость вчерашнего дня чувствовалась. Мне бы покушать! Нашёл кафе, вкусно покушал и поехал заселяться в "Усадьбу Гирвас". Звучит очень величественно, а на самом деле это оказался простой деревянный дом, частично ещё достраивающийся, но уже сдаются комнаты. Комната, в которую меня заселили, имеет широкую кровать-чердак, небольшую кухонную зону и душевую. Всё новое и приличное. Интересно отдохнуть в такой обстановке. Проехал 98 километров.

29 апреля 2022 года. Ночью пошёл снег, шёл он и в 8 утра. Выкатил в 9 часов основательно подготовившись к снегу, дождю и брызгам из-под колес машин. Надел дождевой комплект, ну и утеплился основательно. Через полчаса началась самая настоящая зимняя метель! Заметало-завирало знатно! Как в январе-феврале.

Но всё это продолжалось минут 20, затем постепенно стало утихать. Выкатил на трассу Р-21. Ветрено и ещё немного сыпет снегом.

Потом было немного солнечно, затем снова сыпануло снежной крошкой... Погода очень часто меняется. К обеду уже светило солнце, но теплее не становилось.

Докатил до Медвежьегорска и меня встречал медведь, всего лишь деревянный.

Деревянный мишка встречает
Деревянный мишка встречает

Видимо городок так называется потому что здесь было много медведей и крутые горки. Медведь остался один и тот деревянный на въезде в город, а горки здесь очень крутые!

Гостевой дом оказался на другой стороне города от трассы, сначала спускался, затем долго поднимался... Завтра это всё предстоит в обратном порядке.

Сегодняшняя погода весь день "тонко намекает", что самое интересное только начинается. Ладно снег-дождь, ветер холодный и встречный, но если будет "минус" днём, обледенеет асфальт... вот тогда точно будет "очень интересно".... Но пока только ночью "минус 5". За день проехал 76 километров.

30 апреля 2022 года. Солнечно было уже часов в 5, а светло уже с 4, здесь уже сейчас раньше светает и световой день очень длинный - это немного необычно для меня. Солнце днём светило ярко, но жарко совсем не было, всё так же из леса тянуло холодом. Ветер был не такой сильный, как раньше, иногда даже помогал.

-6

Уже второй день замечаю на обочине трассы пирамидки, сложенные из камней. Некоторые большие, сложенные с помощью строительной техники, а большинство небольшие, сложенные кем-то вручную. Размышлял зачем, почему и кто их складывает.... А потом решил сложить и свою пирамидку на обочине трассы Р-21 "Кола". Присмотрел местечко, остановился... Теперь на 627 км трассы Р-21 "Кола" есть моя пирамидка! Я её сложил "НА УДАЧУ!" И загадал, что того кто её заметит ждёт удачная поездка до пункта назначения!

Пока ехал, видел, наверное несколько сотен всевозможных пирамидок. А кто-то из читающих эту статью складывал пирамидки на этой трассе или в каких-то других местах? В чём их "сакральный смыл"? Автомобилисты пролетают мимо на большой скорости, навряд ли они замечают такие замечательные и абсолютно разные пирамидки....

До Сегежи домчался быстро. Прокатился по городку, пыльно, грязно, много мусора на улицах....

Заселился в гостиничный комплекс "Сегежа". Комплекс ещё советских времён, но очень чисто и аккуратно вокруг. Комната рассчитана на троих, надеюсь, что буду один. Есть кафе куда пойду ужинать и завтраком кормить тоже будут. В этот день проехал 120 километров.

1 мая 2022 года. Из Сегежи решил выезжать на трассу другой дорогой, её присмотрел ещё при составлении маршрута. Ну чтобы не ездить одной и той же дорогой дважды, а посмотреть побольше на окружающий мир. Да и выбранная дорога была на км 10-12 короче, что тоже было важно.

Про качество дороги решил спросить у местных автомобилистов. Первый сказал, что ехать туда не нужно, дорога очень плохая и посоветовал ехать к трассе по той же дороге, что и заезжал.... Это как-то не совпадало с моим желанием и стремлением (зачем тогда спрашивал?). Второй сказал, что там нормальная дорога, на велике спокойно проеду. Третий подтвердил "нормальность" дороги и ещё, что в населённом пункте Надвоицы есть водопад и так как сейчас "время большой воды", то "это нужно видеть своими глазами". Водопад?! Здесь?! Я хочу это увидеть! Это окончательно меня сподвигло двинуть по короткой дороге через Надвоицы. Дорога и правда оказалась "не очень", а местами "очень НЕ... ", но я ездил и по куда более худшим дорогам. Докатил до Надвоиц, а до водопада Яндекс-карты показал ещё 9 километров в одну сторону... а потом ещё возвращаться. Вот и "поехал более короткой дорогой"! Стратег! Но решил - поеду! Дорога стала ещё хуже... Довольно большой населённый пункт, есть какой-то большой комбинат и есть тюрьма или исправительная колония, судя по табличкам и вышкам.

Потом дорога закончилась возле шлюза Беломоро-Балтийского канала и дальше вела снежная тропинка через лес, около 500 метров. Стояли три машины и были видны следы, у водопада явно кто-то уже был. Оставил велосипед возле машин, пошёл и я в своих контактных ботинках по снежной тропке. То ещё "удовольствие"....

Но когда я увидел то к чему ехал и шёл, восторг и восхищение заставили забыть все трудности и неудобства!

Это НЕЧТО!!! Водопадом это не называют, видел табличку с названием "Воицкий падун". Именно так "падун"! Вода просто падает с небольшого уступа, но с какой завораживающей мощью!!!!

Воицкий падун во всей красе!
Воицкий падун во всей красе!

А если долго смотреть вниз на клубящееся пенное безумство воды, то она просто манит и притягивает! Это очень потрясающее зрелище!

Недалеко отдыхала компания людей, примерно моего возраста, там уже всё было "серьёзно", шашлык, закуска, коньяк...

Набрался смелости, подошёл, поздравил с праздником (ведь 1 мая!). В ответ услышал, что меня видели, обгоняли на дороге, хотели даже остановиться и пожать руку "такому человеку". И вот я сам к ним пришёл!

Налили мне коньяка, оформили закуски небольшую горку. Выпили за "первомай" и за приближающийся День Победы! Это оказалась встреча одноклассников, как они назвали "маёвка". Встречаются на этом месте уже много лет. Пообщались немного. Хорошие люди, добрые, отзывчивые, простые... Мне нужно было двигаться обратно и ехать дальше... а хотелось остаться с этой душевной компанией на "маёвке"...

Ещё км 20 "дороги не очень", но на душе было тепло и не только от коньяка, но и от встречи с замечательными людьми. Такие встречи запоминаются надолго и приносят большую радость!

Выкатил на трассу Р-21 и помчался, до посёлка Пушной ещё больше 50 км. Дорога стала сильно холмистой и некоторый горки заставляли попотеть и выложиться.

До мотеля Пушной добрался к 17 часам, заселился. Здесь есть кафе, так что ужином и завтраком я обеспечен. Проехал 101 километр.

2 мая 2022 года. В этот день надо добраться до городка Кемь ("Кемська волость...." - вспоминал любимый фильм. Вот и посмотрю что это там такое). Расстояние небольшое. Уже в 4 утра светило солнце, но потом небо затянуло облаками. Когда выходил из мотеля, администратор сказал, что "мужики, которые приехали из Мурманска вечером на трассе видели медведя и волка..." "Поблагодарил" его за "хорошее напутствие" в дорогу! До Мурманска ещё больше 500 км, пока доеду, медведи и волки устанут меня ждать и разбегутся по своим делам.

Ветер в этот день был попутным, поэтому крутилось очень хорошо, только хоть ветер и юго-западный, но холодный и поэтому постоять, отдохнуть и попить чайку не хотелось абсолютно, так как сразу замерзал. На трассе всё так же нет ни населённых пунктов, ни заправок, ни остановок. Докатил до Кемского района. И снова в голове: ".....Кемська волость! Да забирайте!".... Раньше для меня это было просто словосочетание, фраза из фильма, а теперь оно обрекало реальные очертания, вызывающие интерес и чувства.

Въезжаю в Кемську волость...
Въезжаю в Кемську волость...

А местность вокруг интересная, кроме всё ещё заснеженного леса, замёрзших болот, появились такие огромные каменные валуны, похожие на уснувших когда-то давно динозавров.

От трассы до городка Кемь 17 км. Почти сразу появились признаки заброшенного аэродрома, ангары для самолётов, строения, покосившиеся караульные вышки, поваленный забор с ржавой "колючкой", сторожевые ДОТы... А ещё через пару километров увидел вывеску "Посёлок 14 км трассы Кемь - Калевала" (интересное название населённого пункта). Видимо, это жилой городок тех, кто служил на аэродроме. Стоят три 5-ти этажных дома и несколько 2-х этажных строений. Магазина я не увидел и так же не увидел ни одного человека, хотя дома жилые, машины стоят возле домов. Увидел памятник-самолёту....

Рухнул....
Рухнул....

Вокруг чувствовалось запустение и какой-то депресняк, даже самолёт упал... Видимо подпорка на которой он держался прогнила и самолёт рухнул на брюхо.... Печальное зрелище...

Сам городок Кемь тоже не блещет бурной активной жизнью, наверное, здесь ещё зимняя спячка какая-то. На улицах грязно, много разваленных, заброшенных зданий. Есть страшные 2-х этажные бараки, в которых всё ещё живут, стоят пластиковые окна, а стены в древнем деревянном сайдинге.

Гостевой дом "Кемский берег" находится на берегу залива Кемская губа и довольно далеко за городом. Так на следующий день до трассы мне уже 26 км ехать.

Сам гостевой дом очень приличного вида, уютные комнаты, хорошее кафе. Я единственный постоялец, но для меня приготовили покушать и накрыли за лучшим столиком в кафе с изумительным видом на замёрзший залив. В этот день проехал 86 километров.

3 мая 2022 года. В этот день утро было дождливым и ветреным. Западный ветер был встречным когда я выезжал из Кеми, мелкий моросящий дождик доставлял небольшое неудобство. До трассы "Кола" проехал 26 километров.

-12

На трассе ветер всё равно был встречно-боковым слева, но этот ветер разогнал тучи-облака и засияло солнце, но теплее не стало, ветер холодный продувал и выдувал всё тепло. Через пару часов мне навстречу стали попадаться автомобили у которых "морда" была залеплена снегом. Значит впереди идёт снег, что и показывал прогноз погоды... И через десяток километров в меня запустило первым снеговым зарядом. При сильном встречном ветре это было очень неприятно. Первый снежный заряд длился минут 15, затем снег прекратился, но ветер усилился. Видимо, нужно было ждать "продолжения банкета". И оно не заставило себя долго ждать... Началась снежная метель. Порывами ветра руль вырывало из рук, иногда ветер просто останавливал движение. Куртка стала покрываться ледяной коркой. На трассе испрятаться нет возможности, нет ни заправок, ни остановок, ни населённых пунктов. Остановился в зоне отдыха, надеясь спрятаться за эстакадой для ремонта авто. Не сильно мне это и удалось....

Замёрзший и обледеневший
Замёрзший и обледеневший

Снегопредставление продолжалось больше трёх часов. Смысла стоять возле эстакады не было никакого - "километры сами себя не проедут". Поехал... Очень устал бороться с ветром, пытаясь продвигаться вперёд. За более чем 7 часов, мне удалось проехать чуть больше 100 км, а ещё впереди было около 80. Когда снежная пурга-метель закончилась, я понял, что не чувствую пальцев ног, ступни очень замёрзли. Решил пройтись немного пешком, чтобы согреть ступни, пальцы на ногах. Шёл около 1 км, толкая велосипед. Даже это было трудно из-за встречного ветра. Увидел впереди большой указатель на котором обычно пишут километраж до каких-то населённых пунктов. Решил дойду до него и потом поеду.

Дошёл до указателя - до Лоухи 70 км. Уже собрался садиться на велосипед и.... тут мой взгляд падает на заднее колесо, а оно спущено "в ноль"... Как так????!!!!!! Это же "швальба марафон ПЛЮС"!!!! Почему сейчас???? Как так??? Это из-за того, что шёл пешком???

Я обалдевший стоял пару минут не замечая порывов ветра, холода...

Нужно менять камеру. Прямо на обочине дороги... Снимаю сумки, переворачиваю велосипед, снимаю колесо. Мёрзну жутко, руки сразу же теряют чувствительность, пальцами не могу ничего сделать. Натягиваю перчатки, прыгаю кругами, машу руками - так пытаюсь согреться. Потом приступаю к попыткам монтажками поддеть покрышку, это удаются сделать далеко не сразу, на холодном ветру покрышка "дубовая", очень жесткая.

Удалось поддеть и вытащить камеру. Потом долго плохо чувствующими что-либо пальцами возил внутри покрышки, пытаясь найти "занозу" или что-то из-за чего спустила камера. Не нашёл НИ-ЧЕ-ГО!!!

Всё это с перерывами на побегать-попрыгать-помахать руками "для сугреву".

Мимо проносились машины и не одна даже не притормозила... Я не знал сколько времени прошло, какой сейчас час, мне было не до фото "трешного момента"....

Поставил новую камеру, собрал колесо, накачал. Когда ставил обратно, увидел что одна спица "вылетела" со стороны тормозного диска. Может она пробила камеру? Навесил сумки. Как какая-то "заледеневшая кочерыжка" забрался на велосипед с одной мыслью: "Надо крутить, хоть ноги и не крутят... Надо попробовать согреться, а то замёрзну...".

Проехал метров 300, меня обогнал грузовой автомобиль и остановился на обочине, "газель" с кунгом, включена аварийка. Обгоняю эту Газель и слышу: "Давай подвезу, совсем не велосипедная погода сейчас!".

И в этот момент я "весь закончился на сегодня", "меня выключили"... Смог только выдавил из себя: "Да.... ".

Загрузили велосипед в кунг, я залез в кабину и, наверное, отключился, если бы Алексей, именно так зовут водителя, не втянул меня в разговор... Разговаривали всё время, которое ехали до поворота на Лоухи.

И ещё одно про которое хочу рассказать. Мы проехали всего каких-то 5-7 км от места загрузки и тут же засияло солнце, небо очистилось, мы попали как-будто в другую реальность. Сила ветра чувствовалась даже в автомобиле, его "било" то с одной, то с другой стороны. Меня постоянно сверлила мысль: "как бы я ехал эти оставшиеся 70 км? Смог бы я доехать сам?" Как оказалось время уже было 19 часов. До поворота на Лоухи ехали каких-то 40 минут. Не знаю, доехал бы я сам или.....

Поворот на Лоухи с трассы "Кола". Здесь меня выгрузили.
Поворот на Лоухи с трассы "Кола". Здесь меня выгрузили.

Знаю, что когда вылез из кабины, выгрузил велосипед, попрощался с Алексеем, поблагодарил его, пожелал "Доброго пути!", на улице было уже около ноля и температура стремительно падала, так как лужи вокруг покрывались тонким льдом.

До гостиницы с чудным названием "Ремстройреконструкция" добрался быстро, всего 5 км. Заселился...

Уже в номере, немного приходя в себя, оценивая свои ощущения, решил резервный день отдыха использовать здесь в посёлке Лоухи, потому что физически не готов на следующий день ехать ещё больше 150 км до Кандалакши.

Хоть и был сильно уставший, долго не мог заснуть переживая и анализируя события прошедшего дня... Смогу ли доехать до Мурманска "после сегодняшнего" и в таких погодных условиях?

В этот день проехал 114 км из 184.

Продолжение будет...