Символизм животных
Заглянув практически в любой словарь символов, мы найдем кошку, но никак не кота. А если проштудируем мифы народов мира, а заодно фольклор, обнаружим, что символическое значение кота и кошки, даже если это именно чёрный кот и чёрная кошка, весьма различны.
Пожалуй, такое принципиальное гендерное различие в символизме животных можно встретить еще разве что в паре корова – бык.
Корова – древнейший, общечеловеческий символ материнства, плодородия, вскармливания и изобилия. А ее изогнутые полумесяцем рога являются атрибутом всех до единой богинь-матерей, восходящим к хтонической Матери-земли. Ее небесный супруг – Бык, олицетворяет непобедимую силу, мужское оплодотворяющее начало.
В некотором смысле эту пару дублирует другая «чета» парнокопытных: коза с козлом – тоже вскармливание/ забота и жизненная сила. Однако несчастливый козёл, вообще-то древнейший безвредный символ, был демонизирован монотеистической религией.
Остальные животные в семиотике и геральдике не имеют столь принципиальных гендерных различий.
NB: Говоря о символизме животных, важно понимать, что мы на самом деле рассматриваем не реальных представителей какого-то биологического вида, а проекцию собственной психики («привычную фантазию»). В случае архетипических символов – проекцию коллективную, общечеловеческую, устоявшуюся в течении огромного периода времени.
Если проще, такая фантазия – это «средняя температура по больнице» причем за последние тысячелетия.
Например, тигр представляется людям жестоким и безжалостным. Но таков он только с точки зрения человека. По его понятиям он просто подчиняется законам собственной природы. Когда он видит более слабое животное, он просто видит ниспосланную ему еду, и отказаться он нее было бы для тигра нарушением закона самосохранения.
С кисами разных полов все даже интереснее, загадочнее и таинственней.
Разница символизма кота и кошки не столь явна на первый взгляд. Ведь с точки зрения взаимодействия с человеком, некого «функционала», эти животные практически идентичные: ловят мышей, мурчат, могут полежать в ногах, согревая хозяина, и... И всё. Да простят меня владельцы кошек, я не про конкретных кис, а про их культурное, архетипическое восприятие.
С быком и коровой всё ясно: одна даёт молоко, другой пашет. Естественно, эти «опции» отражены в символизме. И это понимаем даже мы, городские жители, которые живых парнокопытных видели, может быть, пару раз в жизни. Что касается «полезности» для человека, с котом и кошкой всё сложнее. Зато мы все прекрасно знаем этих животных, поэтому даже на неком интуитивном, чувственном уровне, мы понимаем эту разницу.
Далее, так как главный персонаж этой статьи Баюн, я буду говорить о котах и кошках исключительно черной масти. К слову, столь большая разница цвета животного в символическом значении тоже присуща в основном котам.
Кисы в мифологии
Итак, черная кошка – это красота, свобода, грация, изящество, опасность, своенравность, своеволие, таинственность, порой коварство, мстительность и даже некое вероломство и т.д. Ее «злобный», а на самом деле женоненавистнический, шовинистский символизм закрепился в английском эпитете «cattish»: злобная, язвительная, хитрая, коварная – именно по отношению к женщине.
NB: А вот фразу «He is so pussy» сейчас в английском могут сказать и о мужчине (ахахах – хихикаю с издевкой), литературно ее можно перевести: «Он такой неженка».
Словом, черной кошке приписываются все те качества, что и ведьме. Черная кошка и является ее фамильяром (а в русской колдовской традиции это называлось «приживалом»).
Согласно средневековым поверьям, фамильяр – тероморфный дух, служивший колдунам и ведьмам. Так как фамильяр с виду ничем не отличается от обычного животного, он может следить за недоброжелателями колдовок, проникать в коровники и сцеживать для своей хозяйки молоко чужих коров, воровать куриц и яйца. Также фамильяр может помогать ведьме по хозяйству, приглядывать за домом в ее отсутствие.
Но (!!!), черная кошка стала фамильяром ведьмы тогда, когда саму ее хозяйку объявили ведьмой.
Изначально черная кошка – атрибут великой богини, той богини, которая олицетворяет собой феминные качества, не связанные только лишь с материнством. Если Богиня-мать несет ответственность за род, то та, кого впоследствии объявили ведьмой, несет ответственность за вид. Она выполняет другую роль: в родах она повитуха, а взрослых она лечит, наставляет, проводит инициацию.
Таковая есть в любых древних культурах: Баст в Египте, Иштар и Инанна в шумеро-аккадской мифологии, Фрейя в Скандинавии, Артемида в Греции и Диана в Риме, и… славянская Яга, которая отнюдь не всегда была старухой, выселенной воинственными маскулинными богами в чащу Темного леса.
Кошка олицетворяет женское начало, феминность, неограниченную материнской ролью. Поэтому патриархальным, маскулинным богам она и видится злобной ведьмой. А еще кошка – это сверхъестественная живучесть, необыкновенная витальная сила. Существует поговорка, согласно которой у кошки девять жизней… М-да, сколько нас жгли на кострах, обвиняя во всех смертных грехах, да?
Однако о черной кошке на этом все, так как сие – тема не просто отдельной статьи, а целой книги. Переходим к коту.
Черный кот – вальяжный, сытый, откормленный, упитанный, эдакий барин, гедонист до кончиков усов и когтей. Он ленив и в этой лени невероятно грациозен. Даже булгаковский Азазелло называет кота Бегемота обаятельным, и так оно, бесспорно, и есть. Он осознает свое достоинство и исключительность, а также свою неприкосновенность. Обаятельному паскуднику сходят с лап все каверзные проделки. Черный котяра величественный, он прекрасно осознает свое достоинство. Он знает о том, что является безусловным любимцем и понимает, что имеет право на все, что ему вздумается: на любую шалость или даже пакость, а также на лучший и самый сладкий кусок. Хозяйка его обожает, а единственная его обязанность – позволять себя обожать… время от времени.
Кот не пойдет по приказу и даже по просьбе хозяйки-ведьмы ни следить за соседями, ни доить чужих коров даже ради куража от этой каверзной забавы, как это делает кошка. А если и пойдет, то с таким видом, что он делает великое одолжение, да и выполнит-то приказание «на отвяжись». Кот Бегемот – исключение, так как он не совсем-таки кот, а, как мы помним, шут-трикстер, некогда прогневавший Верховного и угадивший в свиту в наказание, от которого испытывает массу удовольствия.
И вот теперь мы можем переходить непосредственно к славянскому Коту Баюну.
Кот Баюн в мифологии
Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», происходит от глагола баять — «рассказывать, говорить» (сравните также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»).
В некоторых диалектах он может зваться также Кот Бахарь. В толковом словаре Даля говориться, что бахарь – тот же болтун, происходит от глагола «бахарить», что в новгородском, нижегородском и вятском диалектах означало «болтать, беседовать, а также говорить лишнее, бахвалиться».
И, да, главная суперсила Баюна – это волшебный, завораживающий, гипнотический, как бы мы сказали сейчас, голос. А еще этот Кот – знатный краснобай: любитель заговаривать зубы, произносить красивые речи, который ради красного словца не пожалеет и…
Ну, не то чтобы отца, так как отец его никто иной, как сам великий славянский бог Велес, согласно апокрифическому мифу.
Давным-давно Велес был мужем Яги, в те стародавние времена, когда боги жили на земле, была она никакой не старухой, а красавицей-богатыршей, звавшейся Усоньшей Виевной или Бурей Ягой. Правда, не суждено было им жить долго и счастливо, так как невестку не возлюбила мать Велеса Корова Зимун и приказала ему покинуть Ягу, чтобы жениться на домашней и покладистой Макоши. С тех пор Яга отправилась жить в избушку на курьих ножках в самой чащобе Темного леса, где она и по сей день живет.
А Кот Бают достался Яге, видимо, как отступные при дележке имущества. Велес воздал его тогда, когда в их доме завелись мыши. Но так как оба супруга были богатырями-великанами, то и кот Баюн огромен, а когти и зубы у него железные. Баюн получился зверюгой хитрой и злобной, стал он людоедом и, говаривали, частенько наведывался в деревни, где, заметив безнадзорного дитятю, мурлыкал, околдовывал его, заводил в лес, усыплял и съедал. А еще в народе говорили, что он мог напасть и на одиноких охотников, до которых леший не добрался, и на рыбаков, которых водяной не успел утянуть на дно. Им он кидался исподтишка именно на голову, а потом разрывал на части и сжирал. А одна бабка говорила, что вроде бы даже висел у Кота на шее целый мешок с костями съеденных.
Только, сдается мне, что все это поклеп и провокация, как и на Бабу Ягу, собственно. Пугают ей малышей, пугают, а ни в одной сказке она так никого и не съела. Зато многих вылечила, спасла, научила уму-разуму и одарила волшебными дарами, а что ни за просто так, а за «службу», так это «добро пожаловать во взрослую жизнь». Ведь ее главное ремесло – проводить инициацию.
Кот Баюн в сказках
В некоторых сказках о Коте Баюне говорится, как о самом настоящем фамильяре Бабы Яги: он стережет похищенного дитятю, пока Яга «летает на Русь». Там говорится, что он огромен и обладает смертоносным взглядом, может сверкнуть глазом на мышь или птичку, и они падают, уснув мертвецким сном.
Также существует несколько сказок, где главному Герою дается задание-испытание изловить кота; как правило, подобное поручение дается с целью сгубить доброго молодца. Но и польза для царя-самодура, в том случае, если Герою удастся-таки справиться с опасной службой, выйдет несомненная: в сказочном царстве-государстве доподлинно известно, что, если кота изловить-покорить, будет он хозяина от хворей лечить и сказками душу радовать.
Но, все же Царь рассчитывает, что встреча с этим чудовищем обернется для Героя неминуемой кончиной. Кот, дескать, заговаривает и усыпляет путников своими разговорами и пением, а потом, тех из них, у кого недостаточно сил противостоять гипнотическим чарам и кто не подготовился специальным образом к бою, окаянный колдовской кот убивает железными когтями.
… Пришёл Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит – идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову – один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», русская народная сказка (сборник Афанасьева, № 215).
Здесь необходимо пояснить символизм железных прутьев, которыми только и можно человеку «усмирить» чудовищного кота.
Позвольте, Читатель, я здесь не буду расписывать значение символа каждого отельного из трех металлов, а то меня еще и в алхимическую символику занесет, знаю я себя, поэтому скажу лишь об архетипическом значении железа в целом:
Первый металл, который начал использоваться человеком, был метеоритный. В связи со своим небесным происхождением, он наделялся сакральным статусом, как дар богов.
С железом в славянской мифологии тесно связан бог Сварог. По легенде, записанной в XII в., бог Сварог послал людям на землю клещи, "и нача ковати оружие, преже бо того палицами и камением бивахуся". (Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 350.) Со «свароговой эрой» в обществе утверждается патриархат, Яга, как богиня, в отличии от Макоши, не подчиняющаяся патриархальным, маскулинным законам, объявляется ведьмой уже окончательно.
Еще с тех времен железу приписывается способность отпугивать нечистую силу (первоначально – природных божеств: леших, водяных и т.д., некогда великую богатыршу Усоньшу Виевну – Бурю Ягу, понижают в ранге до их же статуса). В европейских поверьях железо также уничтожает чары эльфов, фей и ведьм. Эти существа тоже принадлежат миру природы, а ведьмы, в том числе современный викканские, просто являются жрицами природных божеств, пониженных до «нечистой силы».
Во временном отношении культ Сварога означает приход Железного века, который якобы ознаменовал победу человеческого разума над силами природы и стихий, поэтому новый прочный металл, такой, как железо, так ненавистен всем божествам и духам, восходящим к более раннему периоду.
К слову, обычай вешать над порогом железные подковы, чтобы не допустить нечистую силу в дом, некогда обосновывался этой же логикой. При этом парадоксальным образом у самого Кота Баюна железные зубы и когти. М-да, и даже в сказках, где сталкиваются силы разных пантеонов, некая идеология становится превыше логики, и это тоже случается испокон веков, ничто не ново под луной.
В конце концов, как и положено в сказке, победив и изловив колдовского кота, Герой доставляет его на двор к царю, которому Баюн начинает служить – исцелять мурлыканьем, погружая в целебный сон убаюкивающими словами, да рассказывать сказки и песни петь на досуге для веселья.
Да, безусловно, Кот Баюн может лечить своим мурчанием, песнями и сказками. А как иначе? – ведь он сын, ну или, по меньшей мере, творение Велеса – бога, покровительствующего, в том числе, лекарям и певцам-сказителям.
Архетипический образ
В мифах сказках люди издревле изображали те душевные реалии, которые невозможно описать простыми словами. Душевное и духовное можно как-то выразить только по средствам метафоры, ибо в бытовой речи просто не существует и не может существовать нужных слов. Поэтому все боги и демоны, добрые и злые волшебники суть метафорические описания наших психических (про)явлений. А их взаимодействия – описание наших, весьма реальных, человеческих паттернов поведения.
Итак, кто же такой Кот Баюн в нашей собственной душе?
Из всего, что я описала выше, собрать ответ вовсе не сложно.
Главная его «опция» – это говорить, вернее, заговаривать. И, во-первых, как сказал Парацельс: «Лекарство или яд – определяет доза»
NB: К слову, Парацельс, в числе огромного количества теорий и открытий, создал и целое отдельное учение создал, основанное на мифологии низших существ. (Об этом я пишу здесь).
Сладкие речи, как, впрочем, вообще все сладкое, полезны лишь в очень ограниченном количестве.
Это справедливо и к речам льстецов, и к провождению жизни в прослушивании чужих рассказов о чужих интересных жизнях. В том числе, это касается и просмотра сериалов, и компьютерных игр, где страсти, приключения, свершения проживаются опосредованно, а собственная жизнь, богами дарованная, стоит на паузе.
Это о любых симулякрах: от рекламы, где к шампуню, якобы прилагается всеобщее восхищение и уверенность к себе на всю оставшуюся жизнь до сект и финансовых пирамид.
Это и сладкая-сладкая ложь самому себе, сладкие иллюзии, что все возможно, все еще впереди, достаточно лишь… с понедельника или с Нового года. Это мечтательность перед сном и вместо сна о том, как могло бы было быть, если… И эти грезы столь сладки и почти ощутимы, что в них можно проводить часы, дни и годы жизни, в то время как в реальности тело, разум, душа находятся в анабиозе.
Это терпкое, вяжущее: «Да не так все и плохо, стоит еще чуть-чуть подождать, потерпеть, и все наладится».
Это горько-сладкое, мазохистическое пережевывание болезненных ситуаций, когда в голове навязчиво прокручивается один и тот же неприятный разговор, а мы придумываем все новые острые, остроумные ответы. Психологи придумали для этого термин «руминация». При этом ум, затуманенный Котом Баюном, придумает сколько угодно «рациональных» доводов – мол, я обдумываю это, чтобы в следующей похожей ситуации быть готовым, я это «проживаю», как психологи советуют и еще что-нибудь в этом роде. Черта лысого! Вся эта мыслительная жвачка существует с одной единственной целью – не жить, не быть живым в данный момент, ведь, если жить, то придется что-то делать, и это что-то непривычно, пугающе. Кто скажет, что такого в его жизни не бывает – соврет.
Сюда же относится навязчивый скроллинг и выискивание дурных новостей: когда в своей жизни нет никаких событий, переживаний, чувств, может появляться это желание - напугать себя, раззадорить, разгневать, чтобы хоть как-то почувствовать себя живым, умным, прозорливым и т.д.
И, да, здесь поможет только инструмент Сварога, даже не прут, а меч – орудие Логоса, которое беспощадно отсекает все лишнее в нашей жизни.
Поймали себя на том, что мурлыканье Баюна снова отгрызло у вас 5, 15, 50 минут вашей жизни – прямо бьем кулаком по столу «Стоп!», можно ущипнуть себя, за ухо дернуть – как угодно. А далее задаем себе вопрос: «Что реального я могу сейчас сделать, чтобы жизнь стала хоть чуточку лучше?» Покачать пресс? Прогуляться? Написать этот самый ответ, с которым я тяну уже три дня? Посуду помыть?
Кстати, в таро мечевая масть также отражает разум, и перевернутый меч – это тоже пустое умствование: от наполеоновских планов, которым никогда не суждено сбыться, до ругани с соседской бабкой в собственной голове.
А вот слегка помечтать - действительно совсем не вредно, также, как и кусок торта на праздник, помечтать так - чтобы вдохновиться, создать из мечты цель, план действий и жить свою жизнь на радость себе, близким, богам и людям.
На этом все.
С верой в нас и наше наилучшее настоящее, А.С.
Ваши лайк и подписка – маленькие реальные вещи, которые вдохновляют меня на дальнейшее написание статей.