Найти в Дзене
Литература для ЕГЭ

Система цензуры в СССР до перестройки (литература, кино, СМИ)

Главлит, созданный в 1922 году, являлся центральным органом цензуры, ответственным за предварительный контроль всех печатных материалов. Его задачи включали предотвращение распространения информации, противоречащей официальной идеологии, и защиту государственных тайн. Без разрешения Главлита не могла быть опубликована ни одна книга, статья или даже афиша. КГБ играл ключевую роль в надзоре за идеологической чистотой общества. Он не только контролировал внутренние источники информации, но и пресекал попытки распространения запрещенных материалов из-за рубежа. КГБ также занимался выявлением и преследованием диссидентов, чья деятельность считалась угрозой государственному строю. Партийные структуры, в свою очередь, осуществляли идеологический контроль над всеми аспектами культурной и информационной политики. Они определяли направления развития литературы, искусства и СМИ, утверждали планы изданий и репертуары, а также принимали решения о допустимости тех или иных материалов к распростране

Главлит, созданный в 1922 году, являлся центральным органом цензуры, ответственным за предварительный контроль всех печатных материалов. Его задачи включали предотвращение распространения информации, противоречащей официальной идеологии, и защиту государственных тайн. Без разрешения Главлита не могла быть опубликована ни одна книга, статья или даже афиша. КГБ играл ключевую роль в надзоре за идеологической чистотой общества. Он не только контролировал внутренние источники информации, но и пресекал попытки распространения запрещенных материалов из-за рубежа. КГБ также занимался выявлением и преследованием диссидентов, чья деятельность считалась угрозой государственному строю. Партийные структуры, в свою очередь, осуществляли идеологический контроль над всеми аспектами культурной и информационной политики. Они определяли направления развития литературы, искусства и СМИ, утверждали планы изданий и репертуары, а также принимали решения о допустимости тех или иных материалов к распространению.

Цензура в СССР была важнейшим инструментом контроля над информацией и позволяла власти ограничивать обсуждение тех тем, которые могли подорвать авторитет государства или вызвать недовольство среди населения. Одним из наиболее ярких проявлений цензуры было подавление диссидентства. Любые проявления несогласия с официальной линией партии воспринимались как угроза, и произведения, выражающие альтернативные взгляды, часто запрещались. Так, творчество писателей-диссидентов, таких как Александр Солженицын, не допускалось к публикации, а сами авторы подвергались преследованиям. Солженицын, например, был вынужден покинуть страну, а его книга «Архипелаг ГУЛАГ», которая рассказывала о репрессиях сталинской эпохи, не могла быть издана в Советском Союзе.

-2

Не менее важной составляющей цензуры в СССР было подавление информации о социальных и экономических проблемах. Публикации, касающиеся дефицита товаров, неудач в сельском хозяйстве, проблем с промышленностью или низкого уровня жизни населения, скрывались. Таким образом создавалась иллюзия успешного развития социалистической экономики, что, в свою очередь, позволяло предотвратить волнения и недовольство граждан. В газетах практически не освещались проблемы с поставками товаров первой необходимости, а вместо этого публиковались материалы, которые подчеркивали достижения социалистической экономики и успехи в сельском хозяйстве и промышленности.

Цензурные практики в СССР были весьма разнообразными и затрагивали все формы массовой информации, от печатных изданий до кинематографа. Все литературные произведения и статьи проходили проверку в Главлите, где рукописи подвергались жёсткой цензуре. Власти удаляли или изменяли те фрагменты, которые могли быть посчитаны идеологически неверными или содержали государственные тайны. Кроме того, существовала система самоцензуры: авторы и редакторы часто избегали темы, которые могли вызвать недовольство властей. Примером может служить Владимир Высоцкий, чьи песни часто подвергались запрету. Однако, несмотря на это, он продолжал создавать музыку и исполнять её для ограниченного круга людей, понимая, что открытая борьба с системой приведет к серьезным последствиям.

-3

Была также система цензуры в кино: все сценарии утверждались специальными комиссиями, а готовые фильмы проверялись на соответствие идеологическим стандартам. Те фильмы, которые не соответствовали этим стандартам, могли быть отправлены на «полку», то есть запрещены к показу. Однако находчивые режиссёры придумывали способы бороться с цензурой. Режиссёр Леонид Гайдай вставил в самый конец киноленты «Бриллиантовая рука» ядерный апокалипсис, чтобы после вырезки этого фрагмента всё остальное оставили в покое. К первоначальному сценарию прислали замечания, а на съёмочную площадку Госкино отправило контролёра из КГБ, чтобы он наблюдал за съёмками, вовремя останавливал режиссёра и докладывал обо всём куда надо. Гайдай небезосновательно предполагает, что цензура может отправить фильм «на полку», и вставляет в картину кадры из документального фильма о ядерной бомбе. Потом он расскажет своей жене, что, когда председатель комиссии увидел это, он чуть не упал со стула. Гайдай больше часа спорил с худсоветом о том, что готов вырезать что угодно, но не эту сцену, что международная обстановка обострилась и мир дышит войной, империализм размахивает ядерной дубиной. В итоге на следующий день Гайдая вызывают в Госкино и требуют вырезать ядерный взрыв, разрешая при этом оставить всё остальное. План удался.

Передачи и новости на ТВ также подвергались строгому контролю. Любая информация, способная вызвать негативные настроения или подорвать авторитет власти, исключалась из эфира. Кроме того, существовала практика «глушения» зарубежных радиостанций, чтобы ограничить доступ населения к альтернативным источникам информации.

Таким образом, система цензуры в СССР до перестройки была всеобъемлющей и тщательно продуманной. Она обеспечивала контроль над всеми каналами распространения информации, поддерживая монополию государства на истину и формируя общественное сознание в соответствии с идеологическими установками партии.

Продолжение => Гласность

Перестройка и цензура. Ослабление контроля и новый дискурс в позднем СССР | Модная полка | Дзен

Перестройка и цензура. Ослабление контроля и новый дискурс в позднем СССР | MaxZeroOneY | Дзен

СССР
2461 интересуется