Найти в Дзене
Факты и легенды

25 марта 1985 года: день, когда будущее ворвалось в наше настоящее

Приветствую вас, друзья, единомышленники, те, кто помнит звук модема и вкус газировки из автомата за три копейки! Сегодня я хочу окунуть вас в волну ностальгии по тем временам, когда деревья были большими, трава — зеленее, а фильмы — искренними и наивными. Готовы? Тогда поехали!

Я и сегодня хочу «Миелофон». Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.
Я и сегодня хочу «Миелофон». Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.

25 марта 1985 года. Запомните эту дату. В этот день советские школьники (и не только школьники) прилипли к экранам телевизоров, чтобы стать свидетелями невероятной истории о мальчике из Москвы, который случайно нашёл машину времени и встретил девочку из будущего. Да, речь идёт о культовом телефильме «Гостья из будущего»!

Этот фильм стал настоящим феноменом советского телевидения, покорив сердца миллионов зрителей всех возрастов. Помните это волшебное чувство, когда после школы бежишь домой, чтобы не пропустить новую серию? А потом во дворе все обсуждают приключения Коли Герасимова и загадочной Алисы Селезнёвой? Эх, были времена!

Ребята с нашего двора! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.
Ребята с нашего двора! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.

«Гостья из будущего» — это не просто детский фильм, это символ эпохи, это машина времени в наше прошлое, в нашу юность, в наши мечты.

Как создавалась легенда: история съёмок «Гостей из будущего»

Оказалось, что не все знают, что «Гостья из будущего» — это экранизация повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперед». Режиссёр Павел Арсенов взялся за эту историю с энтузиазмом, но никто не мог предположить, какой оглушительный успех ждёт фильм.

Съёмки проходили в Москве, в самых обычных школах, дворах и на улицах. Это добавляло фильму реалистичности и делало его ближе к зрителю. Каждый советский ребёнок мог представить себя на месте Коли Герасимова, случайно нашедшего машину времени.

Я не нашел... Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.
Я не нашел... Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.

А помните тот самый дом с машиной времени? Многие задавались вопросом, где же он находится на самом деле? Точного адреса в фильме не называли, но авторы оставили подсказку. В одной из сцен Коля и Фима, впервые попав в здание, говорят о районе. Сейчас на месте старого дома стоит современное здание, но дух «Гостьи из будущего» всё ещё витает в этих местах.

Актеры, которые могли сыграть, но не сыграли

Как и в любом фильме, в «Гостье из будущего» были свои интриги и тайны кастинга. На роль Алисы Селезнёвой пробовались разные девочки, но выбор пал на Наталью Гусеву. И, надо сказать, это было идеальное попадание! Её инопланетная красота и загадочный взгляд покорили всех.

Никто, кроме них! Автор коллажа - Глузский Михаил. Кадры из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.
Никто, кроме них! Автор коллажа - Глузский Михаил. Кадры из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.

Но знаете ли вы, что на роль Коли Герасимова изначально рассматривался другой актёр? Говорят, выбор стоял между Алексеем Фомкиным и ещё одним мальчиком. Но в итоге роль досталась Фомкину, и он блестяще справился с задачей.

«Прекрасное далёко»: песня, ставшая гимном мечты

Музыка в «Гостье из будущего» заслуживает отдельного упоминания. Песня «Прекрасное далёко», написанная композитором Евгением Крылатовым на стихи Юрия Энтина, стала настоящим хитом и гимном мечты.

Помните, как мы подпевали этой песне, мечтая о светлом будущем? Она звучала из каждого окна, на каждой школьной дискотеке. И даже сейчас, спустя много лет, когда слышишь первые аккорды «Прекрасного далёко», сердце начинает биться чаще.

Почему «Гостья из будущего» стала культовой: секрет успеха

Во-первых, это интересный и захватывающий сюжет. История о путешествиях во времени, о дружбе, о любви всегда будет актуальной.

И любимый Вертер! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.
И любимый Вертер! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.

Во-вторых, это яркие и запоминающиеся персонажи. Коля Герасимов, Алиса Селезнёва, Фима Королёв, робот Вертер, Крыс и Весельчак У — каждый из них стал частью нашей жизни.

В-третьих, это атмосфера советской эпохи. Фильм передаёт дух того времени с его наивностью, искренностью и верой в светлое будущее.

И, конечно же, это музыка. «Прекрасное далёко» — это не просто песня, это символ «Гостьи из будущего», это гимн нашей юности.

Основные сложности при съёмке фильма «Гостья из будущего»:

Из-за отсутствия компьютерных технологий многие эффекты приходилось создавать вручную, что требовало кропотливой работы и изобретательности. Например, космопорт был создан путём совмещения нарисованной верхней части с нижней частью декорации.

Атмосфера передана великолепно! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.
Атмосфера передана великолепно! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.

Фильм снимали на плёнку, что требовало использования специальных «масок» для совмещения разных частей изображения. Необходимо было тщательно подбирать свет и цвет, чтобы линия соединения была незаметна. Самой сложной оказалась сцена переноса Коли Герасимова во времени, так как было трудно создать цветные кадры.

Флипы, аппараты для перемещения в пространстве, были одним из самых дорогостоящих элементов реквизита. Их изготавливали в Прибалтике на предприятии, занимавшемся производством планеров, и каждый из них обошёлся в 5 тысяч рублей. При транспортировке некоторые из них были повреждены.

Хотелось на таком в школу летать. Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.
Хотелось на таком в школу летать. Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.

Тяжёлые флипы с актёрами устанавливали в кузова грузовиков, которые должны были двигаться плавно и синхронно. Неровности на дорогах нарушали иллюзию полёта. Во время съёмок один из грузовиков даже задел проезжавший мимо автомобиль, и киностудии пришлось выплатить штраф в 200 рублей.

Для создания эффекта полета в дальних и средних планах съемочная группа использовала уменьшенные копии флипов. Коллекция моделей варьировалась от миниатюрных 10-сантиметровых экземпляров до внушительных 80-сантиметровых реплик. Каждый такой макет аккуратно крепился к крану с 20-метровой стрелой с помощью практически невидимых нитей. Специальные рабочие управляли движением моделей в воздухе, создавая иллюзию полета. Чтобы тончайшие нити не попали в кадр, их тщательно подкрашивали под цвет неба – эта хитрость делала съемку максимально реалистичной.

Съёмка шедевра! Фото с сайта - https://dzen.ru
Съёмка шедевра! Фото с сайта - https://dzen.ru

Съёмки фильма проходили в разных местах, включая Москву и Гагры. Группе пришлось ехать в Гагры для съёмок сцен с космическим зоопарком, но из-за плохой погоды эти планы не удалось реализовать. В итоге съемки в Абхазии внесли свой вклад в фильм: записанная там морская стихия превратилась в живописный фон для сцены телепортации, появляясь в кадре через открытые двери фантастического “автобуса”.

Павел Арсенов отказался от идеи создания автобусов будущего с множеством лампочек и кнопок, предложив вместо этого простую систему телепортации.

Этот автобус я хочу и сегодня! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.
Этот автобус я хочу и сегодня! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.

Весь процесс занял больше двух лет, так как создатели не успевали отснять материал до наступления осени. Из-за длительного периода съёмок дети-актёры заметно подросли.

Актёр Михаил Кононов, игравший Крыса, часто импровизировал, предлагая удачные решения, которые оказывались лучше сценарного варианта.

Лучшие пираты! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.
Лучшие пираты! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.

Здание Института времени, утопающее в зелени, снимали в Ботаническом саду Москвы. Само здание представляло собой всего лишь 50-сантиметровый макет, подвешенный на тросах.

Режиссёр Павел Арсенов стремился к тому, чтобы дети выглядели в кадре максимально естественно, поэтому их не подвергали сложному гриму.

Звук миелофона был создан путём проигрывания на высокой скорости Первого концерта Чайковского. Профессор Селезнёв говорил с Крысом на инопланетном языке, произнося скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» задом наперёд.

И сегодня завораживает. Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.
И сегодня завораживает. Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.

Для создания футуристического освещения в коридорах «будущего» использовались обычные лампы накаливания, помещённые в короба из матового стекла.

Заключение: Ностальгия, как машина времени

«Гостья из будущего» — это не просто фильм, это машина времени. Она переносит нас в наше детство, в нашу юность, в то время, когда мы мечтали о будущем.

Спасибо! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.
Спасибо! Кадр из к/ф «Гостья из будущего», 1984г.

Этот фильм научил нас верить в чудеса, ценить дружбу и любить жизнь. И, возможно, именно поэтому он до сих пор остаётся таким популярным и любимым.

А что вы думаете о «Гостье из будущего»? Какие воспоминания у вас связаны с этим фильмом? Делитесь в комментариях! И если вам понравилась эта статья, обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные истории! ❤️