Найти в Дзене
Герои и битвы

"Ждали нас с топорами, ножами и кольями": боевые будни Семена Дежнева на Чукотке

Из отписки знаменитого русского землепроходца Семена Дежнева, первого из русских, кто провел свое судно через пролив между Азией и Северной Америкой в 1648 году. 1. Бой за Анаульские юрты Осень 1650 года. Дежнев и 12 его товарищей (казаков и промышленных людей) расположились в ясачном зимовье на реке Анадырь. Здесь главными плательщиками ясака (дань пушниной) были анаулы (одно из юкагирских племен). Дежнев умел хорошо договариваться и отношения с местными были в основном мирные. Только в одной схватке, где взяли важного аманата (заложника) Чекчоя был смертельно ранен пятидесятник Шалам Иванов, да Тит Семенов получил стрелу в бедро. Однако вскоре на Анадырь пришел якутский казак Михайло Стадухин и стал громить анаулов, не разбирая ясачные они или нет. В ответ они перебили 9 человек из его отряда в низовьях Анадыря и откочевали подальше от казаков. Дежнев, не дождавшись ясака, отправился вниз Анадыря, где наткнулся на юкагирскую крепость "острожек". Что она из себя представляла сложно с

Из отписки знаменитого русского землепроходца Семена Дежнева, первого из русских, кто провел свое судно через пролив между Азией и Северной Америкой в 1648 году.

1. Бой за Анаульские юрты

Осень 1650 года. Дежнев и 12 его товарищей (казаков и промышленных людей) расположились в ясачном зимовье на реке Анадырь. Здесь главными плательщиками ясака (дань пушниной) были анаулы (одно из юкагирских племен). Дежнев умел хорошо договариваться и отношения с местными были в основном мирные. Только в одной схватке, где взяли важного аманата (заложника) Чекчоя был смертельно ранен пятидесятник Шалам Иванов, да Тит Семенов получил стрелу в бедро. Однако вскоре на Анадырь пришел якутский казак Михайло Стадухин и стал громить анаулов, не разбирая ясачные они или нет. В ответ они перебили 9 человек из его отряда в низовьях Анадыря и откочевали подальше от казаков.

Дежнев, не дождавшись ясака, отправился вниз Анадыря, где наткнулся на юкагирскую крепость "острожек". Что она из себя представляла сложно сказать, какое то укрепление, где деревянные дома (юрты) составляли часть стены. Юкагиры отказались "вину свою принести", и Дежнев атаковал крепость. "Бог помог взять первую крайнюю юрту и на острожек взошли, и мы с ними бились на острожке ручным боем, друг за друга имаяся руками".

Эта атака не прошла для отряда Дежнева бескровно. Анаулы заранее приготовили колья, а также "долгие деревья" с насаженными на них топорами и ножами "потому что за убойство Русских людей ждали они на себя Русских людей". Были это русские железные топоры и ножи или местные из кости и камня неизвестно. Очевидно, что с их помощью юкагиры пытались не подпустить казаков и промышленных людей к своим стенам. Кроме того, стреляли из луков.

Четверо человек, включая одного казака, были убиты, вероятно, в самом начале приступа еще на подходе к стенам. Это: Суханко Прокопьев, Путилка Афонасьев, Евтюшка Материк и Кирилко Проклов. Служилый человек Артюшка Салдатко получил стрелу в лоб, промышленный человек Терешка Микитин (Курсов) в переносицу. Характер попаданий говорит о том, что скорее всего дежневцы были защищены якутскими платинчатыми доспехами (куяками), что было характерно для вооружения русских в этом регионе. Поэтому анаулы стреляли в лицо. Пашко Кокоулину "топором и кольем изранили в голову и руку, и он ... немочен был всю зиму". Впрочем в бою эти раны не остановили Пашко и в драке на остроге он "сколол" откасом одного противника. ("Откас" - это тоже самое, что и якутская пальма - большой тяжелый нож на длинном древке).

Когда дежневцы взошли на острог начался рукопашный - "съемный" бой. Подробностей его нет, но судя по характеру ран, полученных русскими, анаулы дрались кольями (копьями?), отсюда и описанные выше захваты руками. Вероятно, хватались за древки при сближении. В отписке только отмечено, что "Фомку Семенова и Титка Семенова на съемном бою изранили кольем".

Дежнев не описывает потерь анаулов в описании этого боя, только замечает "Бог нам помог тот их острожек взять и и Анаулей смирить ратным боем". Оказалось, что юкагиры, защищавшие острог, раньше еще не платили ясак. Они дали аманата и пожаловались, что на них нападал другой род юкагиров во главе с Мекерко, который "тайным обычаем" перебил много их родников.

2. Мелкие стычки

Воин чукча
Воин чукча

Через некоторое время в декабре того же 1650 года Дежнев выступил в поход на защиту новообретенных ясачных людей. Мекерко "учинился непослушен". Бой видимо ограничился перестрелкой. Юкагиры стреляли хорошо. От их стрел погиб известный землепроходец Семен Мотора. Пашко Кокоулин, поправившийся от ран, полученных при штурме острога, получил по стреле в плечо и в "стегно" (бедро). Федотка Ветошка был поражен из лука в колено, а Стенка Сидоров в руку. Юкагиры бросили свое стойбище, оставив женщин и детей. Потерь у них видимо не было, только Дежнев отметил, что "ушли, иные ранены".

Вообще на Чукотке мужчины-воины местных народов часто бросали свои семьи, в ситуации когда не могли противостоять противнику. Однако данной поведение было скорее частью тактики. В 1652/1653 г. во время похода на оленных юкагиров- чуванцев, последние не смогли увезти "робят небольших", но не бросили их, а отбили позднее, скопившись "многими людьми". В бою со стороны дежневцев погибли 4 человека и 3 были ранены.

Далее Дежнев в отписке отмечает, что время от времени ему и его людям снова приходилось решать свои дела силой. В 1653/1654 г. произошла схватка с коряками, которые досаждали тем, что подходили к русским "тайным обычаем". Дежнев и 12 его товарищей нашли их и атаковали "крепкий острожек" из 14 юрт, в каждой из которых жили до 10 семей. Корякские воины бросили детей и женщин и отступили. Пашко Кокоулин снова был ранен - стрелой в бок, но успел застрелить одного из противников из пищали в висок. Отметился в бою и сам Дежнев. В отписке записано: "яз Семейка убил из пищали мужика".

Читайте: Отворив избу, расстреляли из луков: таежные ниндзя в сибирском боевике 1686 года