Найти в Дзене
Православие.ONE

Белгородский старец Серафим Тяпочкин не пророчествовал о захвате Сибири Китаем и не говорил о будущем, он лишь плакал, молился и спасал души

Оглавление

В середине весны совершенно неожиданно власти прекратили автобусное сообщение с селом Ракитное Белгородской области. Более того, приобретение железнодорожных билетов до Белгорода стало невозможным в Краснодаре и по всему Северному Кавказу, вероятно, и в иных регионах. Скрыть причину данных ограничений не представлялось возможным. В очередях у билетных касс циркулировали негромкие разговоры:

"По слухам, в Белгороде скончался некий святой человек".

Данная информация соответствовала действительности. 19 апреля 1982 года, на следующий день после праздника Светлого Христова Воскресения – завершил свой земной путь выдающийся подвижник благочестия архимандрит Серафим (Тяпочкин).

С именем архимандрита Серафима (Тяпочкина) связаны многочисленные предания. Одно из них гласит, что именно он, архимандрит Серафим, извлек икону Святителя Николая из рук окаменевшей Зои в Куйбышеве, что не удавалось никому другому. Но оказалось, что это был все-таки не он.

Стоит отметить, что написано об отце Серафиме сегодня не мало, но и не все соответствует действительности. Особенно пророчества, которые он не произносил.

-2

Сегодня мы обратимся больше к воспоминаниям людей, которые всё-таки знали старца лично.

Ракитное

В районном центре Ракитное Белгородской области, у дороги, возвышается Храм Святителя и Чудотворца Николая, излучая величественное белое безмолвие в свете электрических ламп. Однако искусственное освещение не производит отталкивающего впечатления. Напротив, сияющий во тьме ночи Храм напоминает каждому – и проезжающим, и проходящим мимо – о том, что Свет Христов проникает сквозь мрак.

"Пресвятая Богородица, спаси землю Русскую!"

— гласит плакат у дороги за оградой церкви.

Многое изменилось с тех пор, как отошел в вечность великий молитвенник за людей. Однако внутри храма все осталось прежним. Здесь сохранена та же атмосфера, что и при жизни старца, когда он служил Литургию и молился под сводами Никольской церкви. Росписи на куполе выполнены будущим известным иконописцем архимандритом Зиноном (в настоящее время запрещенным в служении за совместное причащение с католиками; тогда, будучи духовным чадом отца Серафима, он еще не принял монашества). Под куполом расположено паникадило, в котором и по сей день горят не электрические лампочки, а лампады с живым огнем, возжигаемые перед каждым богослужением. Все осталось так же, как и почти двадцать лет назад. И так же не угасает лампада перед образом Святителя Николая.

В 2005 году в прилегающем к храму здании открыт духовно-просветительский центр во имя архимандрита Серафима.

5 апреля 2005 году архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил построенный рядом с храмом детский дом милосердия.

31 июля и 1 августа 2007 года состоялись торжества, посвященные 175-летию со дня основания Свято-Никольского храма и 25-летию кончины архимандрита Серафима.

1 августа 2007 года был открыт и освящен памятник отцу Серафиму.

-3

Могила старца находится у северной стены храма. На скромном Распятии указаны даты земной жизни отца Серафима: 14 августа 1896 — 19 апреля 1982. Перед мраморным портретом старца горят свечи.

-4

В этом храме много лет служил архимандрит Серафим (в миру Дмитрий Тяпочкин). По соседству, у могилы старца, расположена его келья, куда стекались тысячи людей со всех концов, отягощенные различными невзгодами, надеждами и тревогами.

-5

Среди его духовных чад – ныне здравствующие представители самых разных сословий: от офицеров и профессоров до крестьян и архиереев. И, подобно тому, как это было у преподобного Серафима Саровского, чье имя старец принял при постриге, никто не покидал Ракитное неутешенным и неободренным. Не покидает и по сей день. Молитвы, обращенные к великому старцу, находят отклик. Переступая порог его кельи, словно встречаешься с самим преподобным Серафимом Саровским: здесь хранятся его личные вещи – молитвенник, четки.

-6

Из писем отца Серафима, написанных в ссылке мы узнаем:

"Вспоминая Гефсиманский подвиг Христа Спасителя, нахожу утешение в своей скорбящей душе. Скорблю, скорблю тяжело. Скорблю о себе, скорблю о детях, сродниках своих, скорблю о пастве своей, о чадах своих духовных, скорблю о любящих, помнящих обо мне. Господи! Да будет воля Твоя!"

Монахи, совершающие Божественную литургию, зачастую бодрствуют по ночам, предаваясь молитве и готовясь к причастию. Когда отец Серафим выходил с проповедью после Причастия, от него исходил свет. Он причащал, затем обращался к пастве. Он буквально омывался слезами, и от него исходило сияние.

Слезы старца

— Я называла его слезным источником, — вспоминает о старце пожилая прихожанка Татьяна, носившая воду из храмового колодца, — он всегда плакал. Вот этот колодец он благословил, а выкопал его мой дед. Плакал о нас, о наших грехах. Никогда не говорил без слез. Молился, читал акафист, всегда на коленях, все время преклонял колени. Всё это происходило на моих глазах!

-7

Всех любил

Годы лагерей, ссылок, скитаний лишь очистили сердце отца Серафима. Господь претворял его скорби в радость, которую батюшка дарил людям. Он очень внимательно слушал каждого, слегка склонив голову, и отвечал всегда тихо, кратко, понятно и немногословно. Бледное, в морщинках светлое лицо было исполнено выразительности и благородства, взгляд больших внимательных глаз – проницателен и глубок; он словно заключал в свой молитвенный круг новую человеческую судьбу. В нем пребывал дух мирен, Дух Святой, стяжание которого преподобный Серафим Саровский завещал как цель христианской жизни.

-8

Архимандрит Серафим всех, кто обращался к нему за духовной поддержкой, считал своими духовными чадами. Многим семьям он возвращал мир и согласие, многих исцелял от недугов, в том числе и тех, кто был прикован к одру болезни. Неисчислимо количество людей, которых он утешил и ободрил.

Никому и никогда не доводилось видеть его в состоянии раздражения. Отец Серафим с любовью и непринужденностью общался со всеми. Каждый мог без труда раскрыть перед ним свою душу, зная, что услышит не укор, а проникновенную просьбу всеми силами воздерживаться от греха.

Всех жалел

Как-то архимандрит Серафим заметил, что желал бы принять великую схиму, высший ангельский образ, но ради людей, страждущих от духовных недугов, не может себе этого позволить, ибо схима предполагает полное уединение. Молитва была его непрестанным спутником. О евангельских событиях он говорил так, словно они произошли совсем недавно.

— Он был истинным источником любви и никогда никого не осуждал, — отзывался о старце настоятель Свято-Николаевского храма в Ракитном протоиерей Николай Германский. — Рядом с ним люди укреплялись в вере и приближались к Богу. Многие, возможно, и не получали телесного исцеления, но обретали новый смысл жизни. Разве это не чудо? Человек, не верящий ни во что, живущий в унынии, уезжал отсюда преисполненным радости. Одно лишь воспоминание об отце Серафиме укрепляло и наполняло жизнь радостью. Люди очень нуждаются в его молитвах, народ уже почитает его как праведника, как святого, не имея ни малейших сомнений в его святости.

Из проповеди архимандрита Серафима известно, что он говорил, как от скромных Вифлеемских яслей до позорной Голгофы Христос нес на Своих Пречистых Раменах Крест, и этот Крест Он завещал всем Своим последователям: "Если кто хочет идти за Мною, пусть возьмет крест свой". Путь следования за Христом — путь Креста и самоотречения, иного пути нет. Не радость, не веселье завещал Божественный Учитель Своим ученикам, а в их лице и всем нам, но скорби и печали, из которых и состоит наша земная жизнь.

Скорбь о грехах людских, которые старец непрестанно отмаливал, и тяжесть этих грехов давали архимандриту Серафиму право так говорить. Иногда после молитвы он приходил в храм и падал, 10-15 минут лежал неподвижно, погруженный в молитву. Отдых был необходим не только телу, но и душе. Душа старца страдала от того, что люди живут, не зная Бога и Его Любви.

Возлюбить так, как Христос, означает принять Его Чашу страданий, ту самую, которую Он, будучи человеком, молил Отца Своего миновать.

-9

По мнению отца Николая Германского, этот человек воплотил завет Христа о совершенстве и святости, подобной Небесному Отцу. Он был воплощением любви, пребывавшей среди нас.

Отец Серафим питал особую любовь к тяжким грешникам, не будучи приверженцем формального закона. Он достиг такого уровня духовного развития и любви, что она превосходила Закон, призванный обуздывать наши страсти. Господь пришел спасти не праведников, но грешников, ибо для Него ценна не только паства из девяноста девяти овец, но и одна заблудшая. Многие, подобно другим праведникам, обращались к старцу Серафиму с просьбами о спасении, исцелении и помощи в том, что сами сделать не могли. Отец Серафим молился, и люди уезжали исцеленными, но, возвращаясь к прежней греховной жизни, их состояние ухудшалось, что причиняло старцу двойную боль. Он принимал всех, но каждому давал наставления соразмерно его способности воспринять.

На Волю Божию

Протоиерей Анатолий Шашков, клирик Курской епархии, столкнувшийся много лет назад со смертельной болезнью жены, вспоминает, как врач предрекал ей два-три месяца жизни. Старец же, взглянув на них, сказал:

"На волю Божию".

Его чистый и проницательный взгляд, объятие, наполненное духовной теплотой и благодатью, раскрывали душу перед ним. Тогда они не оценили этого в полной мере, но протоиерей Анатолий навсегда запомнил то объятие, лишенное осуждения и укора. Он рыдал, омывая слезами лицо старца. Это напоминало возвращение блудного сына.

Платочки для слёз

В келье старца всегда лежала стопка платков, предназначенных для его слез о нас и наших грехах. Такова была его любовь. Супруга протоиерея, слава Богу, жива.

Другой священник Курской епархии Николай Хохлов также обратился к старцу с неопределенной болезнью, когда Владыка намеревался его женить. Получив благословение, он услышал от старца:

"Брат Николай, а может, вам лучше пожить у нас?"

На что ответил:

"Батюшка, по вашему благословению",

и остался на три года, которые стали самыми счастливыми в его жизни. До этого он не встречал старцев. Отец Серафим проводил молебны у больных, и отец Николай сопровождал его. Сила духа старца была поразительна.

В моменты глубокой молитвы, сквозь опущенные веки отца Серафима проступали слезы, падавшие на пол. Его духовное состояние вызывало благоговение и желание бесконечно пребывать в совместной молитве.

Столп России и недоумение епископа

Отец Серафим отличался особым благочестием: приходил в храм первым и уходил последним. Каждому он стремился дать свое благословение, словно Господь через него проверял веру людей, даруя порой исцеление души и тела. Его отличали искренняя любовь и непоколебимая вера, закаленная восемнадцатью годами лагерей.

"Он был столпом России", – так, согласно свидетельствам, произнес на похоронах архимандрита Серафима (Тяпочкина) Архиепископ Курский и Белгородский Хризостом (скончался 6 января 2025).

Вся жизнь архимандрита Серафима представляла собой чудесное общение со Христом и людьми во Христе. И в вечности он, несомненно, обрел Того, Кому посвятил свою жизнь с юных лет.

Трудно бывает рассмотреть масштаб личности твоего современника, который находится рядом и, на первый взгляд, кажется простым, неприметным. Вот и владыка Хризостом (Мартишкин), правящий архиерей Курской-Белгородской епархии, не сразу осознал, какими благодатными дарами Господь одарил ракитянского батюшку (так многие называли отца Серафима). Было заметно недовольство Владыки по поводу того, что в Ракитное едут чуть ли не со всего Советского Союза (и особенно много – с Украины, где до лагерной ссылки старец, тогда еще протоиерей Димитрий, служил в Днепропетровской епархии).

Однажды епископ Хризостом сурово отчитал приезжих в своей проповеди, произнесенной им после богослужения в Свято-Никольском храме: мол, что вы тут ищете? Какую святыню? Недоволен он был и тем, что здесь собираются душевнобольные люди, и отец Серафим старается оказать им помощь. Но потом, как пишут свидетели, узнав батюшку поближе, Владыка сам очень полюбил сюда приезжать.

К батюшке летели самолетами, приезжали поездами, на автобусах или на личном транспорте. Это были колхозники и шахтеры, ученые и писатели, архиереи и приходские священники. И каждый из них, жаждущий духовного подкрепления, был батюшке дорог, независимо от сана или положения в обществе.

Относился ко всем с любовью

А.М. Одынецкий, знавший отца Серафима на протяжении двадцати семи лет, поведал следующий случай:

«По окончании одного из богослужений я посетил его келью, где он сообщил мне о своих усилиях по предотвращению увольнения уборщицы. После успешного разрешения ситуации эта женщина выразила отцу Серафиму свою глубочайшую признательность, заметив: «Батюшка, вы печётесь обо мне, как родной отец»».

В день своего последнего земного празднования Пасхи, 18 апреля 1982 года, будучи прикованным к постели, отец Серафим принял поздравления от всех, кто был рядом с ним на протяжении долгих лет: келейниц, поваров, алтарников, сторожей. У каждого из них он испросил прощения.

Не был связан со стоянием Зои

В известном труде иеродиакона Софрония (Макрицкого) "Белгородский старец Архимандрит Серафим (Тяпочкин)" значительное внимание уделено истории "стояния Зои" и приписываемому отцу Серафиму участию в ней. Однако документально подтверждено, что священник Димитрий Тяпочкин в тот период еще не принял монашества и не был связан с этим событием.

Видение старца

Настоятелю Свято-Николаевского храма в Ракитном, протоиерею Николаю Германскому, было видение. Старец-архимандрит Серафим покоился в гробу, покрытый по-монашески воздухом. Священник испытывал страх, опасаясь ощутить запах тления от тела старца. Неожиданно воздух пришел в движение, приподнялся, и старец, по-прежнему пребывая в гробу, ласково взглянул на священника. Священник обратился к старцу: "Отец Серафим, я такой грешный..." "Нет, нет, нет. Нет, нет, нет," – повторял старец, озаряя все своей неугасающей улыбкой. В этот миг священник ощутил неземное благоухание, исходящее от гроба отца Серафима.

В другом сне этому же священнику вместе с архимандритом Серафимом довелось откручивать винтик в крышке гроба старца. Это последнее видение, как говорят старцы, можно толковать как приближение времени церковного прославления архимандрита Серафима (Тяпочкина).

В последнее время паломники, посещающие могилу отца Серафима, все чаще ощущают благоухание не во сне, а наяву.

-10

19 апреля 1982 года на Светлой пасхальной неделе умер архимандрит Серафим Тяпочкин – один из самых известных старцев «советской эпохи».

Главным возгласом пасхальной панихиды было не «плачу и рыдаю», а «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!».

Скорбь и одновременная ралость. Вот что ощущали все на прощании со старцем Серафимом. Это явный признако того, что ко Господу отошел праведник.

Обращение католички с православие

Мария Цауна, католичка из Риги, работавшая фельдшером, услышала о старце Серафиме от своей православной пациентки. Несмотря на предупреждения о трудности встречи с ним, Мария страстно желала увидеть человека, исполненного апостольского духа. Прибыв в Ракитное, она узнала о болезни батюшки, но решила остаться. На следующий день в храме она не видела, как старца ввели через алтарные двери, однако интуитивно ощутила его присутствие, что вызвало у неё непроизвольные слёзы.

Пробираясь ближе к алтарю, Мария сначала встретила отца Григория, которому призналась в своём католическом вероисповедании. Отец Серафим в тот день исповедовал лишь пятерых семинаристов из-за физической немощи. После исповеди он необычно задержался у аналоя. Мария, продолжая плакать, молилась перед иконой святителя Николая, когда неожиданно семинарист пригласил её пройти к старцу.

При встрече отец Серафим спросил, желает ли она принять православие, на что Мария твёрдо согласилась. Он объяснил, что повторное крещение не требуется, и посоветовал совершить переход как можно скорее. После службы он пригласил её в келью, где попросил по возвращении в Ригу обратиться к митрополиту Леониду за благословением. Старец также пригласил её приехать на Троицу для завершения перехода в православие.

Распорядок дня старца

«Во время молитвы, – вспоминает насельница Пюхтицкого монастыря Ольга Удальцова, – он стоял, и тело его было совершенно неподвижно. Такое впечатление, что старец как бы покинул его. Лицо, обычно бледное, пламенело».

Вот обычный день старца, когда не было службы в храме.

04:00 – подъём, келейная молитва до 7:00.

7:00 – 9:00 – общая молитва.

9:00 – 10:00 – завтрак.

10:00 – 12:00 – отдых.

12:00 – 13:00, иногда до 15:00 – приём болящих.

13:00 – 16:00 – келейная дневная молитва.

16:00 – 17:00 – обед.

17:00 – 19:00 – отдых.

19:00 – 21:00 – беседы с прихожанами.

21:00 – 22:00 – ужин.

22:00 – 23:00 – отдых.

23:00 – 1:00 – вечерние молитвы.

1:00 – 4:00 – ночной сон и вечернее правило.

При сильном переутомлении батюшка ненадолго прилегал на кровать в сапогах. Отдохнув пятнадцать-двадцать минут, он немедленно приступал к молитве. Нередко он так и засыпал, не снимая обуви. Для батюшки молитва не являлась обязанностью, а представляла собой внутреннюю необходимость. Отсутствие богослужебной литературы в его келье не создавало затруднений: его память в совершенстве сохраняла весь дневной цикл богослужения. Во время болезни он был способен цитировать целые главы из Евангелия по памяти.

Почему старца так и не канонизировали?

В комиссии по канонизации нет единодушного мнения.

Некоторых ее членов смущает то, что не сохранилось следственное дело отца Серафима.

Но днепропетровские областные архивы были вывезены немцами и частично уничтожены. Однако, если нет дела, то могут оставаться сомнения: «А не отрекся ли он от Бога во время пыток? А вдруг кого оговорил?»

И все же у нас есть подробно записанная жизнь старца Серафима, есть люди, которые его близко знали, есть свидетельства многих исцеленных им верующих. Книги о нем продолжают переиздаваться.

Вспомним: материалы к канонизации небесного покровителя батюшки, преподобного Серафима Саровского, начали собирать лишь через 50 лет после его кончины – в 1883 году, а прославили — после протеста почти всего Синода — только в 1903 году. И сколько споров было во время подготовки его канонизации.

«Люди видели в нем Святого и донесли в своих искренних воспоминаниях эту его Святость до наших современников, никогда не видевших и не знавших о. Серафима. Но эти “не видавшие, но уверовавшие“ и узнавшие о. Серафима, пребывающего духом в Небесных чертогах, а телом покоящегося у стены Свято-Никольского храма, обращаются к нему, как к живому», – читаем мы в письме протоиерея Николая Германского, написанном им в комиссию по канонизации.

Отец Николай говорит:

Надо только молиться, и все устроится. Не мы устраиваем. Мы только желаем, чтобы было так, а Господь смотрит и в свое время это нам дает.

Наши дни

Совсем недавно дом, в котором жил архимандрит Серафим (Тяпочкин) в Ракитном, признали объектом культурного наследия местного значения.

-11

Продолжается сегодня и серьезная кропотливая работа по сбору материала для канонизации благодатного старца Серафима, что была начата в Свято-Никольском храме много лет назад.

А были ли пророчества?

Очень часто встречаются «пророчества» старца Серафима. Сначала их приписывали Серафиму Вырицкому, но после ряда исследований и опровержений старцев нашего времени, которые лично знали Вырицкого подвижника, штамповщики интернет-пророчеств, быстро переключились на отца Серафима Тяпочкина, мол, он говорил, что Китай захватит Сибирь. При этом никто так и не привёл доказательств его слов. Ни в одном из воспоминаний самовидцев этого нет, а в жизнеописании старца и вовсе не описываются случаи пророчеств о будущем России. Старец занимался спасением душ. Если посмотреть его распорядок дня, опубликованный выше, можно сразу понять, что вся его жизнь была служением.

Более того, сегодня каждый день выходят новости, и теперь в них уже сразу два старца, якобы пророчествовали об этом. Скрин, как пример, ниже:

-12

А на днях в крупных СМИ вышли ещё и новые "пророчества" Серафима Саровского. Но если их прочитать, то сразу станет ясно, что слова там совсем никак не принадлежат преподобному Серафиму.

Так трём Серафимам довольно часто до сих пор приписывают то, чего они никогда не говорили.

В рассказе о старце, использовались фрагменты из книг «Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), «Праведник наших дней», а так же материалы и фото из православных газет за 2000-2025 г. и информация из открытых источников.

Слава Богу за всё!

P.S.

О старце Серафиме можно еще много написать, но для этого есть книги, в которых можно найти полную информацию. Мы лишь обратились сегодня к воспоминаниям о нем.

Поделитесь в комментариях своими историями, связанными со старцем Серафимом или впечатлениями о поездке к могилке старца.