Найти в Дзене
Лавка старины

Обливная керамика: история и технология древнего искусства

Оглавление

Керамика играла важную роль в истории человечества начиная с эпохи неолита. Она использовалась для хранения и приготовления пищи, служила ритуальным предметом, а позже стала строительным материалом. Именно керамические изделия чаще всего сохраняются как свидетельства исчезнувших цивилизаций, позволяя судить об уровне развития древних обществ.

Статуэтка «Мальчик с подсолнухом, петухом и курами», скульптор Лобанов В. С., керамика, СХФ №1, 1960-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Мальчик с подсолнухом, петухом и курами», скульптор Лобанов В. С., керамика, СХФ №1, 1960-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Широко использовалась керамика по ряду причин: простота технологии (достаточно обжига в печи или даже костре), устойчивость к биологическому воздействию и агрессивным средам, эстетически привлекательный внешний вид.

Маленькая интерьерная вазочка с цветными поливами, керамика Абрамцево, 1910-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Маленькая интерьерная вазочка с цветными поливами, керамика Абрамцево, 1910-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Технология изготовления керамики относительно проста: порошки неорганических соединений формуются и обжигаются при высоких температурах (обычно 900-1400°C), что придает изделиям твердость и прочность. Сегодня керамика находит применение в различных отраслях, включая производство декоративных статуэток.

Статуэтка «Дивная птица», авторы Проторьевы В. и Н., Васильковский майоликовый завод, 1960-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Дивная птица», авторы Проторьевы В. и Н., Васильковский майоликовый завод, 1960-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Обливная керамика и её особенности

Обливная (глазурованная) керамика имеет древнюю историю. Множество таких предметов быта было обнаружено на территории Свердловской области и выставлено в музеях. Большая часть сохранившихся образцов гончарного производства датируется концом XIX — началом XX веков, когда основное внимание уделялось созданию практичной посуды для хранения сыпучих продуктов и жидкостей.

Статуэтка «Гончар», Гжельский керамический завод, 1980-е годы, обливная керамика. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Гончар», Гжельский керамический завод, 1980-е годы, обливная керамика. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Постепенно обработка стала более современной. Чаще всего форма глине придается на гончарном круге или вручную, далее следует обжиг. Таким методом получают твердые и долговечные предметы декора, посуду, сувениры и даже строительные материалы. Но для итогового внешнего вида им требуется глазурь. Материал является стекловидным покрытием и размещается на поверхности продукции. Но также под глазурью может подразумеваться смесь составляющих или один материал, который был распределен по керамической основе и подвергнут температурному воздействию, обеспечив плотное покрытие.

Интерьерная скульптура, статуэтка «Рыба налим», керамика, Гжельский керамический завод, 1950-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Интерьерная скульптура, статуэтка «Рыба налим», керамика, Гжельский керамический завод, 1950-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

С периода Древней Руси, а также в наши дни в профессиональной среде, глазурь нередко называют поливой. Видов глазури много, есть непрозрачные, прозрачные, матовые, дающие блеск, без цветовой составляющей, окрашенные. Основой покрытия является шпат полевой, кварц и каолин. Есть и другие виды, к примеру, свинцовые, наиболее легкоплавкой является майолика. Также выделяют варианты с оксидами металлов, селено-кадмиевые, сатиновые, селадоновые, боросиликатные.

Керамическая ваза с поливами, Гжель, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Керамическая ваза с поливами, Гжель, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Технология получения обливной керамики

Глазури для керамики бывают разными. По способу приготовления, выделяют фриттованные и сырые. Последний вариант проще. Специалисты добиваются измельчения составляющих, соединяют их с водой, чтобы получить нужный уровень плотности глазурного шликера. Фриттованная глазурь изготавливается иначе, подготовленные составляющие сплавляют (фриттуют), с данной целью выполняется прогрев до 1200—1300 °C. Так формируются различные соединения, включая нерастворимые силикаты. Когда фритта расплавлена, ее перемещают в сосуд с водой, что позволяет добиться остывания.

Статуэтка «На отдыхе» (Гармонист с подругой), СССР, Гжель, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «На отдыхе» (Гармонист с подругой), СССР, Гжель, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

В дальнейшем мастер обеспечивает просыхание полученного состава и дробит его на мелкие части в ступе. Глазури бывают легко- и тугоплавкие. Последние нужны для шамота, фарфора или твердого фаянса. Они могут достичь плавления только после достижения 1125-1360°C. Майолика выполняется с помощью глазурей, температура плавления которых составляет 900-1100°C.

Большая скульптура «Якутка с собакой», майолика, СХФ №1, СССР, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Большая скульптура «Якутка с собакой», майолика, СХФ №1, СССР, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Обливная керамика отлично смотрится, за время существования технологии и ее совершенствования появилось много интересных изделий. Это не только посуда, но и всевозможный декор для украшения помещений, сервировки стола и других целей. Изделия долговечны, если обращаться с ними аккуратно. Старинные горшки, тарелки, вазы, отлично сохранившиеся до наших дней, лучшее доказательство данного факта. Также обливная керамика красивая, мастера получали разные узоры, стили и формы. Покрытие обеспечивает температурную стойкость и гигиеничность.

Скульптура «Лисья семья», скульптор Розов Н. И., 1953 г., Гжельский керамический завод. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Скульптура «Лисья семья», скульптор Розов Н. И., 1953 г., Гжельский керамический завод. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Обливная керамика. Немного истории

Глазурь используется с III столетия до н. э. в Древнем Египте посуда сама получала подобие покрытия под влиянием древесной золы и нагрева. Свинцовое синее напыление изобрели в первом столетии до н. э. в Китае. Постепенно технику не единожды улучшали, с течением времени керамика с глазурью дошла до Востока. Турецкие мастера сначала покрывали изделия красками и только потом прозрачным покрытием. Чтобы получить золотистый оттенок в состав начали добавлять медь. Благодаря корсарам Османского царства технология добралась до Испании и Италии, а на Ренессанс пришелся расцвет глазирования.

Статуэтка «Волк и ягненок», скульптор Абрамов Д., керамика, СХФ №1, 1950-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Волк и ягненок», скульптор Абрамов Д., керамика, СХФ №1, 1950-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Новый состав был изобретен Лукой делла Роббиа, именно его использовали масштабно, добавка олова обеспечивала молочную белизну окраса, а позже стали добавлять краски. Потомки скульптора в XVI веке переехали на территорию Франции и там раскрыли секреты использования глазури, керамику активно расписывали. Вопреки наличию истоков из Италии, в каждом государстве проявились свои особенности и узнаваемые черты. Так, с Запада до древнерусских ремесленников глазурь дошла в XVI веке, когда улучшились экономические и торговые связи. Чаще всего использовали свинцовую прозрачную глазурь, а цветные изделия начали получать только в XVII веке.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком или комментарием, а чтобы не пропустить новые интересные истории, просто подпишитесь на наш канал!

Спасибо за внимание!