Делимся интересными фактами о легендарных лентах!
«Марья-искусница»: 24 марта 1960
Фильм по сценарию Евгения Шварца «Царь Водокрут» Александр Роу задумал снять ещё в 1946 году. Он уже был запущен в производство на «Союздетфильме», когда неожиданно пришла директива сверху о прекращении всех работ. Причиной стал приближавшийся период малокартинья, когда сказка на экране оказалась неуместной. К счастью, Роу не оставил свой замысел. В 1959 году он вернулся к идее экранизации сценария «Царь Водокрут», когда Шварц уже ушёл из жизни. Художник Евгений Галей создал причудливые декорации подводного мира, а художники комбинированных съёмок Арсений Клопотовский и Владимир Никитченко помогли добавить в сказочный антураж настоящего волшебства.
На роль Отставного солдата Роу пригласил актёра Михаила Кузнецова, до этого снимавшегося у него в фильме «Драгоценный подарок». Марью-искусницу сыграла одна из первых красавиц советского кино Нинель Мышкова. В роли её сына Иванушки снялся десятилетний Витя Перевалов, для которого она стала третьей в его фильмографии. Также в картине снимались актёры, являвшиеся постоянными участниками многих сказок Роу: Георгий Милляр, Анатолий Кубацкий, Александр Хвыля, Вера Алтайская. Фильм вышел на экраны 24 марта 1960 года под названием «Марья-искусница».
«Морозко»: 24 марта 1965
Фильм Александра Роу «Морозко» стал в его фильмографии самым известным и любимым зрителями. Примечательно, что сорока годами ранее на «Межрабпом-Русь» был снят фильм по такому же сюжету и с таким же названием – «Морозко» – режиссёром Юрием Желябужским. Лента, впрочем, была совсем не сказочной, а скорее устрашающей. Роу, любивший русский фольклор, поставил свой фильм по сценарию известных советских драматургов Михаила Вольпина и Николая Эрдмана, которые взяли за основу две сказки – «Морозко» и «Иван с медвежьей головой». В новом «Морозко» спустя двадцать пять лет после «Василисы Прекрасной» вновь появляется Баба-Яга в исполнении Георгия Милляра. Только здесь она предстаёт не зловещей каргой, а обаятельной старушкой, страдающей радикулитом. Начиная с «Морозко», в каждом последующем фильме Роу – в начале и конце – появляется Сказительница в исполнении мхатовской актрисы Анастасии Зуевой. Роль Настеньки исполнила пятнадцатилетняя студентка хореографического училища Наталья Седых. В образе Морозко предстал актёр Александр Хвыля, до этого много лет игравший Деда Мороза на новогодних представлениях в Кремле. В картине отображена красота русской природы, русской зимы, талантливо снятая постоянным оператором поздних фильмов Роу – Дмитрием Суренским.
Фильм «Морозко» вышел на экраны 24 марта 1965 года и сразу же полюбился зрителям всего мира. На Международном кинофестивале детских фильмов в Венеции в 1965 году он завоевал Гран-при «Золотой лев Святого Марка» за лучший фильм для детей, на Первом международном кинофестивале для детей в Тегеране в 1966 году – Серебряную медаль, на Международном кинофестивале-кинообозрении «Капитолийский Юпитер» в Риме в 1966 году – приз «Капитолийский Юпитер».
«Отроки во вселенной»: 25 марта 1975
Фильм «Отроки во вселенной» режиссёра Ричарда Викторова стал продолжением вышедшей годом ранее научно-фантастической картины «Москва-Кассиопея». Интересно, что сценаристы Авенир Зак и Исай Кузнецов написали сценарий односерийного фильма, и именно таким он и запускался в производство. Однако отснятого материала оказалось намного больше, поэтому с разрешения Госкино его разделили на два фильма.
Изначально проекту выделили по тем временам фантастический бюджет – полтора миллиона рублей. Затем, правда, урезали до шестисот тысяч. Это позволило воплотить в реальность некоторые идеи, ранее никогда не использовавшиеся в советском кино. В частности, большое впечатление на зрителей и кинематографистов произвела сцена невесомости в первой части дилогии «Москва-Кассиопея». Существует версия, что среди них был Стивен Спилберг, искренне удивлявшийся, как это советским кинематографистам удалось добиться такой достоверности без использования компьютеров. Также уже в «Отроках во вселенной» впечатляющей стала сцена обмена роботами своими головами. Сцену придумал и снял оператор фильма Андрей Кириллов.
«Москва – Кассиопея» вышла на советские экраны 23 сентября 1974 года, а «Отроки во вселенной» появились 25 марта 1975 года.
«Гостья из будущего»: 25 марта 1985
Пятисерийный телевизионный художественный фильм «Гостья из будущего» был поставлен режиссёром Павлом Арсеновым по мотивам повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Они же вместе написали сценарий. Съёмки начались в 1983 году и закончились в августе 1984 года. При всей внушительности картины для неё был выделен довольно скромный бюджет, поэтому режиссёру Павлу Арсенову, художнику-постановщику Ольге Кравченя, художнику по костюмам Валентине Олоновской и группе комбинированных съёмок пришлось проявить всю свою фантазию и изобретательность, чтобы добиться реалистичности происходящего на экране. И, надо отметить, им это удалось. Например, Московский институт времени – всего лишь макет, подвешенный в Ботаническом саду на высоту более пятидесяти метров, а для съёмки летающих флипов пришлось использовать их маленькие макеты с крошечными фигурами людей внутри. Ну а знаменитый миелофон – это стеклянная призма для фотоаппарата.
Алису Селезнёву сыграла одиннадцатилетняя школьница Наташа Гусева, а Колей Герасимовым стал шестиклассник Алёша Фомкин, уже имевший актёрский опыт в нескольких сюжетах киножурнала «Ералаш». Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов, чья песня «Прекрасное далёко» на стихи Юрия Энтина после выхода фильма стала хитом.
Телевизионная премьера «Гостьи из будущего» прошла с 25 по 29 марта 1985 года в период весенних школьных каникул и имела грандиозный успех.
Через два года Павел Арсенов снял фильм «Лиловый шар» по одноимённой повести Кира Булычёва, рассказывающий о новых приключениях Алисы Селезнёвой.