Не приветствуюсь заново, потому что уверен, что вы сразу, или почти сразу, читаете продолжение вот этой синей ссылочки.
Кстати, да. Если что, это продолжение статьи про аниме нулевых, а точнее его характерные ключевые тренды: сверхъестественное, городскофентезийное, всякое паранаучное, тогдашние сёнены… а так же про бум моэ и эволюцию романтики, да.
Итак, начинаем продолжать!
Основные жанровые тренды в аниме 2000-х
Это субъективно: Не смотря на то количество текста, которое я здесь вывалил, я не дипломированный эксперт-анимеолог и даже не японист, но очень интересующийся любитель. Поэтому могу ошибаться и быть неправ в деталях (крупных и не очень). В конце-концов, вы название канала видели?
Здесь я хочу привести условное разделение десятилетия на те тренды, которые в аниме-индустрии преобладали.
Отголоски боевичков прошлого и закат мехи (~2001-2007)
Здесь я имею ввиду всякие тайтлы без определённой категоризации, адаптации которых продолжали выходить в 00-х или оригинальные работы, которые хайпанули на, пока ещё, не остывших трендах прошлого.
Это по большей части всякие мехи, которые в последствии совсем загнулись из-за перенасыщения жанра, киберпанк 90-х, боевички и производственные романы про полицию/спецназ/военных.
- Стальная тревога! / Full Metal Panic! (1998 г. ранобе, 2002 г. аниме) – обычная такая военная меха с неким налётом мистики, который, тем не менее, в будущих сезонах куда-то улетучился. Главная вайфу – не совсем типичная, но цундере, что свойственно эпохе. Главный герой –
обычный японскийшкольник, профессиональный вояка, водитель мехи, и по совместительству ветеран войны в Афгане с 8-ми лет (!) Нефигово так. Современным ОЯШам такая брутальность и не снилась. - Призрак в доспехах: Синдром одиночки / Koukaku Kidoutai: Stand Alone Complex (1989 г. манга, 2002 г. аниме) – вполне годный сериал по легендарному аниме, что мангу-первоисточник вообще оттеснили на второй план. Для анимешников нулевых, скорее всего, это была самая первая известная адаптация. Пусть франшиза и является срезом видения на мир через мрачную призму киберпанка из 80х-90х, Призрак в Ракушке настолько популярная франшиза, что тайтлы выходят до сих пор.
- Дайбастер: Дотянись до неба! 2 / Top wo Nerae 2! Diebuster (оригинал, 2004 г. ОВА) – продолжение легендарного Ганбастера, с которого начался весь Гайнакс и весь Триггер в последствии. Как продолжение… ну, нормальное, хотя и появились некоторые неуместные элементы, которых не было в первой части, но которые стали свойственны Гуррен-Лаганну и (почти) всем аниме Триггер потом. Выглядит как Ева, а у Евы стиль прикольный.
- Пираты "Чёрной Лагуны" / Black Lagoon (2002 г. манга, 2006 г. аниме) – экстравагантный боевичок в американском стиле. Всё здесь есть: и парамилитари-наёмники, и организованная преступность, и злие рррюсские, и даже недобитые нацисты. В общем, очень в духе 80-х и 90-х, но всё же вышло в 00-е, что популярности не помешало.
- Ра-Зефон / RahXephon (оригинал, 2002 г. аниме) – ответочка Евангелиону, но с упором в музыку. По совместительству – дебютная работа Bones, в эпоху, когда жанр меха шёл на свой исторический спад. В целом, довольно атмосферно и красиво визуально. Но после Евы может показаться вторичным.
- Технолайз / Texhnolyze (оригинал, 2003 г. аниме) – аниме поднимает темы, которые, прям, видно, что актуальны для 90-х и для аниме тех лет, но и для 00-х в принципе тоже.
- Разгон! Спецотряд / Burn Up Scramble (ребут ОВАшек из 90-х, 2004 г. аниме) – сериальчик про спецназ состоящий из красоток. Почти такой же как его предшественники из 90-х, но слабее в плане сюжета (хотя странно, ведь он стал монолитнее), фансервиса, да и комедийности… в общем, этот сериал был во всём по чуть-чуть слабее. Но визуал вполне красивый, да и опенинг тоже (а он инструментальный, что довольно редкое явление). И тут, кстати, авторы поймали дух времени и добавили одному из персонажей экстрасенсорные способности. Но сам тайтл влияния никакого не оставил, а просто следовал нарисовавшимся трендам.
- Эврика 7: Псалмы планет / Koukyoushihen Eureka Seven (оригинал, 2005 г. аниме) – ещё одна ответочка Евангелиону. Точнее даже аниме вышедшее на волне его хайпа, но не наследующее, а полемизирующее. И тоже от Bones.
- Эрго Прокси / Ergo Proxy (оригинал, 2006 г. аниме) – и тут Ева немного откликается. Но лишь немного и напополам с Призраком в Ракушке. В целом, тайтл стал одним из самых смелых проектов своего времени, отражающий концепции по большей части из прошлой эпохи (90-х), но снимая/рисуя произведение во время, когда сменяются одни мейнстримные темы другими – это нормально. Пожалуй, из-за этого, да и из-за артхаусной подачи, не стало хитом, но снискало культовый статус.
- Код Гиас: Восставший Лелуш / Code Geass: Hangyaku no Lelouch (оригинал, 2006 г. аниме) – тут Санрайсы показали, что ещё чего-то могут.
Могут делать Гандам.Это история про борьбу, месть… и вoeнныe пpecтупления. С мехами. Ходят слухи, что Лелуш был списан с Ягами Лайта, потому что, ну, он же тоже 300IQ овермайнд и вышли обе анимки в тот же год. - Гуррен-Лаганн, пронзающий небеса / Tengen Toppa Gurren Lagann (оригинал, 2007 г. аниме) – а вот, собсна, аниме, ставшее и хитом, и обретшее культовый статус одновременно. И это в эпоху заката мехи, что неплохой такой результат. Гайнаксы всегда знали своё дело. Так вот, ГЛ – паофсное-перепафосное меха с превозмоганием и гротеском. Наследует напрямую франшизе Ганбастера, а сам ГЛ потом станет чуть ли не схемой для почти всех тайтлов будущей студии Триггер.
А ещё у него есть сводный брат-близнец по имени Промар!
А также: Мститель (позднеолдскульная анимешная космофантастика), Мадлакс (под видом боевичка с красавицами скрываются мистико-психологические философствования), Агент Надзика (всамделешный боевичок с красавицами), Ханаан (неплохой боевичок, где синестезия применяется как псионическая способность), Нуар (ЛикоРеко из нулевых), 009-1 (адаптация манги аж 67-го года, шпионский боевик в киберпанковой Холодной Войне) и многие другие из той же когорты, которые в нулевых и остались, выходя позже только в качестве уникальных случаев.
Та самая городская фентезя и мистика (~2002-2010)
Вообще, это общая тема для 90-х и 00-х одновременно.
Людям свойственно связывать появляющиеся, как им кажется из неоткуда, проблемы с происками тёмных сил™ или просто чьих-то гадких злонамеренных действий. Особенно, когда жизнь становится не сахар. В добавок к этому, конец XX века – это время, когда общечеловеческая вера в науку и прогресс немного так ударила по тормозам. В пол. Потому что сверхдержавы вместо дальнейшего улучшения жизни своих граждан, ударяются в новый виток Холодной Войны. А когда одна из этих сверхдержав трагически схлопывается, той что осталась уже не понадобились такие вложения в развитие своей оборонки и разведки, а значит и в развитие науки и технологий, какие были десятилетия до этого, тоже.
Это важно знать в контексте того, как мировая ситуация в конце тысячелетия влияла на общественное сознание и, соответственно, на культурные продукты выходившие в это время, которые уже, в свою очередь, являлись субстратом для творцов из нулевых.
В контексте японского общества тоже прослеживаются свои уникальные неприятные моментики:
- Экономическая рецессия (а это, кроме всего прочего, уменьшение социалки, какая в Японии вообще есть, увеличение безработицы, и в целом недоверия к правительству);
- Перенос производств в Китай, Тайвань и страны Юго-Восточной Азии (вытекает из первого);
- Начало демографического старения (не то чтобы оно само по себе как-то влияло, но страшные заголовки новостей о том, что "Ну вот и всё. Япония – вымирает" создают у масс определённые настроения);
- Неудачные политические реформы, которые должны были растормошить политический застой и экономические проблемы. И что-то даже получилось. В политике, но не в экономике. К власти на выборах 1993г. пришла широкая коалиция из 8 оппозиционных партий с незатейливым названием "Коалиция без ЛДП и КПЯ", сумевшая оттеснить доминировавшую с конца Второй Мировой Либерально-Демократическую Партию. Последняя была уличена в коррупционных схемах, из-за чего оппозиционная коалиция и выиграла в 1993г. Проблема в том, что коалиция, как оно и бывает, была раздираема изнутри и, по итогу, своим правлением привнесла мало полезного. ЛДП же, после проведения антикоррупционных чисток, вернулась назад к привычному доминированию. В общем, 90-е оказались богатым на политические дрязги времечком;
- Влияние западной (читай как "американской") поп-культурной продукции на японскую (это было всегда начиная с конца Второй Мировой). Вообще, мною было замечено, что японцы, сами по себе, придерживаются такого принципа, что берут всё им понравившееся от соседей, переделывают под себя и полируют до совершенства. Они так делали ещё на заре своего существования, когда народ Ямато только заселял территорию Японского архипелага. И, могу сказать, довольно выгодная жизненная позиция. Так вот, фантастика популярна за западе – частично по этому популярна и в Японии, комиксы и супергероика – тоже, военщина и тестостероновые боевички – тоже. Ну и популярные в 90-е в США мистика и конспирологии не могли, таким образом, не отразиться на японской культуре.
- И ещё миллион мелких мелочей, которые мне неведомы.
Вот в таком историческом контексте и выходят такие тайтлы, определяющие свою эпоху, как:
- Крестовый поход Хроно / Chrno Crusade (1998 г. манга, 2003 г. аниме) – католическая экзорцистка и добрый демон борются с другими демонами в нуарном Нью-Йорке 1920-х. Как концепция и сеттинг – отлично! Городское фентези as is. Но как оно было реализовано… скажем так, мне бы, наверное, понравилось больше, если бы это аниме входило в мои первые ~50 тайтлов, поэтому лично меня не сильно впечатлило. Но зато хороший, запоминающийся опенинг и сильная концовка.
- Повесть о лунной принцессе / Shingetsutan Tsukihime (2000 г. визуальная новелла, 2003 г. аниме) – очень известная штука среди виабушников и всё ещё вполне популярная, раз даже вышел ремастер ВНки в 2021 году. Сюжет рассказывает о мистических событиях, связанных с появлением вампиров в японском городе Мисаки, в которые оказался втянут ОЯШ Тоно Сики. По словам игравших/читавших ВН, аниме настолько УГ, что фанаты предпочитают не вспоминать об адаптации в принципе, будто её не существует. Забавно, что на культуру мемов Цукихиме тоже повлияло. Помните постироничные мемы с расистской кошкой Неко-Арк, которые можно было встретить даже далеко в отрыве от аниме-коммьюнити? Так она отсюда!
- Когда плачут Цикады / Higurashi no Naku Koro ni (2002 г. ВНка, 2006 г. аниме) – классическая хоррорная основа типа тихой деревни, где после милого вступления происходит резня. История играет на контрастах милого визуала и происходящей жести. Всё в лучших сюрных традициях жанра денпа.
- Эльфийская песнь / Elfen Lied (2002 г. манга, 2004 г. аниме) – всё по канонам эпохи: люди+ с псионическими способностями, тайные лаборатории с жестокими экспериментами и жизнь простых людей рядом с этим "чудом". Ляпота! Минусы разве только в малополезности ГГ и изрядном фансервисе.
- Пламенный взор Шаны / Shakugan no Shana (2002 г. ранобе, 2005 г. аниме) – один из главных тайтлов, определивший популярность всякой магической темы в этом десятилетии и, что ещё важнее, популярность красноволосых, мелких и плоских цундере девочек в этом и последующем десятилетии. Однако, ГГ (который парень, а не Шана) может посоревноваться в бесполезности с ГГ тайтла выше.
- Девы Розена / Rozen Maiden (2002 г. манга, 2004 г. аниме) – куда ж аниме нулевых без этих кукол? Готично-сказочный тайтл с психологическими элементами, сюром и милыми девочками с суперсилами. Ух, прям жирнющий слой эстетики аниме 00-х. И своя уникальная лампота, десу.
- Клинок ведьм / Witchblade (1995 г. американский комикс, 2006 г. аниме) – милфа становится имбой, защищая свою дочь, а потом борется с влиятельными организациями за право владением источником своей силы. Неплохо так. Нечасто зрелая женщина становится главным героем. Хотел бы я видеть такое чаще. И нет, не только в хентае!
- Тетрадь смерти / Death Note (2003 г. манга, 2006 г. аниме) – в представлении не нуждается: 300IQ парень получает от бога смерти тетрадь, в которую можно вписать имя любого человека и тот умрёт. А противостоит ему другой 300IQ шиз с голыми ступнями.
- Подручный Луизы-Нулизы / Zero no Tsukaima (2004 г. ранобе, 2006 г. аниме) – два слова: Магическая. Школа. Перехватив эстафету в популяризации архетипа цундере, автор так же добавляет в свою историю элементы из дико популярного Гарри Поттера и замешивает это с тогда мало применяемым тропом попаданчества. И получает офигенно популярную историю на 22 тома ранобе и 4 сезона аниме. Стоит ли говорить, что последующие десять лет, как грибы после дождя, будут выходить аниме в схожем сеттинге, со схожими концепциями?
- Темнее чёрного / Darker than Black: Kuro no Keiyakusha (оригинал, 2007 г. аниме) – хороший образчик своего времени: спецслужбы и просто тайные организации мутят свои мутки; суперспособные оперативники со своими разными целями, их существование для простых обывателей является легендой; простая, но интересная система работы суперспособностей, да и сеттинг в целом; так же в наличие неплохая история и цепляющие опенинги. А ещё именно в этом аниме красиво показали зимний Владивосток, пусть и всего пару серий и только во втором сезоне.
- Индекс Волшебства / Toaru Majutsu no Index (2004 г. ранобе, 2008 г. аниме) – главный тайтл во всей индустрии, который эксплуатирует концепцию "магия против науки". А так же яркий представитель тех тайтлов, которые очень популярны у себя на родине (ну, ещё в Китае и Юго-Восточной Азии), а забугром имеет полтора с половиной фаната (при чём складывается ощущение, что испаноязычное коммьюнити чуть ли не крупнее англоязычного). Русскоязычное коммьюнити, кстати, ещё меньше западных. Так же создал, прямо и косвенно, плеяду последователей на целое десятилетие вперёд.
- Оккультная академия / Seikimatsu Occult Gakuin (оригинал, 2010 г. аниме) – название говорит само за себя. Немного мистическая и немного комедийная паранаучная история, обернувшаяся вообще хронофантастикой. А ещё там очень обаятельная в своей ехидности главная героиня. Лично я люблю такое. Не исключено, что было вдохновлено вышедшей годом ранее ВНкой Врата Штейна и приправлено ещё популярными тогда тропами.
Бум повседневности (~2005-2010)
Слайсики выходили и раньше, но именно в этом десятилетии они заняли свою серьёзную нишу в индустрии и стали ориентироваться в конкретный поджанр, а именно в тот, который нам сегодня известен как "милые девочки делающие милые вещи", лаконичнее просто "моэ". Рука об руку с этим поджанром идёт "иясикей".
Это няшно: Моэ – это изначально не столько про милоту, сколько про фетишизацию чего-либо. Но, так исторически сложилось, что японские отаку фетишизируют всё маленькое и миленькое. И это объяснимо тем, что восходит к устоявшимся японским стандартам женской красоты. Так что моэ не было про милоту в своей сути, но стало про неё на практике. Гайдзины же знают моэ именно как "что-то про милых аниме девочек".
Иясикей – в буквальном переводе "исцеляющий, лечащий", если адаптировать будет что-то типа "душегрейка". Оно про милые истории без конфликтов, жестокости, саспенса и прочих радостей жизни. Просто бесконечно мирная жизнь милых персонажей. На языке фанфиков близким будет понятие "флафф".
Тайтлы этих поджанров повседневности начали выходить в самом начале нулевых, тогда же выкристаллизовались самые значимые. А с выходом их аниме-адаптаций тут же повыходили мириады тайтлов про милых девочек занимающихся вообще чем угодно: от тенниса или, например, музицирования до страйкбола и даже танководства. Тренд этот продержался с середины 00-х и аж почти до конца 10-х. И он оказался настолько значительным, что повлиял даже на курс развития визуала аниме в целом.
Итак, вот они:
- Супердевчонки / Super GALS! Kotobuki Ran (1999 г. манга, 2001 г. аниме) – вообще, обычное такое сёзде с характерной рисовкой и аж на 52 серии. Оно про обычную жизнь страшеклассницы и все связанные с этим настья и ненастья. Ну, а ещё ГГ-иня из рода полицейских и любит уложить всяких засранцев на лопатки. Это так, в догонку. В целом можно сказать, что это почти современный слайсик, но всё ещё не моэ, хотя общих тропов достаточно.
- Адзуманга Дайо / Azumanga Daiou The Animation (1999 г. манга-ёнкома, 2002 г. аниме) – а вот отсюда можно сказать, что слайсики и начинают свою историю в XXI веке. Также, начиная с этого тайтла многие слайсики начали делаться по ёнкомам (4-панельной юмористической манге, на западе такой формат называется стрип-комикс) с их порой странным и непонятным, но очень быстрым гэг-юмором. Адзуманга же в этом плане была очень хороша и, в наше постироничное-то время, даже растаскана на мемы разной степени сюрности и абстрактности.
- Клубничный зефир / Ichigo Mashimaro (2002 г. манга, 2005 г. аниме) – яркий образец иясикей. Ванильненькое название говорит само за себя: мьилыье дьевочьки мьило мьилашькуються друг с другом :333
По сути, это все главные характеристики тайтла. Ну, и ещё то, что тут есть комедия. Больше всего подражателей, среди типичных моэ-тайтлов в будущем, будет именно у него. Потому что самая легкоповторяемая форма. - Феи из бутылки / Binzume Yousei (оригинал, 2003 г. аниме) – ультрамилота про 4-х ультрамилых малышек-феечек, желающих стать человеками. Уникален тайтл тем, что является оригинальной работой, без первоисточника в основе. Видимо, режиссёр понял, куда ветер мейнстрима дует…
- Меланхолия Харухи Судзумии / Suzumiya Haruhi no Yuutsu (2003 г. ранобе, 2006 г. аниме) – тайтл на стыке повседневности и фантастики с конспирологическими элементами и, по совместительству, легенда аниме нулевых. КёАни – гении. Бесконечная восьмёрка – did nothing wrong. Харухи – богиня и главная вайфу нулевых. А ещё, как говорят, моэ пошло отсюда. Потому что Микурочка.
- Лаки Стар / Lucky Star (2003 г. манга, 2007 г. аниме) – полная анимешных и не только отсылочек моэ-повседневка про милых старшеклассниц, которые из-за особенностей стиля на старшеклассниц не похожи.
Фанарты, в общем, эту проблему с лихвой компенсируют.По уровню того насколько вы погружены в отаку-культуру тех лет, вы можете смотреть это аниме как полную отсылок приколямбу, а можете просто как слайсик про милых девочек и их житие. И таким несложным "вуаля", аниме увлекает две разные аудитории перед одним экраном. Кроме моэ и бесконечных отсылок, здесь есть так же пародия на "вопрос-ответ от зрителей" в виде вставок от Lucky Channel. На самом деле троп старый даже для нулевых, но играется в тайтле реально хорошо. Коната – почти как и Харухи одна из главных вайфу нулевых и идеальная девушка-отаку. В общем, таким символом и остаётся до сих пор. В плане виабушности, среди будущих "вайфу сезона", её ещё никто не переплюнул.Хотя, никто особо и не пытался. - Сёстры Минами / Minami-ke (2004 г. манга, 2007 г. аниме) – милые сестрички мило живут под одной крышей. Тайтл является сборником историй про трёх сестёр и их бытовуху. Вот эти 3 лика Гекаты: старшая-ответственная, средняя-балбеска и младшая-умняшка. Гэг-юмор присутствует и является сюжетообразующим. На удивление для анимешных комедий, этот тайтл порой даже действительно смешной. Что, видимо, и сделало его успешным, дало свет аж 2-м новым сезонам и вдохновение для подражателей.
А ещё, мне одному показалось, что стиль немного отдаёт каким-то дешёвым хентаем? Второй сезон тем более. Третий ЕЩЁ сильнее… - Наброски Хидамари / Hidamari Sketch (2004 г. манга, 2007 г. аниме) – милые девочки мило учатся в художке и мило живут в общаге. Не без комедии. Каноничный такой слайсик, в целом.
- Кейон! / K-ON! (2007 г. манга-ёнкома, 2009 г. аниме) – милые девочки мило пьют чай со сладостями и
иногдаиграют поп-рок. Последний по году выхода из "столпов" моэ-слайсов, но первый для них по значению. В первую очередь из-за чрезвычайно удачной аниме-адаптации от Kyoto Animation и в частности от режиссёра Наоко Ямады, благодаря чему тайтл стал буквально иконой этого поджанра. Во вторую очередь, потому что развивает идеи моэ-слайса и делает из него чуть большее, чем просто душегрейку. Всё же, не каждый тайтл удостаивается звания "вин тысячелетия"! - Звуки небес / So Ra No Wo To (оригинал, 2010 г. аниме) – милые девочки мило живут по уставу в каком-то непонятном футуристичном постапоке. Судя по рисунку, внебрачный сын КёАни и Юкико Хоригути, как-то попавший в руки А-1 Pictures. Один из ярких представителей моэ-милитари, где упор больше на первое, чем на второе. Ещё там красивая запоминающаяся мелодия на трубе.
Эволюция романтики… и восход гаремников (~2002-2010)
В 2000-е жанр любовной романтики менялся. А точнее расширялся. Авторы играли с формами, содержанием и концепциями. Иными словами, со всем, что разноображивало жанр, потому что тот становился уже заштампован. Если же говорить именно про романтику без примесей фантастики/фентези или ещё чего, то та ударялась в разное обыгрывание моментов знакомства, влюблённости и конфетно-букетного периода. До полной реализации отношений повествование доходит либо под happy-end, либо не показывает его вовсе. И, как оно и бывает, благодаря успехам отдельных тайтлов, выкристаллизовались современные "стандарты" для романтики, которых создатели (в первую очередь манга-/ранобеписцы) придерживаются до сих пор.
- Канон / Kanon (1999 г. эроге, 2002 г. первое аниме, 2006 г. второе аниме) – любофф с элементами мистики: отшибленной памятью, демонами и ещё чем. Первая адаптация не особо удачная. Вторая уже более удачная. Нет, это не приквел Кланнада. Всё что их роднит: тип первоисточника и характерный стиль.
- Кланнад / Clannad (2004 г. визуальная новелла, 2007 г. аниме) – всем известная слёзовыжималка высокого уровня. В After Story – тем более…
- Пять сантиметров в секунду / Byousoku 5 Centimeter (оригинал, 2007 г. аниме) – вторая полнометражка Макото Синкая и, по некоторым мениям, его лучшая работа. Фильм состоит из трёх историй, рассказывающих про парнишку и тягость его отношений на расстоянии в эпоху, когда интернет всё ещё является дорогим удовольствием.
- Торадора! / Toradora! (2006 г. ранобе, 2008 г. аниме) – "вредная" тигра против "грозного" дракона. История о пути от ненависти до любви. Неплохая деконструкция сюжетов со всеми этими сложными любовными многоугольниками и, по совместительству, лучшее романтическое аниме 2000-х.
- Достучаться до тебя / Kimi ni Todoke (2005 г. манга, 2009 г. аниме) – хорошенькое, милое сёзде (почти что эталонное) про девушку, которую стремаются одноклассники, потому что та похожа на Садако, и про популярного парня. В общем, типичный сюжет про дурнушку и прекрасного принца.
- Президент студсовета — горничная! / Kaichou wa Maid-sama! (2005 г. манга, 2010 г. аниме) – самый известный тайтл из нулевых, после Торадоры, который играет с формой повествования. А ещё, вероятно, один из ключевых тайтлов, вдохновивший создание других историй про ОЯШей в студсовете.
А также многие другие любоффные тайтлы, такие как: Спецкласс А (путь от соперничества до любви), Трогательный комплекс (высокая девушка и низкий парень), Эф (несколько переплетающихся историй о любви, потерях и судьбах молодых людей), Озорной поцелуй (сёдзе про неуклюжую милашку и холодного красавчика) и многие другие. Романтикой это десятилетие не было обделено, а всё что было здесь не поместится.
А теперь… об этом. Помните я как-то вскользь упомянул, что в 00-е началась мода на адаптацию визуальных новелл? Ну так вот… подобные попытки в консолидацию отаку-культуры создали ЭТО!
Они породили великое зло и, по совместительству, самый ходовой, среди легальных, эксплуатационный жанр аниме в наше время… да, я про этти-гаремники! А точнее про волну их популярности.
Влияние самое что ни на есть прямое: многие сюжеты дейт-симов подразумевают романсинг разных девушек в разных "рутах" (путях развития истории). И вот, эти симы нередко включают в себя наличие т.н. "гаремных концовок" (обычно секретных), в которых на ГГ (игрока) вываливают всех вероятных его пассий. И ему (игроку) от этого прикольно. Не удивительно, что в популярных у определённой аудитории игрокнигах нашли ещё одну кладезь для адаптаций.
Не берусь говорить, что это единственный вдохновитель целого жанра аниме категории Б, но уж один из главных вдохновителей точно.
Как правило, этти-гаремники издаются/адаптируются в комплекте с каким-либо популярным в данное время жанром. Потому что это эксплуатационный жанр, эксплуатирующий культурную конъюнктуру. А поэтому среди типичных тайтлов категории Б в нулевые преобладали угадайте кто? Именно! Всякие городские фентези различной степени фентезишности! Типичные истории про ОЯШа со слабой/скрытой силой, определённым набором тяночек (с популярными сейчас архетипами у многих, или лично нравящихся автору), могущественными врагами, магией/любым её аналогом, набором определённых фансервисных сцен и ситуаций… ну вы и сами знаете!
- Шафл! / Shuffle! (2004 г. эроге, 2005 г. аниме) – гаремник в помеси с городским фентези. В неплохой такой помеси, где элементы сеттинга играют роль в сюжете, а не просто являются конъюнктурным фоном.
- Школьные дни / School Days (2005 г. эроге, 2007 г. аниме) – известен тем, что, на первый взгляд, обычный такой ромком-гаремник внезапно превращается в настоящий антигаремник, с жестью от ГГ. По сути, история падения ОЯШа как личности, на фоне гаремника.
- Розарио + Вампир / Rosario to Vampire (2004 г. манга, 2008 г. аниме) – ОЯШ случайно попадает в академию полную монстродев и его
жестоко убилижёстко заромансили четыре монстродеффки. Можно сказать, прото-версия Энциклопедии Девушек-Монстров, но в аниме и довольно урезанная по ассортименту. - Сэкирэй / Sekirei (2004 г. манга, 2008 г. аниме) – не то, чтобы этот тайтл чем-то выделялся. Тут потраченного потенциала, скорее, больше, чем реализованного (если бы, конечно, автора волновал в первую очередь концепт, который он выбрал, а не реализация фансервиса на его фоне). Я его просто добавил как эталоннейший пример этти-гаремника из 00-х. Просто вот из палаты мер и весов, хранить вечно.
- Любовные неприятности / To LOVE-Ru (2006 г. манга, 2008 г. аниме) – вроде бы неплохая комедия, приправленная фантастикой (к ГГ пристаю всякие инопланетянки, да не абы какие, а родовитые) и эччатиной. Но последнего иногда так дофига, что даже не цепляет, а уходит куда-то на фон. Короче, проводя аналогию с кулинарией – переперчили.
- Давайте играть! / Asobi ni Iku yo! (2003 г. ранобе, 2010 г. аниме) – забавная вещь, хотя я пока её оценил как "Треш, но в целом норм". Вот есть обычный ОЯШ, живущий на Окинаве. У него есть задорная подруга детства,
по совместительству ЦРУшник,к ним подбивается ещё одна скромная девица,толи эспер, толи суперкиллер,а ещё емуна головув постель сваливается позитивная кошкодевочкаиз космоса. Забавно? А то!Выберет ли он кого? Нет, потому что зритель фансервисных тайтлов должен страдать! - Нежный укус / Amagami SS (2009 г. дейт-сим, 2010 г. аниме) – хороший в своей обычности дейт-сим, где его формула в сериальном формате правильно адаптирована: по несколько серий на все руты тяночек, идущих друг за другом.
- Князь тьмы с задней парты / Ichiban Ushiro no Daimaou (2008 г. ранобе, 2010 г. аниме) – ух блин… ну, про такое в приличном обществе не говорят. Если не знать что это за тайтл, то по названию можно спокойно принять за какой-то современный трешовый исекай. И это, собсна, и есть трешовый тайтл, прям эталоннейший кринжегарем. Озвучка Анкорда делает его ещё легендарнее в своей кринжовости. Тайтл того же порядка, что и исекаи сейчас… только тогда. И не исекай.
- Адепт святого знака / Seikon no Qwaser (2006 г. манга, 2010 г. аниме) – очень похож на предыдущий опус, но всё же чуточку более адекватный, с интересными концептами, парочкой ррруских персонажей
и чётко анимированными бубисами. Вообще, забавно, как в конце 00-х и начале 10-х в ТВ-аниме часто и без каких-либо ограничений показывали гoлыe жeнcкиe тeлeca. Порой даже на весь экран. Занятное было времечко.
Сёнены (всегда)
Или точнее баттл-сёнены. Идут отдельно, потому что с тех пор как они появились, они были всегда. Они, зачастую, не определяют развитие индустрии, а только развитие идей и концепций внутри своего жанра, опираясь на культурную конъюнктуру того или иного десятилетия. Но это моё непопулярное мнение.
Из-за своей высокой популярности не только в Японии, но и во всём мире вы их и так наверняка знаете. Но, всё же, перечислить их стоит:
- Ван Пис / One Piece (1997 г. манга, 1999 г. аниме) – эпическое приключение пиратов в поисках легендарного сокровища. Настолько эпическое, что до сих пор не кончается. Конечно, длительное повествование даёт возможность для лучшего раскрытия персонажей… но и порог вхождения делает неприподъёмно высоким. Да и конец всегда должен быть.
- Наруто / Naruto (1999 г. манга, 2002 г. аниме, 2007 г. Ураганные Хроники) – первое, что вспоминает средний анимешник выросший в нулевые в нашей стране при слове "аниме". И первое что вспоминает любой нормис при слове "аниме" до сих пор. Популярность тайтла прорвала все ведомые и неведомые пределы… да чего я тут распинаюсь, вы и так всё знаете. Бесконечность настолько оказалась не ≠lim, что автор не удержался и выпустил Боруто, потому что Наруто всё ещё ликвид. Хоть продолжение и оказалось посредственнее, эту франшизу на покой не отправят, пока бренд "Наруто" совсем не выдохнется, под гнётом популярности новых сёненов. Ну, знаете, всё течёт и изменяется, количество переходит в новое качество и т.д…
- Стальной алхимик / Fullmetal Alchemist (2001 г. манга, 2003 г. одно аниме, 2009 г. второе аниме) – две экранизации, где каждая в чём-то лучше другой. Однако, вторая больше идёт по манге, чем первая. Но и первая мало чем уступает. Тот случай, когда дважды сделана одна и та же хорошая работа, но по разному. Вот такая вот диалектика, где сложно выбрать что-то одно.
- Сильнейший в истории ученик Кэнъити / Shijou Saikyou no Deshi Kenichi (2002 г. манга, 2006 г. аниме) – одно из известнейших аниме 00-х про боевые искусства со всеми соответствующими эпохе элементами. По некоторым мнениям, это ещё и лучший сёнен в принципе. Однако графон довольно приземлённый.
- Блич / Bleach (2001 г. манга, 2004 г. аниме) – вроде интересное, но страдает филлерами. Хорошо вписывается в эпоху нулевых со своим сеттингом мира духов и прочего. Однако, половина сериала это неуместные филлеры…
- Гинтама / Gintama (2003 г. манга, 2006 г. аниме) – Гриффины от мира аниме. По крайней мере, как говорят. С мегарофлами, пародией и деконструкцией. Однако, в отличие от Гриффинов, здесь есть не быстро развивающийся, но сюжет. И в занимательном сеттинге.
- Ди Грэй-мен / D.Gray-man (2004 г. манга, 2006 г. аниме) – отличный сеттинг, концепт и лор мира, хорошо вписывающийся в тренды. Но, как в случае с Бличом, филлеры всё портят.
- Хвост Феи / Fairy Tail (2006 г. манга, 2009 г. аниме) – как показывает практика, это сёнен для младшей подростковой аудитории. Это даже не унижение, а наблюдение. Да и по наполнению это понятно,за исключением фансервиса. Знал я одну девочку по соседству лет 10-11, которая любила смотреть Хвост Феи. С мамой. Что, в общем, не удивительно для ситкома с экшеном. Но там же в кадре часто мелькают женские жoпы… В общем, мне неловко представлять просмотр этого тайтла ребёнком с мамой.
- Пожиратель душ / Soul Eater (2003 г. манга, 2008 г. аниме) – как же японцам нравятся все эти темы с духами и их различные взаимодействиями с людьми. Оно и понятно, это часть их культуры и синтоистского фольклора в частности. В общем, здесь это и воплощено, в форме баттл-сёнена с антуражем городского фентези.
Итог
В общем, аниме определившие эпоху были разные. Но тренд на жанры связанные с темами городского фентези, сверхъестественного и мистики преобладают. Это не значит, что не было других, но просто мейнстрим 2000-х таков. За это их и любим.
Ушли в прошлое, не то, что у нас, сериальчики про копов/спецназ/военщину. Так же здесь выходили последние значимые работы про проблемы киберпанка, который внезапно стал реальностью. Все эти произведения, бывшие оригиналами, а не адаптациями, ушли в прошлое или же заняли очень узкую нишу, оставшись в первую очередь как гость из прошлого. Такую же участь постиг главенствующий в аниме жанр меха, после 40 лет доминирования на рынке.
Романтика в это десятилетие эволюционировала, вобрав новые смыслы и приняв новые формы в популярных жанрах. Выкристаллизовалось такое понятие как гаремники, ставшие лицом аниме категории Б.
Также, в это десятилетие громко выстрелил жанр моэ-повседневности. И аниме изменилось навсегда, преобретя кроме крутого, пафосного и эпичного ещё и кавайное лицо.
Иииии… кажется всё. По крайней мере с главными трендами и тайтлами этого удивительного десятилетия. Вот какими-то такими и были 2000-е в аниме-индустрии. Очень яркими и самобытными. Явно внёсшими свою лепту в то, чем является аниме и вся индустрия сейчас. Впрочем, это уже совсем другая история из другого безнадёжного источника.