Найти в Дзене

Нелюбовь критиков и восторг зрителей. Как снимали фильм "Алые паруса"

Советский художественный фильм «Алые паруса», вышедший в 1961 году, стал первой полнометражной звуковой экранизацией одноимённой повести Александра Грина, осуществлённой режиссёром Александром Птушко. На момент выхода фильма имя Грина было известно лишь ограниченному кругу интеллигенции, так как его произведения не входили в школьную программу и не продавались в магазинах. Ксения Шергова, дочь сценариста Александра Юровского, однажды упомянула, что в их домашней библиотеке находилась эта книга, единственное издание которой содержало предисловие Константина Паустовского. Александр Птушко был настолько увлечён этим произведением, что экземпляр книги был зачитан до дыр. Несмотря на то что работа над фильмом началась в период «хрущёвской оттепели», руководство киностудии не проявляло спешки в утверждении съёмок «Алых парусов». Существовало мнение, что Птушко создаст очередную простую сказку с эффектами, что вызывало вопросы о соответствии духу социалистического реализма. В связи с этим Але

Советский художественный фильм «Алые паруса», вышедший в 1961 году, стал первой полнометражной звуковой экранизацией одноимённой повести Александра Грина, осуществлённой режиссёром Александром Птушко. На момент выхода фильма имя Грина было известно лишь ограниченному кругу интеллигенции, так как его произведения не входили в школьную программу и не продавались в магазинах.

Ксения Шергова, дочь сценариста Александра Юровского, однажды упомянула, что в их домашней библиотеке находилась эта книга, единственное издание которой содержало предисловие Константина Паустовского. Александр Птушко был настолько увлечён этим произведением, что экземпляр книги был зачитан до дыр.

Несмотря на то что работа над фильмом началась в период «хрущёвской оттепели», руководство киностудии не проявляло спешки в утверждении съёмок «Алых парусов». Существовало мнение, что Птушко создаст очередную простую сказку с эффектами, что вызывало вопросы о соответствии духу социалистического реализма. В связи с этим Александру Юровскому и Алексею Нагорному, занимавшимся сценарием, было предложено переработать повесть. Киновед Нина Спутницкая отмечала, что главный герой Грей не мог быть аристократом, и для обоснования его ухода из семьи был введён эпизод с избиением служанки, что, по мнению чиновников, должно было служить мотивом для его поступка. Однако «Мосфильм» не ограничился этим, добавив в фильм революционеров, к которым главный герой проявляет симпатию.

-2

Основные натурные съёмки проходили в Крыму и Абхазии. Сказочный город Лисс был построен в Ялте, а родной поселок Ассоль снимали в Коктебеле. В качестве морского судна «Секрет» использовались парусники «Альфа» и «Товарищ». Интересно, что для пошива парусов на ростовской фабрике было закуплено 2000 метров алой ткани, из которой тогда изготавливались пионерские галстуки.

Во время съёмок Василий Лановой договорился с капитаном, чтобы судно с натянутыми алыми парусами подошло к дому отдыха «Актер», где останавливалась его невеста, актриса Тамара Зяблова. В результате, когда они вошли в створ Ялты Большой, по словам Ланового, толпа людей бросилась к набережной, крича и махая платками. Парусник гордо прошёл мимо Ялты и остановился напротив «Актера», где Тамара, растроганная, стояла и плакала. «Это было очень красиво!», — вспоминал актёр.

Режиссёр Птушко обладал таким громким голосом, что мегафон на съёмках оказался излишним, что пугало 16-летнюю московскую школьницу Анастасию Вертинскую, для которой эта работа стала дебютной в кино. Девушка чувствовала себя растерянной и не понимала, как следует играть, что вызывало сомнения у Птушко относительно правильности выбора актрисы. Изначально режиссёр представлял Ассоль в образе типичной русской красавицы, подобной Тамаре Макаровой или Алле Ларионовой. Когда выбор пал на Вертинскую, операторы и художник выразили несогласие. На роль главного героя пробовались актёры Александр Белявский и Олег Стриженов, однако в конечном итоге был утверждён Василий Лановой, известный своими романтическими ролями в театре.

После выхода фильма на экраны все встало на свои места. Зрители выразили восторг от дуэта Вертинской и Ланового, назвав их самой привлекательной парой советского кинематографа. В то же время, коллеги Птушко оценили фильм «Алые паруса» как значительную неудачу, утверждая, что книга и фильм представляют собой два совершенно различных произведения.

Нина Спутницкая отметила, что среди критиков фильма оказалась и вдова автора повести, Нина Грин. Фильм не оправдал ее ожиданий в такой степени, что она, будучи расстроенной, написала письмо режиссеру, которое сохранилось в архиве Птушко.

Тем не менее, фильм «Алые паруса» стал своего рода прорывом. После его выхода начались открытые обсуждения творчества писателя, а в магазинах стали доступны его книги.