Ferrari 250 GT SWB «Breadvan» chassis #2819GT
Знаменитая и едва ли не самая яркая из машин культовой модели Ferrari 250 GT SWB. Автомобиль с шасси 2819GT, номер двигателя 522 Е, изготовленный 9 сентября 1961 года в варианте Berlinetta Competizione (облегченный кузов и более мощный двигатель). Изначально был окрашен в серый металлик с красно-желто-черной полосой (цвета бельгийского флага) и уже 14 сентября начал участие в первой из множества своих гонок – Тур-де-Франс 1961 года, проходившей с 14 по 23 сентября с бельгийским экипажем в составе Olivier Gendebien (первый владелец машины) / Lucien Bianchi под номером 145, на которой занял второе место и в общем зачете, и в своем классе GT.
Уже через месяц машина сменила хозяина, которым стал граф Вольпи ди Мисурата, команду (Scuderia SSS, она же Scuderia Serenissima) и окраску (на красную).
С экипажем Maurice Trintignant /Nino Vaccarella под гоночным номером 1 автомобиль принял участие в гонке 1000 км Парижа на автодроме Монлери, где занял третье место – так же, и в общем зачете, и в своем классе. В составе этой же команды, но с другими экипажами машина провела еще две гонки в 1962 году – 11 февраля в Трех часах Daytona Continental (16 место в общем зачете и 3 в своем классе), и 24 марта в 12 часах Сибринга, где не смогла финишировать из—за проблем с двигателем.
В 1962 году началась новая глава в жизни этой машины. Граф Вольпи хотел купить для своей команды новейшую Феррари 250GTO, но Энцо отказался ее продать в отместку за то, что Вольпи трудоустроил ведущих сотрудников Феррари, покинувших фирму после известного скандала 1961 года (так называемого «дворцового мятежа»), и принял участие в создании ими собственной фирмы ATS. Для создания альтернативы 250GTO на базе имеющейся SWB Джотто Биццарини (глава подразделения Феррари, занимающегося разработкой спортивных и гоночных машин, один из уволенных Энцо по результатам мятежа сотрудников) модифицировал шасси 2819, занизил расположение мотора и задвинул его глубже в базу, что позволило сделать очень низкий нос, также было сделано совершенно новая линия лобового стекла. В отношении кузова имеются разночтения – большинство источников (в том числе, такие авторитетные, как Barchetta) приписывают его авторство или, как минимум, изготовление известному кузовщику Пьеро Дрого, однако есть информация, что он был сделал командой из мастерской Neri & Bonacini. Так или иначе, машина была построена всего за две недели, как раз к началу очередного Ле-Мана, однако из-за ссоры Энцо и графа Вольпи на ней было запрещено использование каких-либо элементов (надписей, эмблем и пр.) Феррари.
Новый кузов стал ниже, а крыша был продлена до его конца в соответствии с актуальной на тот момент аэродинамической теорией Камма, которая доказывала, что такой вид вертикально обрезанной кормы автомобиля обеспечивает лучшую аэродинамику (в то время и другие создатели спорткаров, включая Альфа-Ромео и ФИАТ, применяли это решение). За свой необычный внешний вид французы прозвали детище Биццарини и Дрого «грузовичком», а англичане – «хлебовозкой».
Гоночный дебют обновленная машина приняла в июне на главном эндуранс-соревновании - Ле-Мане 1962 года с экипажем Carlo Maria Abate / Colin Davis под номером 16, где быстро обогнала все другие Феррари и шла седьмой в общем зачете после 4 часов гонки, но сошла из-за технических проблем.
В последующих соревнованиях, среди которых, однако, больше не было Ле-Мана, машина той же команды с различными экипажами одержала несколько побед в своем классе, доказав эффективность нового кузова (который подвергался небольшим дополнительным улучшениям). 6 августа 1962 года была победа в своем классе и 4 место в общем зачете в гонке в Brands Hatch (с номером 8), 26 августа – аналогичный результат в подъеме в гору Ollon-Villars (номер 193), в октябре – третье место на 1000 км Парижа в Монлери (номер 15).
В конце 1963 года деятельность гоночной команды Scuderia Serenissima приостанавливается, а ее хозяин, граф Вольпи, уходит на покой, поселившись в Монако, где некоторое время использует машину для повседневных поездок. По слухам, во время одной из попоек с Джованни Аньелли (главой ФИАТа), граф одалживает ему автомобиль, якобы для того, чтобы возить на ней свежий хлеб в поместье Аньелли. По указанию Аньелли машину перекрашивают в черный цвет, но, по легенде, в процессе покраски выясняется, что черной краски недостаточно, поэтому передняя часть машина остается красной. Эта история может быть вымыслом в ее деталях, но остается фактом в основном и, таким образом, противоречит версии, что двухцветная окраска с буквой Т на месте гоночного номера относится к тестам Ле-Мана 1962 года, как ее позиционируют многие изготовители моделей, включая Tecnomodel.
Затем машина была перекрашена в серебристый цвет, точная дата этой перекраски неизвестна, но она произошла до марта 1965 года, в котором она, уже будучи серебристой, под номером 482 приняла участие в подъеме в гору Coppa Gallenga в окрестностях Рима, где заняла 9 место в общем зачете. Эта гонка стала последним спортивным соревнованием автомобиля, после которого его выходы на старт ограничивались различными историческими пробегами и тому подобными событиями.
В мае того же года граф Вольпи передает машину для продажи дилеру Феррари в Риме. За смешную сумму около 3000 долларов ее покупает молодой американец и увозит в США. Там она начинает часто менять хозяев, в 1966 году перекрашивается в красный цвет, понемногу ремонтируется, в 70-е годы принимает участие в множестве чемпионатов классических машин, во время которых периодически попадает в аварии, в том числе, разбивая нос. В 80-е годы ее американская история продолжается, так же, с участием в различных исторических фестивалях и гонках, в середине десятилетия машина полностью восстанавливается в Италии. Участие во всевозможных конкурсах элегантности, исторических пробегах и т.п. продолжается вплоть до настоящего времени, причем иногда такие исторические мероприятия сопровождаются реальной борьбой на трассе и инцидентами – так, в 2022 года во время Le Mans Classic машина в очередной раз в своей истории вылетела с трассы и серьезно пострадала, ударившись в отбойник из покрышек.
Участие в этих мероприятиях также происходит с наклеиванием «гоночных» номеров, иногда воспроизводящих историю машины и номера тех событий, в которых она принимала участие, иногда не связанных с ними.
Таким образом, машина, созданная для бескомпромиссной борьбы на трассах, продолжает эту борьбу и в своем почтенном 64-летнем (на момент написания этой статьи) возрасте.
Источники: Barchetta.cc - http://www.barchetta.cc/english/all.ferraris/detail/2819gt.250gt.htm
Ferrari 250 GT Breadvan, la camionnette des 24H du Mans ! - https://newsdanciennes.com/ferrari-250-gt-breadvan-la-camionnette-des-24h-du-mans/
The Ferrari 250 GT SWB Breadvan was built in an attempt to get revenge on Enzo Ferrari. - https://rossoautomobili.com/blogs/magazine/fighting-enzo-resulted-in-the-ferrari-250-gt-swb-breadvan
Classic Cars Talks: 1961 250GT SWB s/n 2819 GT, the Breadvan https://classic-cars-talks.blogspot.com/2012/05/1961-250gt-swb-sn-2819-gt-aka-breadvan.html