Найти в Дзене

Главный враг Трампа. Что такое глубинное государство (deep state) и почему президент США хочет его уничтожить

Оглавление

Как Трамп воюет с глубинным государством

В 2016 году Трамп был не готов к победе, и истеблишмент помешал ему добиться заметных успехов в борьбе с глубинным государством. Поэтому его разрушение стало одной из основных идей, с которой Трамп шел на второй срок. В 2023 году и в начале 2024-го Трамп писал о глубинном государстве 56 раз и представил план из 10 пунктов по его искоренению. Теперь Трамп следует этому плану. И на этот раз у него есть команда, готовая его воплощать.

Выгнать чужих. Ключевой элемент плана — подписанный Трампом в первый же день после инаугурации указ, упростивший увольнение госслужащих. Такой указ Трамп издавал в конце первого срока, но не успел им воспользоваться, а Байден его отменил.

Среди первых были уволены сотрудники силовых структур, которые преследовали Трампа, его соратников и единомышленников в 2021–2024 годах. На низовом уровне — увольнение следователей ФБР, занимавшихся «рассерженными мамочками» — крайне правым родительским движением, которое вмешивалось в работу школ. Увольнения с подачи возглавляемого Илоном Маском департамента госэффективности (DOGE) шли везде. Доходило до анекдотических ситуаций: были выгнаны сотни сотрудников агентства по ядерной безопасности, но на следующий день их восстановили.

Когда политики смотрят на народ свысока и перестают быть хорошим проводником его воли, это открывает двери перед популистами

Сейчас более 90% американских чиновников назначаются, исходя из их заслуг и профессиональных достижений, а не политических пристрастий. Их деятельность оценивают двухпартийные комиссии. Чиновникам запрещено заниматься политикой — но что считать политикой? В глазах администрации Трампа политикой занимались и чиновники, которые боролись с коронавирусом, и те, кто обучал школьников политкорректности. Поэтому теперь администрация планирует понизить значимость неполитических чиновников и непартийной экспертизы в пользу политических назначенцев. Уволены и заменены могут быть порядка 50 тыс. чиновников.

Назначить своих. Многие трамповские политические назначенцы откровенно враждебны структурам, которыми они призваны руководить. Новый глава ФБР обещал его «выпотрошить». Министерство энергетики возглавил нефтяник, уверенный, что климатического кризиса не существует. Новый министр образования уберет из школ разговоры о расе, гендере, сексе, идентичности. Министр здравоохранения не только антиваксер, но также утверждал, что Wi-Fi вызывает рак, а СПИД не связан с ВИЧ. Новая руководительница национальной разведки рассказывала про секретные американские лаборатории в Украине, которые создавали опасные патогены.

Всех их объединяет личная преданность Трампу. Каждый из них десятками увольняет подчиненных — представителей глубинного государства.

Разоблачить врагов. Один из пунктов плана Трампа — рассекретить и опубликовать документы о том, как спецслужбы под давлением демократов занимались слежкой и цензурой, а также манипулировали политическим процессом, вбрасывали ложные нарративы в медиа (например, сообщения анонимных сотрудников спецслужб о вмешательстве России в американские выборы).

Оставить без денег. Трамп атакует не только чиновников. Россиянам хорошо знаком метод борьбы с носителями враждебных взглядов: лишить госфинансирования. Трамп приказал прекратить финансирование университетов и колледжей, требующих от студентов вакцинации от коронавируса, и намерен поступить так же с университетами, где распространены антиизраильские настроения. Университеты сильно зависят от федерального финансирования. Стэнфорд лишается $160 млн в год: это меньше 2% его бюджета, но расходы режутся и по другим направлениям. Демократы опасаются, что лояльность станет условием получения бюджетных средств, грантов, контрактов.

В государственных школах прекращено финансирование политики DEI. Зачем школьникам знания, которые республиканцы считают чепухой: подсознательная предвзятость, микроагрессия, привилегии, позитивная дискриминация и прочее. DOGE отменяет буквально все федеральные расходы, связанные с ненавистными республиканцам темами. Кроме DEI это, в частности, зеленая энергетика и борьба против изменения климата. Маск, по его подсчетам, сэкономил уже больше $100 млрд.

Закрыть неугодных. Средоточием враждебного deep state в глазах Трампа и Маска являются несколько агентств. Первым под удар попало USAID — агентство по международному развитию. Трамп уверен, что помогать другим странам — не задача Америки. В марте Трамп решил резко сократить персонал и финансирование еще семи агентств, включая агентство по глобальным медиа, службу управления музеями и библиотеками, и упразднить многострадальное министерство образования. Параллельно администрация Трампа усиливает давление на критикующие ее медиа и сенаторов-республиканцев, оппонирующих отдельным назначениям Трампа, ослабляет власть конгресса, угрожая совершить важнейшие назначения без его согласия.

-2

Народ против демократии

Парадокс в том, что департамент Маска, который отменяет множество одобренных Конгрессом расходов и проводит массовые увольнения, сам вполне соответствует представлениям консерваторов о глубинном государстве: никем не избранные чиновники, связанные с бизнесом, тайно принимают важные государственные решения вне официальных процедур. Если эта деятельность станет постоянной, а не ограничится шоковой терапией, то Трамп заменит нынешнюю систему с множеством неподотчетных избирателю чиновников на похожую. Разница в том, что у Трампа таких чиновников меньше, а их полномочия больше.

Пока бурная деятельность Маска вызывает у американцев противоположные реакции. По данным YouGov, число довольных и недовольных почти одинаковое — 42% и 38%. Другой опрос показывает, что одобряют работу Маска 29% американцев, осуждают 39%. Поляризация, конечно, сохраняется.

Демократы опасаются дрейфа к авторитаризму, республиканцы полагают, что все в норме: победившее большинство отменяет политику, которая его не устраивает. Трамп заставляет демократов продемонстрировать, что они не так уж сильно любят демократию, замечает экономист Hoover Institution Джон Кохрейн: они полагаются не на волю большинства, а на бюрократию, власть корпораций, международные организации.

Либеральные демократии основаны на двух элементах, объясняет Мунк в книге «Народ против демократии» (и TED-подкасте). Первый — правление народа: при демократии людям не нужен царь, они коллективно управляют собой. Но у демократического народного большинства не должно быть права указывать остальным, как жить. Это второй, либеральный элемент: он охраняет индивидуальную свободу и права человека. В США эти два элемента пришли в противоречие.

Когда политики смотрят на народ свысока и перестают быть хорошим проводником народной воли, это открывает двери перед популистами, отмечает Мунк. Они говорят людям: если отодвинуть эти элиты, сломать «все глупые нормы и процедуры», авторитарный политик-популист, как выразитель воли народа, добьется прогресса. А те, кто не согласны, — «неправильные». Так политики типа Трампа становятся угрозой политической конкуренции.

Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" - все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах