Найти в Дзене

Китайский Parsun на Русском севере. Часть 1.

Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений Н. Рубцов Однажды побывав здесь, в суровом краю бескрайних лесов, белых ночей, долгих зим, северных сияний и богатейшей истории, рискуешь навсегда стать заложником необъяснимой магии, которая будет тянуть сюда невидимой силой из любого, самого райского уголка земли. Здесь испокон веков жили люди, тяжелым трудом, бесстрашием и бережным, уважительным отношением к природе, что их кормила, закаляла и давала все необходимое для жизни, заслужившие право именоваться Поморами – жившие морем, сросшиеся с ним, ставшие его малыми каплями. Архангельск, основанный в 1584 году по указу Ивана Грозного, переживший расцвет в конце 17 начале 18 веков как центр русской торговли, первый русский торговый порт, ставший при Петре I колыбелью российского флота, центром судостроения, и сегодня, в современной России не утратил своего значения, являясь одним из крупнейших портов Северного Морс
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений
Н. Рубцов

Однажды побывав здесь, в суровом краю бескрайних лесов, белых ночей, долгих зим, северных сияний и богатейшей истории, рискуешь навсегда стать заложником необъяснимой магии, которая будет тянуть сюда невидимой силой из любого, самого райского уголка земли. Здесь испокон веков жили люди, тяжелым трудом, бесстрашием и бережным, уважительным отношением к природе, что их кормила, закаляла и давала все необходимое для жизни, заслужившие право именоваться Поморами – жившие морем, сросшиеся с ним, ставшие его малыми каплями.

Архангельск, основанный в 1584 году по указу Ивана Грозного, переживший расцвет в конце 17 начале 18 веков как центр русской торговли, первый русский торговый порт, ставший при Петре I колыбелью российского флота, центром судостроения, и сегодня, в современной России не утратил своего значения, являясь одним из крупнейших портов Северного Морского пути. Ежегодно растущий товарооборот приводит в Архангельск современные огромные контейнеровозы благодаря ледокольному флоту практически круглый год, а местный рыболовный флот кормит свежей рыбой всю страну.

Белые ночи на Северной Двине. Архангельск.
Белые ночи на Северной Двине. Архангельск.

Но кто знает, как повернулось бы колесо истории, если бы не мастерство и отвага коренных поморов, еще в 15-16-м веках проложивших путь в зауралье, в теперь былинную Мангазею, что позволило тогда окончательно утвердиться на территории Западной Сибири. Пробиваясь через льды, где волоком, они освоили тысячи километров по морям Северного Ледовитого океана и наладили тем самым активную торговлю ценнейшей сибирской пушниной, мягкой рухлядью, как называли ее в то время.

Дух предков не дает покоя и нашим современникам, гонит из тесных квартир в далекий путь, повторить, рискнуть, испытать себя, прикоснуться к истории и главное – постараться сохранить, не утратить наследие деревянного исконно северного судостроения. Летом 2024 года ребята из “Товарищества поморского судостроения” и его руководитель Евгений Шкаруба возродили классический поморский карбас и прошли на нем путь предков – из Архангельска в несуществующую ныне Мангазею. Старинные технологии “шитья” корпуса, а их в те времена именно шили вымоченной еловой веткой, не подвели и в 21 веке благодаря нашим энтузиастам, по крупицам восстановившим и сами технологии строительства, и классические обводы судна, и они, эти люди, теперь вновь владеющие историческим ремеслом, сохраняющие его и передающие дальше, поистине заслуживают безмерного уважения. За два месяца экспедиции и около 3 тысяч километров вдоль северной границы страны по морям и волоком через полуострова Канин и Ямал, смертельно уставшие, но преодолевшие все трудности, наши мореходы и исследователи вернулись не только с опытом выживания в абсолютно экстремальных условиях, но и с бесценным багажом знаний о коренных малых народах севера, с чьими традициями и обычаями удалось познакомиться на протяжении этого сложнейшего перехода.

Не обошлось в походе и без современной техники. Так в команде сопровождения на катамаране “Товарищ” подготовленный к переходу силами Архангельского водномоторного центра успешно прошел все тяготы нелегкого пути мотор Parsun, пожалуй лучший на сегодняшний день представитель китайского лодочного моторостроения. На высоких волнах, где каждое мгновение с изменением нагрузки на винт то взлетают, то падают обороты и нарушается охлаждение, где по каменистым или песчаным отмелям, ежесекундно рискуя потерять винт, где часами на холостом ходу в соленой морской воде, мотор достойно выдержал все испытания и наработал около ста пятидесяти моточасов. Этот китайский помощник будто связал собой поколения и эпохи, народы и культуры, протянул руку помощи и не подвел в трудную минуту. Мы обязательно вернемся к нему еще не раз, изучим с технической стороны, как пережил мотор это приключение, разберем, проведем оценку износа и остаточного ресурса.

Сейчас же просто пожелаем вам обязательно побывать здесь, на северной земле, вдохнуть воздух Белого моря, попробовать поморский пряник – козулю, прогуляться по улицам и набережной древнего, красивого города Архангельска и возможно, именно здесь вы найдете что-то, чего так не хватает в наше непростое время – покой, душевное равновесие. Но будьте осторожны – север может не отпустить и навсегда забрать ваше сердце. И быть может, провожая очередной закат на берегу Северной Двины, вы вдруг спросите себя: “А почему не мои щеки обжигал ледяной арктический ветер жарким летом 24го, и не мои трепал волосы? Что я делал. Все это время.”