Найти в Дзене

Церковь в Ново-Загарье: царский прибыльщик Курбатов и медники Русаковы

Никольский храм в селе Ново-Загарье Павлово-Посадского имеет необычную композицию: две разные по стилю части соединены в одном здании. Обе эти части были построены в разное время. Основной храм Успения Пресвятой Богородицы возведен в 1715 году Алексеем Курбатовым. Двести лет спустя к храму была пристроена большая кирпичная колокольня и трапезная с приделами святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы Пятницы. Эта вторая половина храма строилась на средства местных купцов Русаковых. В начале XVII века на погосте у речки Осиновки в Загарской волости стояла старинная деревянная Никольская церковь. В 1710 году на Никольском погосте значилось две церкви: Николая Чудотворца и мученицы Параскевы Пятницы. В том же 1710 году по указу царя Петра I Загарская волость была пожалована "прибыльщику" Алексею Александровичу Курбатову. В 1715 году вместо деревянной Пятницкой церкви был построен новый каменный храм Успения Божией Матери: По челобитью Алексея Александровича Курбатова велено
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Никольский храм в селе Ново-Загарье Павлово-Посадского имеет необычную композицию: две разные по стилю части соединены в одном здании. Обе эти части были построены в разное время. Основной храм Успения Пресвятой Богородицы возведен в 1715 году Алексеем Курбатовым. Двести лет спустя к храму была пристроена большая кирпичная колокольня и трапезная с приделами святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы Пятницы. Эта вторая половина храма строилась на средства местных купцов Русаковых.

В начале XVII века на погосте у речки Осиновки в Загарской волости стояла старинная деревянная Никольская церковь. В 1710 году на Никольском погосте значилось две церкви: Николая Чудотворца и мученицы Параскевы Пятницы. В том же 1710 году по указу царя Петра I Загарская волость была пожалована "прибыльщику" Алексею Александровичу Курбатову. В 1715 году вместо деревянной Пятницкой церкви был построен новый каменный храм Успения Божией Матери:

По челобитью Алексея Александровича Курбатова велено в Московском уезде в Загарской волости в вотчине его в селе Никольском новопостроенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы освятить.
-2

"Курбатовская" часть церкви и сейчас сохранилась в прежнем виде. Она заметно отличается по архитектуре от более поздней западной части храма, возведенной позднее.

В связи с началом Северной войны казна Российского государства столкнулась с небывалыми расходами. Петр I нуждался в новых идеях по привлечению доходов и усовершенствованию хозяйственной жизни государства, и призвал для этого, по слову Ключевского, на помощь "русский ум". На зов царя откликнулось два десятка прибыльщиков, доносителей и "вымышленников". Как правило, это были люди незнатного происхождения или вовсе мужики из среды крепостных крестьян. Эти самородки предлагали царю свои рецепты пополнения казны, делились мыслями и по вопросам устройства государства. К примеру, один из таких доносителей крестьянин Иван Посошков составил целый трактат, написанный углем, о решении всех проблем государства. Царь любил подобных "вымышленников" и не раздражался даже на самые фантастические измышления.

Особой разновидностью таких людей были прибыльщики, изобретавшие новые источники дохода казны. Первым петровским прибыльщиком был слуга графа Бориса Шереметева Алексей Александрович Курбатов. В конце XVII века Курбатов путешествовал со своим господином Шереметевым по Европе: побывал в Австрии, Польше, Италии и на Мальте. Тогда на Западе как раз изобрели гербовую бумагу. Курбатов запомнил это, и в 1699 году представил царю проект введения орленой бумаги как средства пополнения казны. Петр похвалил смекалку Курбатова и наградил должностью дьяка Оружейной палаты.

Впоследствии Курбатов стал обер-инспектором Ратуши, то есть высоким чиновником ведомства торговли, а после упразднения этого департамента, в 1711 году стал вице-губернатором Архангельска. Однако спустя три года в 1714 году Курбатов был уже отстранен от должности за кражу казенных денег. Будучи под следствием, Курбатов строил Успенскую церковь в селе Загарье.

Вид на церковь с другого береге реки Осиновки
Вид на церковь с другого береге реки Осиновки

Алексей Курбатов был противником старо-церковной партии и был одним из сторонников уничтожения на Руси патриаршества. Сообщая в 1704 году Петру I о смерти патриарха Адриана, Курбатов посоветовал царю "с избранием патриарха повременить". Взгляды Курбатова во многом совпадали с убеждениями самого царя и архиепископа Феофана Прокоповича. Он не любил монахов, не придавал главного значения внешним формам благочестия.

Более того, храмоздатель церкви в Ново-Загарье считал себя противником обычая строить церкви ради спасения души и не видел в этом никакой особенной заслуги. Курбатов считал, что

Божественное Писание похваляет лиц, имеющих попечение о больных и нищих, больше, нежели строящих церкви Божии

Для спасения души Курбатов советовал лучше строить не каменные храмы, а "каменные госпитали". Историк Ключевский писал также, что Курбатов, путешествуя со своим господином Шереметевым по Италии, в 1698 году написал папе Римскому и просил его о книгах духовного содержания. А чтобы он охотнее согласился подарить русскому просителю ценные книги, тот придумал вескую причину: книги будто бы нужны ему для проповеди католичества в Москве.

В 1840-е годы к старой "курбатовской" церкви были пристроены трапезная и колокольня. К началу XX века эти пристройки обветшали и в 1911 году заменены новыми, которые мы и видим сегодня. Ктитор храма, местный купец Тимофей Тимофеевич Русаков истратил немало средств на обновление здания. Более десятка захоронений семьи Русаковых, включая могилу Тимофея Тимофеевича, находятся и сегодня возле Никольского храма. Это пример трепетного отношения к старым могилам для сельского подмосковного кладбища. На сохранность могил повлиял и тот факт, что храм в советские годы действовал. Если быть точным, он закрывался всего на пять лет в 1938-1943 годы.

Часовня на месте деревянной Никольской церкви, разобранной в 1850 году
Часовня на месте деревянной Никольской церкви, разобранной в 1850 году

Купцы Русаковы были известными купцами и фабрикантами в Павлово-Посадском крае. В 1812 году в Загарской волости возник металлический промысел, основателем которого стал выходец из деревни Крупино крестьянин Кондратий Семенович Русаков.

Работая в Москве в начале Отечественной войны 1812 года, Русаков заметил возросший спрос на медные пуговицы и эфесы для оружия. Русаков вернулся в деревню Крупино и открыл там собственную кузницу по изготовлению пуговиц. После окончания войны медник Русаков перешел с солдатских пуговиц на подсвечники, кадильницы, литые иконы, детали самоваров.

В 1833 году Русаковы занялись текстильным производством: ими была открыта шелкокрутильная и ткацкие фабрики. Несколько поколений семьи Русаковых жертвовали средства на местную школу и Никольский храм, за что и получили право быть погребенными у церкви.

В июле 1918 года братья Русаковы, которых называли сыновьями фабриканта села Крупино и "белыми офицерами", подняли в селе Загарье восстание против большевиков. Об этом эпизоде гражданской войны в Московской губернии вспоминал участник событий В. Глазков.

Река Осиновка
Река Осиновка

В тот день редкий для тех лет автомобиль с руководителем Павловского Посада Глазковым, красноармейцами и агитатором Зиминым выехал в Загарье для встречи с местными крестьянами. Автомобиль оставили у здания сельсовета. Затем Зимин открыл собрание, на которое пришло довольно много местных жителей.

Неожиданно ударили в церковный колокол, и в тот же момент вооруженные обрезами и винтовками окружили красноармейцев. Услышав выстрелы, Зимин и Глазков выбежали из здания к автомобилю, но обнаружили, что шины проколоты. Бросив машину, агитаторы и красноармейцы бежали в лес. От основного отряда отбились трое бойцов, которые заблудившись и забрели в соседнюю деревню Крупино. Восставшие посадили их в подвал фабриканта Русакова и затем убили. Восстание в итоге было подавлено, его руководители арестованы и расстреляны. Погибшие красноармейцы были с почестями похоронены в Павловском Посаде. Так закончился "Загарский бой", который в советской периодике называли "кулацким восстанием"