Найти в Дзене

Искусство отражать жизнь

Театр... Блеск софитов, бурные овации и всеобщее признание. Но так ли легко вступить на этот путь и пройти его до конца? Приоткрыл завесу театрального закулисья Магомед Алиев – преподаватель кафедры актерского мастерства самого необычного факультета ДГУ – факультета культуры. – Как проходят отборочные испытания? Много ли «театра» в обучении? Или теория вытесняет практику? – Основной экзамен, который должен сдать абитуриент, – творческое испытание: прочтение наизусть басни, прозы и стихотворения. Именно три разноплановых произведения, они и дают понять изначальный творческий диапазон. ДГУ – единственный вуз республики, который готовит профессиональных актеров. Основная ошибка ребят, которые к нам поступают, – они думают, что учиться на факультете не представляет никакой сложности. Но путь от абитуриента к дипломированному специалисту – это огромная работа как с педагогами, так и самостоятельно. Очень важен живой и гибкий ум. Педагоги задают вопросы или требования к тому или иному прои

Театр... Блеск софитов, бурные овации и всеобщее признание. Но так ли легко вступить на этот путь и пройти его до конца?

Приоткрыл завесу театрального закулисья Магомед Алиев – преподаватель кафедры актерского мастерства самого необычного факультета ДГУ – факультета культуры.

– Как проходят отборочные испытания? Много ли «театра» в обучении? Или теория вытесняет практику?

– Основной экзамен, который должен сдать абитуриент, – творческое испытание: прочтение наизусть басни, прозы и стихотворения. Именно три разноплановых произведения, они и дают понять изначальный творческий диапазон.

ДГУ – единственный вуз республики, который готовит профессиональных актеров. Основная ошибка ребят, которые к нам поступают, – они думают, что учиться на факультете не представляет никакой сложности. Но путь от абитуриента к дипломированному специалисту – это огромная работа как с педагогами, так и самостоятельно.

Очень важен живой и гибкий ум. Педагоги задают вопросы или требования к тому или иному произведению. Например, стихотворение Пушкина попросят прочитать совершенно в другом ключе. Как будто бы это стихотворение другого автора. Или попросят ту же самую басню «Ворона и лисица» прочитать таким образом, что главная героиня — лисица, и нам хотелось бы сопереживать именно лисице. То есть нужно вовремя суметь переключиться и правильным образом оценить то, что от вас требуют. Мешают и останавливают в развитии только собственные ограничения.

-2

Есть ли какие-то способы, методы, которые помогают чувствовать себя свободно на сцене, раскрепоститься и не стесняться? Или это врожденное?

– Конечно, такие методы есть. Вся методология преподавания актерского мастерства ведется поэтапно-последовательно, от полугодия к полугодию. В конце четвертого курса вы оказываетесь на сцене, играете одну из главных ролей в дипломном спектакле, получаете основные оценки за эту работу. И еще получаете огромное удовольствие. Все это этапы становления артиста, его роста. Определенная методология, или, как называют в нашем творческом кругу, школа. Именно такую школу и получают наши студенты.

Та самая система Станиславского, в той или иной степени адаптированная под требования современного театра.


Может ли актерское мастерство пригодиться в обычной жизни?

– Уверяю вас, может. Пригодится умение говорить правильно, высказывать собственные мысли, понимать, что от вас хочет ваш оппонент, понимать состояние оппонента, градус накала, если он возникает в диалоге между людьми. Все эти особенности вырабатываются и становятся неотъемлемой частью жизни любого студента, который окончил актерское отделение на факультете культуры.

Что вы считаете самым важным в профессии преподавателя?

– Самое важное – это умение не останавливаться на достигнутом, не костенеть в собственных знаниях, искать новые возможности и открывать для себя новые способы существования на сцене. И открывать их вместе со студентами, быть для них другом.

Общество устроено таким образом, что мы не хотим, мы не любим ошибаться. Но репетиция это процесс, в котором человек в любом случае будет ошибаться.

Главный инструмент актера – его тело и душа, внутреннее состояние, чувства... Выйти впервые на сцену, пользоваться своим телом, подключать свои эмоции. Нужно иметь некую смелость, чтобы ошибаться. И при всем при этом нужно иметь людей рядом, которые не осмеют тебя или как минимум не будут думать, что же это человек творит. Задача педагога на факультете культуры – объединить студентов таким образом, чтобы им было комфортно работать вместе, чтобы они не боялись совершать ошибки в процессе обучения, становились лучше и профессиональнее день ото дня. Основная задача – воспитать из студента
артиста. Видоизменить его способ мышления.

-3

– Успехи преподавателя нередко оцениваются успехом его студентов. Общаетесь ли вы с выпускниками?

– Во время экзаменационной сессии мы организуем показы. Отрывки из спектакля или полноценные спектакли в зависимости от того, какой это курс. На показы приглашаются друзья, родственники, близкие наших студентов. По традиции на постановки обычно приходят и выпускники разных годов, причем они приходят и смотрят с удовольствием. Молодые коллеги всегда могут высказаться в конце экзамена. Либо поблагодарить, либо сделать тонкое замечание по тому или иному поводу. Мы всегда открыты для критики. Здравая, адекватная критика – важнейший элемент в обучении артиста и актера.

– У вас есть задания, которые вы больше других любите давать своим студентам?

– Одно из таких заданий на вступительных экзаменах – рассказать о случае, которого не было. Нафантазировать какую-то ситуацию и попытаться убедить членов жюри, что это могло на самом деле быть или могло случиться. Задание необходимо для того, чтобы увидеть, насколько умело рисует человек образы. Ведь чтобы во что-то поверить, нужно увидеть определенные образы, которые транслирует человек, который рассказывает нам историю.

Такое задание наверняка раскрывает творческий потенциал абитуриента.

– Какие качества для актера, на ваш взгляд, самые важные?

– Трудолюбие. Актер обязательно должен быть трудолюбив и должен относиться к себе с долей критики. Как только актер перестает критиковать себя и свою работу, он перестает развиваться. Совершенству нет предела, особенно если дело касается спектакля, а вы берете действительно большого, именитого автора. И, конечно, саморазвитие. Изучение книг по спецдисциплинам, изучение художественной литературы. Самоанализ. Быть критичным во всех вопросах. И любить то, что ты делаешь.

-4

– 5 слагаемых успеха для начинающего актера?


– Актерство – это, знаете, такая история, когда вы приходите учиться у определенного педагога, мастера. Добровольная диктатура. Вы по собственной воле приходите туда, где вам будут диктовать неукоснительно то, что вы должны делать. Потому что вы еще ничего не понимаете. Многого не знаете. Может
быть, с чем-то будете не согласны. Но это нужно делать. Выполнять
задания, разные тренинги. Они вам могут не нравиться, могут идти
вразрез с тем, что вы привыкли делать ежедневно. Но эти тренинги будут менять вас, будут менять способ вашего мышления. Поэтому первое, наверное, забудьте про собственное эго.

Просто уберите его в сторону, доверьтесь педагогу и выполняйте все те задания, которые он дает.

Второе слагаемое успеха – нужно очень любить эту профессию. Нужно понимать, что актерство равно вирус, болезнь. Если вы один раз почувствовали себя на сцене артистом, вас уже не отпустит. И это далеко не легкий путь.

Третье — обязательно доверять партнеру. А еще уметь жертвовать сиюминутными удовольствиями для достижения цели.

Конечно, такое не только у нас, но и во многих сферах деятельности.

Четвертое – кропотливо работать над собственной ролью, разбирать ее, попытаться понять особенности поведения того или иного персонажа, особенности его взаимодействия. И услышать, именно услышать автора, то, ради чего или для чего было создано творческое полотно, то или иное произведение.

Пятое и, пожалуй, самое главное – нужно оставаться человеком. Я убежден, что хороший актер – хороший человек.

Как только актер задирает нос, ощущает свое превосходство, законы сцены, жизни или, если хотите, жанра покажут ему обратное, как у нас принято говорить, приземлят его.

Актер – это сосуд, наполненный различного рода дисциплинами: вокал, речь, танец, сценическое движение, психология, философия, история музыкального искусства, история театра, история литературы.

Кроме того, множество житейских историй, способных изменить способ мышления и подход к решению той или иной сценической задачи.

Уникальная, универсальная профессия, которая помогает лечить души людей. Нужно полюбить ее самоотверженно, без каких-либо условий. И только тогда все начнет получаться, и, возможно, вы начнете блистать на сцене.

Амина Магомаева