Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Бакинское музыкальное училище: история и лица советской эпохи

Баку — музыкальный город. Это факт. Причем не только на профессиональном уровне, но и бытовом. Невозможно найти бакинца, который бы в ней не разбирался и не увлекался каким-нибудь направлением. Поэтому любой концерт в городе собирал аншлаги. Да что концерты. Выступление местных самодеятельных коллективов, студенческих ВИА или просто любителей привлекали слушателей. А городские танцы? От танцев в парках 60-х годов до дискотек 80-х пустующий танцпол был нонсенсом для Баку. Всегда яблоку было негде упасть. В городе на перепутье дорог и культур, где любили праздновать и веселиться, по другому и не могло быть. Баку впитывал в себя мелодии и ритмы со всего света, добавлял свое, и трансформировал в особую бакинскую музыкальную культуру. Все начиналось достаточно давно. Ровно 140 лет тому назад. Когда в еще совсем патриархальном Баку открылись первые музыкальные курсы. К последней четверти 19 века, достаточно консервативный в плане музыки Баку, стал знакомиться с доселе незнакомой музыкой сев
Оглавление

Баку — музыкальный город. Это факт. Причем не только на профессиональном уровне, но и бытовом.

Невозможно найти бакинца, который бы в ней не разбирался и не увлекался каким-нибудь направлением. Поэтому любой концерт в городе собирал аншлаги.

Да что концерты. Выступление местных самодеятельных коллективов, студенческих ВИА или просто любителей привлекали слушателей.

А городские танцы? От танцев в парках 60-х годов до дискотек 80-х пустующий танцпол был нонсенсом для Баку. Всегда яблоку было негде упасть.

В городе на перепутье дорог и культур, где любили праздновать и веселиться, по другому и не могло быть. Баку впитывал в себя мелодии и ритмы со всего света, добавлял свое, и трансформировал в особую бакинскую музыкальную культуру.

История училища Асафа Зейналлы

Все начиналось достаточно давно. Ровно 140 лет тому назад. Когда в еще совсем патриархальном Баку открылись первые музыкальные курсы.

Предыстория

К последней четверти 19 века, достаточно консервативный в плане музыки Баку, стал знакомиться с доселе незнакомой музыкой северных широт.

С одной стороны, это была церковная музыка и хоровое пение, которые можно было услышать в новых православных храмах и некоторых учебных заведениях (например, св. Нины).

Заведение св. Нины сегодня (школа 132/134)
Заведение св. Нины сегодня (школа 132/134)

С другой, в Баку стали проводится балы для знати (в 1890 году в Губернаторском саду специально для этого будет построен "Белый дом").

О бакинских танцах у меня есть отдельная статья:

-3

Наконец с третьей, прибывавшая в город европейская интеллигенция, и богатые русские промышленники, привлекали в город учителей музыки, которые вели частные уроки для их чад.

Создание музыкального учебного заведения стало насущной необходимостью быстро развивающейся губернской столицы.

Начало

Хотя необходимость музыкального образования обсуждалась на страницах печати с конца семидесятых годов, ее реальным воплощением занялось не государство, а учительница музыки из Бакинского женского учебного заведения Св. Нины.

Антонина Николаевна Ермолаева, выпускница Московской консерватории, вместе с сестрами Евгенией и Елизаветой, открыла в Баку первую частную музыкальную школу.

Школа, в 1885 году была утверждена Министерством внутренних дел, а уже на следующий год объявила набор учеников

-4

Цены по тем временам были очень немалые, но первые 30 учеников были набраны в течение недели.

Первое здание школы находилось на Кладбищенской улице (нынче Мехти Гусейна), той что шла мимо телетеатра к гостинице "Москва".

-5

Школа быстро росла и развивалась.

На рубеже XIX и XX веков, в стенах школы зародились музыкальные классы, учреждённые в 1901 году при Бакинском отделении Русского музыкального общества. Их руководство было также доверено Ермолаевой. Обучение приобрело более профессиональный уклон.

К 1916 году на основе музыкальных классов было сформировано училище. В его стенах преподавали выпускники прославленных русских консерваторий, привнося в учебный процесс академические традиции Петербурга и Москвы начала века. Обучение велось по тем же методикам и материалам, что и в крупнейших музыкальных центрах Российской империи, обеспечивая высокий уровень подготовки будущих музыкантов.

С приходом Советской власти, Узеир Гаджибеков поднял вопрос о создании в республике высшего музыкального учебного заведения. В 1921 году была создана Консерватория, а сам Гаджибеков назначен директором Музыкального училища, которое стало называться "Азербайджанской тюркской музыкальной школой".

Интересно, что когда Гаджибеков руководил училищем, Консерватория носила имя Асафа Зейналлы, а после смерти композитора, Консерватории дали его имя, именем Зейналлы назвали училище.

Жизнь музыкального училища во времена СССР

Только фотоматериалы.

1. Выпускники-струнники:

1977
1977

2. Бильгя:

1980
1980

3. Опять струнники. Выпуск 1982 года с учителями:

1982
1982

4. Таирова Алла Михайловна с учениками:

1983
1983

5. Девушки из Музыкального училища:

1981
1981

6. Экзамен у хоровых режиссеров:

1976
1976

7. Студентки второго курса дирежерско-хорового отделения возле библиотеки:

1972
1972

8. Струнники.

В училище:

1987
1987

И во время выступления:

-14

9. В Каунасе:

1986
1986

10. На Бульваре (по дороге на физкультуру):

1982
1982

11. Выпускница музучилища уже со своими ученицами:

1988
1988

12. Свадьба выпускников:

1980
1980

13. Джаван Зейналлы во время урока в музучилище:\

1967
1967

Через полвека:

2017
2017

14. Здание Бакинского музыкального училища:

1971
1971

15. Выступление:

1978
1978

16. Экзамен:

1973
1973

17. Встреча выпускников 1972 года:

1980
1980

18. Эсфирь Исааковна Гендлер с выпускницами:

1978
1978

19. Педагоги Музучилища в Кирхе, после концерта:

1989
1989

20. Субботник:

1984
1984