Найти в Дзене
Лавка старины

Агитационный фарфор: история появления, развития и особенности творений времен СССР

Тематические изделия в годы существования СССР не были редкостью. Изначально такую продукцию создавал Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Долгое время производство было ориентировано на обеспечение царского двора, ситуация изменилась только после событий, связанных с революцией. Уже к 1918 году название сменили на Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). Заводские мощности национализировали. Центр производства керамики работал под руководством С. В. Чехонина, который был вдохновлён революционными идеями и создавал предметы с пропагандистским уклоном. Благодаря сочетанию искусства, передовых технологий и идеологии правящей партии появился агитационный фарфор, а затем и скульптура. При этом подход был творческим, что положительно сказалось на достигнутых результатах. Скульптура, созданная руками талантливых специалистов, выглядит необычно, самобытно и рассказывает об уже утраченных ценностях. С. В. Чехонин был специалистом по ри
Оглавление

Тематические изделия в годы существования СССР не были редкостью. Изначально такую продукцию создавал Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Долгое время производство было ориентировано на обеспечение царского двора, ситуация изменилась только после событий, связанных с революцией. Уже к 1918 году название сменили на Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). Заводские мощности национализировали.

Центр производства керамики работал под руководством С. В. Чехонина, который был вдохновлён революционными идеями и создавал предметы с пропагандистским уклоном. Благодаря сочетанию искусства, передовых технологий и идеологии правящей партии появился агитационный фарфор, а затем и скульптура.

Агитационная тарелка «РСФСР. Серп и молот на фоне Московского кремля», Дулево, 1920-24 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Агитационная тарелка «РСФСР. Серп и молот на фоне Московского кремля», Дулево, 1920-24 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

При этом подход был творческим, что положительно сказалось на достигнутых результатах. Скульптура, созданная руками талантливых специалистов, выглядит необычно, самобытно и рассказывает об уже утраченных ценностях.

Юбилейный подарочный бокал с профильным изображением В. И. Ленина, автор Н. Альтман, фарфор ЛФЗ, 1928 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Юбилейный подарочный бокал с профильным изображением В. И. Ленина, автор Н. Альтман, фарфор ЛФЗ, 1928 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Новая формация. Зарождение агитационного фарфора

С. В. Чехонин был специалистом по рисованию и каллиграфии, не менее успешно он создавал орнаменты. Но требовалось больше мастеров, поэтому деятель решил их обучить и воспитать. На производственные линии приглашали людей с опытом: архитекторов и художников.

Агитационные шахматы «Соцсоревнование: индустрия и сельское хозяйство», скульптор Трипольская Е. Р., Вербилки, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Агитационные шахматы «Соцсоревнование: индустрия и сельское хозяйство», скульптор Трипольская Е. Р., Вербилки, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Нужно было не только работать над получением продукции на основе макета, но и придумывать изделия, соответствующие идеологии. Так, агитационный фарфор и фигуры создавали: А. Самохвалов, М. Адамович, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, А. Щекатихина-Потоцкая, Н. Альтман.

Агитационная статуэтка «Работница, вышивающая знамя», скульптор Данько Н. Я., ЛФЗ, 1920-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Агитационная статуэтка «Работница, вышивающая знамя», скульптор Данько Н. Я., ЛФЗ, 1920-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Со временем творения мастеров, наделённых талантом, высоко оценили. Если раньше товары считались не особенно примечательными и стандартными, то в дальнейшем они стали уникальными. Сохранившиеся работы бережно хранят как предметы искусства. От простых решений перешли к изысканным.

Кувшин с изображением памятника В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», ВСХВ, автор Леонов П. В., Дулево, кон. 1930-х. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Кувшин с изображением памятника В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», ВСХВ, автор Леонов П. В., Дулево, кон. 1930-х. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Если изначально использовались лозунги новой страны, рублёные шрифты, эмблемы и символы, то затем произошёл прорыв, и продукция стала более творческой. Отражали идеологию различные сюжеты, роспись стала красочной, расцвели цветочные орнаменты, дополняющие символику государства.

Тарелка с изображением серпа и молота на черном фоне в окружении цветов и фруктов, художник Чехонин С. В., фарфор ГФЗ, 1920 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Тарелка с изображением серпа и молота на черном фоне в окружении цветов и фруктов, художник Чехонин С. В., фарфор ГФЗ, 1920 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Старались показать, как и чем живут обычные граждане. Их всячески мотивировали, ведь тогда все стремились построить светлое будущее. В качестве примера можно привести лозунги, основанные на Библии, но переделанные на свой лад: «Кто не с нами, тот против нас».

Настенные декоративные агитационные тарелки «Рабочий класс» и «Колхозное крестьянство», фарфор, Пролетарий, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Настенные декоративные агитационные тарелки «Рабочий класс» и «Колхозное крестьянство», фарфор, Пролетарий, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Сочетали аббревиатуры, принятые на официальном уровне, и вензеля или орнаменты, чтобы обеспечить уникальность творений. Использовали монохромную графику, таким образом соединив характерное для более ранней продукции изящество с реалиями страны Советов.

Агитационный фарфоровый чайный сервиз «Жница», по рисунку Адамовича М. М., Дулево, 1920-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Агитационный фарфоровый чайный сервиз «Жница», по рисунку Адамовича М. М., Дулево, 1920-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Агитационная скульптура

В скульптуру с агитационным уклоном вложила очень много Наталья Данько. Она усердно трудилась в новом авангардном направлении. Творения мастера ценились не только в годы выпуска и основной продажи. В наши дни они становятся важной частью коллекций и активно выкупаются ценителями искусства.

Статуэтка «Матрос со знаменем» (агитация), ЛФЗ, 1970-80 годы, повтор по модели 1921 года, скульптор Данько Н. Я., фарфор. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Матрос со знаменем» (агитация), ЛФЗ, 1970-80 годы, повтор по модели 1921 года, скульптор Данько Н. Я., фарфор. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Работы Данько разнообразны и интересны, они отражают яркую идеологию революционного времени. Например, на нём изображались прачки; милиционерши; колхозницы; красноармейцы; работницы, произносящие речь; девушки в косынках и так далее.

Советская агитационная фарфоровая скульптура «Папанинцы на льдине», автор Данько Н. Я., ЛФЗ, кон. 1930-х. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Советская агитационная фарфоровая скульптура «Папанинцы на льдине», автор Данько Н. Я., ЛФЗ, кон. 1930-х. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Наталья Данько работала с малой пластикой и сумела запомниться как хроникером событий первых лет после смены власти, так и талантливым исполнением статуэток. Скульптуры изготавливались из фарфора, основной темой были сами люди времён революции и первых лет Советского Союза, способные действовать на благо государства и строить будущее.

Cтатуэтка «Пробуждающийся Восток», скульптор Данько Н. Я., фарфор ЛФЗ, 1920-30 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Cтатуэтка «Пробуждающийся Восток», скульптор Данько Н. Я., фарфор ЛФЗ, 1920-30 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Вклад скульптора был огромным, её дар создавать жанровые фигурки раскрылся в полной мере. Они передавали не только внешние параметры, но и взгляды, характер, настрой. При этом общее количество моделей фарфоровых скульптур впечатляет — более 300 штук. Все они ценные, особенно для ценителей фарфора и старинных вещей.

Агитационная чернильница из письменного прибора «Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана», скульптор Данько Н. Я., ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Агитационная чернильница из письменного прибора «Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана», скульптор Данько Н. Я., ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Немалую пользу направлению принесла художница с талантом декоратора в одном лице — Александра Щекатихина-Потоцкая. Одним из направлений её работы была роспись агитационных статуэток. Ей удавалось создавать необычные детали, обеспечивать игру полутонов, вносить нотки озорства и широко использовать самые разные краски. Например, в 1921 году появились иллюстрации на тему Петрограда как места зарождения революции. Позже эти изображения стали основой для росписи фарфоровой продукции.

Агитационная статуэтка «Буржуйка, продающая вещи», автор Брускетти-Митрохина А. Я., фарфор ГФЗ, 1919 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Агитационная статуэтка «Буржуйка, продающая вещи», автор Брускетти-Митрохина А. Я., фарфор ГФЗ, 1919 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Коллекционная ценность агитационной скульптуры

Агитационный фарфор высоко ценится, его раскупают отечественные и зарубежные коллекционеры. Чем раньше был выпущен предмет, тем привлекательнее он для коллекционеров. Востребованы предметы, расписанные вручную, особенно при выпуске небольших партий.

Агитационная статуэтка «Красноармеец на коне» (Красный кавалерист), скульптор Яковлев Б. И., ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Агитационная статуэтка «Красноармеец на коне» (Красный кавалерист), скульптор Яковлев Б. И., ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

В те годы старались доработать изделие так, чтобы воплотить нестандартную сюжетную линию, отразить даже мелкие детали. Нередко техники применялись не в чистом виде, а с совмещением нескольких вариантов.

Агитационная фарфоровая тарелка, белье ИФЗ Николай II, роспись ГФЗ, 1921 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Агитационная фарфоровая тарелка, белье ИФЗ Николай II, роспись ГФЗ, 1921 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Коллекционные фарфоровые предметы также привлекают внимание искусствоведов. Только советским мастерам удалось так тонко и точно передать коммунистическую эпоху с её культурой и укладом жизни. Агитационная скульптура стала достижением и уникальным видом творчества, зеркалом идеологии. Такой антиквариат можно назвать дорогим и очень ценным.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком или комментарием, а чтобы не пропустить новые интересные истории, просто подпишитесь на наш канал!

Спасибо за внимание!