Отвечая на вопрос - почему Су-75? - один из разработчиков ответил, что число «75» является зеркальным отражением «57», это что-то типа истребителя Су-57, то только наоборот. Су-57 сделали немного, буквально единицы (умеющие считать деньги индусы не зря вышли из проекта FGFA на базе Су-57), а теперь затеяли еще один истребитель, который немножко наоборот.
Президенту РФ Владимиру Путину, уже давно, еще на МАКСе -2021 (чтобы он гордился своим правлением и наслаждался величием страны) показали новый российский военный истребитель - легкий тактический однодвигательный самолет ОКБ "Сухой" с одиозным названием CheckMate - "шах и мат". Давайте разбираться кому всё же сделали "мат".
Начнем с того, что в презентации самолета указывалось, что он будет модульным и будет проектироваться под заданную заказчиком стоимость, а еще будет иметь минимальную стоимость эксплуатации.
По заявлениям чиновников и рекламщиков машина будет иметь прорывные характеристики, включая высокие летные качества, широкие ударные и разведывательные возможности, новейший комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, сниженную радиолокационную заметность. И всё это в одном флаконе и за маленькие деньги. Для самолета не создавали специальных систем управления, вооружений, нового двигателя и прочего. Использовали уже имеющийся научно-технический задел, полученный в КБ при создании истребителя Су-57. Заявлено, что в целом Checkmate может использовать то же вооружение, что и Су-57.
И это не всё. Новый российский истребитель Checkmate сможет действовать в сетецентрической боевой системе и в составе групп из пилотируемых и беспилотных самолетов.
Главный конструктор Михаил Стрелец (ОКБ «Сухой») пошел еще дальше и заявил, что и пилотируемые, и беспилотные версии Checkmate смогут выполнять боевые задачи в сетецентрической системе и управлять роем ударных БПЛА.
Кто-нибудь приведет пример российских ударных БПЛА? Да их просто нет: все эти "Охотники" и "Альтаиры" в глубоком НИОКРе, а ударно-разведывательных "Орионов" единицы (в основном, с импортным мотором, свой всё никак). Беспилотник «Орион» даже участвовал в боях на Украине, подбил три украинских автомобиля в ходе отдельных атак, но по состоянию на конец 2023 года шесть единиц дронов «Орион» было легко уничтожено. О каких роях рассказывает М. Стрелец?
Экономия средств на разработке истребителя должна отразиться и на его окончательной цене. «Ростех» позиционирует Checkmate как недорогой, но эффективный истребитель пятого (!) поколения. Его цена составит 25-30 миллионов долларов, сказал Чемезов, в то время зарубежные аналоги - французские Dassault Rafale и шведские Saab Gripen - стоят в диапазоне 60-90 миллионов долларов.
А еще у самолета будет невысокая стоимость летного часа, что также должно привлечь иностранных покупателей. «Она будет в шесть-семь раз ниже, чем у F-35, и сравнима с Gripen NG», но не объясняется почему.
И везде одно - будет, будет, будет... Уже 4 года. А с какой стати будет? В реале следует ждать весьма дорогого истребителя, т.к. он если и будет (что вряд ли), то будет мелкосерийным, то есть делаться на коленке, а это всегда дорого, это в разы дороже, чем крупная серия у конкурентов. Значительно дороже будут комплектующие и материалы - всё по по той же причине или из-за того, что импортные, дешево никто не продаст конкуренту.
Презентации это хорошо, но это не успех и прорыв, это не шах и мат. Кстати, кому? Западу и Китаю что ли, у которых дешевое серийное производство, свои материалы и комплектующие. Короче, как всегда амбициозно, как всегда с претензиями на «Аналогов нет» , а в реале пока как обычно - пшик.
Судите сами. Самолета еще нет и будет ли, но он уже будет самый лучший и его будут покупать во множестве стран. Кто сказал? Хоть где-то, где показывали, выстроилась очередь? Нет никого.
Алё, гараж, а кто заказчик этого «чуда»? - Михаил Юрьевич, в чем основные особенности ЛТС Checkmate?
- ЛТС Checkmate - новый легкий тактический истребитель, разрабатываемый нами в инициативном порядке.
А-а-а-а… В инициативном порядке. То есть даже российское министерство обороны не заключало контракта с Ростехом. Оказывается это - якобы какой-то частный заказ какой-то третьей страны. Но... Страну не называют, а глаза сводят поближе к носу. Встревает Борисов:
на новый российский легкий истребитель пятого поколения Checkmate уже имеется заказчик, этот самолет изначально разрабатывался для экспорта. Заказчик уже есть, для него и делаем.
В октябре 2022 года единственный интересант ОАЭ приостановили финансовое участие в проекте из-за переноса сроков первого полёта истребителя сначала с 2023 на 2024-й год, а сейчас и на более длительный срок. Время идет, а заказчиков не было и нет.
О конструкции.
О какой малозаметности речь, когда у этого «чуда» сопло двигателя (АЛ-41Ф1, он же "изделие 30") торчит как былинка из задницы здоровенного слепня? Плоское сопло, характерное для "невидимок", пока так и не осилили.
АФАР Н036 не влезет в нарисованные габариты.
В бортовых компьютерах используются российские процессоры "Эльбрус" с технологией 28 нм, хотя весь мир давно работает на 7 нм и даже меньше. Хорошо, что хоть такие есть.
Вместо отдельных горизонтальных и вертикальных стабилизаторов с движущимися рулями направления и рулями высоты у истребителя сделано V-образное оперение. Пара односекционных плоскостей управления находятся под углом около 45 градусов относительно горизонтальной плоскости фюзеляжа. Такой киль снижает количество легко обнаруживаемых поверхностей на реактивном самолете, в то же время он сохраняет свою хорошую маневренность.
«V-образный киль Checkmate, скорее всего, сделает его более незаметным, чем, скажем, МиГ-29, но не без проблем для качества управления. Для такого киля требуются сложные системы управления полетом», — отметили в публикации Forbes.
Вдобавок, V-образный киль очень сложен в управлении, а ведь индусы вышли из совместного проекта FGFA на базе истребителя Су-57, в первую очередь, из-за отсталости российской микроэлектроники, отсутствия российской элементной базы, несовершенных датчиков и несовершенных систем управления (это помимо отсутствия двигателя второго этапа и, самое главное, из-за высокой заметности - ЭПР во всех ракурсах у Су-57 хуже чем у конкурентов). Такие вот дела.
Какой вывод? Производит впечатление сырой конструкции, потребной лишь для пиара, этакая смесь проигравших в конкурсе Northrop YF-23 и Boeing X-32 истребителю-невидимке F-35.
Нельзя скрестить малозаметность с высокой маневренностью и всё это за небольшие деньги.
Вспоминал-вспоминал, и таки вспомнил про свои положительные эмоции на том МАКСе.
Они опять все вместе ели мороженное: и Путин, и Чемезов, и Борисов, и Д. Мантуров. Но... В этот раз платил не Вл Вл, а почему-то Денис Мантуров.
Ибо не фиг.
Прежде чем вкусить, Вл Вл внимательно оглядел продавца в чекистских галифе, осмотрел розовый чемоданчик, из которого угощали мороженым, затем тщательно оглядел обертку, и лишь после всего этого приступил к еде. Читателям тоже приятного аппетита и, как я надеюсь, приятного чтения.
Моё видео об этом Су-75, он же "Шах и Мат" можно посмотреть здесь