Сегодня шестой день нашего пребывания в солнечном Узбекистане. И мы — в Бухаре, одном из древнейших городов бывшей советской республики. История Бухары, согласно археологическим изысканиям, началась в первом веке, а в пятом появились первые упоминания о городе в письменных документах. Интересно звучит название города в переводе с разных языков: «счастливое место», «храм», «обитель знания».
Пик расцвета города в девятом-десятом веках пришёлся на правление персидской династии Саманидов. И наша экскурсия по Бухаре начинается с посещения мавзолея Саманидов, что находится в центральном парке города.
Мавзолей Саманидов
Возведённый на рубеже IX—X веков основателем династии Исмаилом Самани мавзолей — единственное сохранившееся здание эпохи Саманидов на территории Бухары и её окрестностей. Стены из жжёных кирпичей, имитирующие «плетёнку», имеют почти двухметровую толщину.
Предположительно в мавзолее находятся могилы самого Исмаила Самони, его сына и отца.
От мавзолея Саманидов наша группа дружно шагает к Кош-медресе, которая тоже находится в центральном парке города. Ещё нет и десяти часов утра, а жара уже даёт себя знать. Но ничего, русский турист выдержит и не такое.
Кош-медресе
В архитектурный комплекс Кош-медресе, что означает «парное» или «двойное», входят два учебных заведения: Модарихан и Абдуллахан. Возведение медресе историки относят к XVI столетию, когда у власти в Бухарском ханстве был Абдулла-хан II.
Во время экскурсии мы стали свидетелями вот такой ситуации. По-видимому, семейство во главе с главным мужчиной о чём-то беседовали у старого засохшего дерева.
На наши недоумённые вопросы гид пояснил, что если близ священного места засыхает дерево, то его не спиливают и не убирают. Считается, что дерево становится своего рода святыней.
А мы отправляемся дальше. Следующая наша остановка — Боло-хауз.
Мечеть Боло-хауз
По указу правителя Бухары Эмира Шахмурада в 1712 году строится мечеть Боло-хауз с бассейном перед главным входом и минаретом. Бассейн в то время использовался как накопитель питьевой воды. Водоносы набирали сосуды воды и продавали её на рынках города.
Двадцать деревянных колонн, украшенных резьбой — красивая особенность мечети Боло-хауз.
Часто жители Бухары называют Боло-хауз мечетью Сорока столбов. Почему сорока́? Ведь колонн всего двадцать. А отражение в воде? Вот и получается «сорок столбов».
Башня Шухова
Оставить без внимания одну из самых интересных достопримечательностей Бухары мы не могли. Это — водонапорная башня, автором проекта которой выступил известный русский инженер, архитектор и изобретатель Владимир Шухов. Сооружение возводилось в 1927—1929 гг. В 1968 году после пожара сооружение было заброшено, и лишь в 2019 году в отреставрированной башне, получившей и новое название Bukhara Tower, была оборудована смотровая площадка, открыты небольшие ресторанчики и информационный туристический центр.
А наша группа продвигается в самую древнюю часть Бухары, чтобы увидеть потрясающее сооружение, впечатляющее своими размерами и возрастом.
Цитадель Арк
Самая древняя архитектурно-археологическая достопримечательность Бухары — крепость Арк, чья история начинается предположительно в I—IV вв. Цитадель вплоть до начала двадцатого столетия была резиденцией бухарских правителей.
Монументальное сооружение неоднократно разрушалось и восстанавливалось. Здесь жили и работали такие известные люди, как доктор Авиценна, поэты Омар Хайям, Фирдоуси, Рудаки. В большой библиотеке хранились редкие книги, а здания за массивными стенами стояли так плотно друг к другу, что можно было переходить из одного в другое по многочисленным лабиринтообразным переходам. К сожалению, до наших дней сохранилось немногое из прошлого великолепия.
В настоящее время в крепости располагается Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник.
Пои-Калон
Десять минут неторопливой прогулки, и вот мы уже видим Пои-Калон — архитектурный комплекс, в который входят главная пятничная мечеть Бухары Калян, медресе Мири-Араб и минарет Калян.
Нынешнее здание пятничной мечети Калян, уже третье по счёту за время её существования, было возведено во время правления Мирзо Улугбека (1409—1449), внука Тамерлана. Первая постройка датируется 1102—1130 гг.
На фото выше — главный вход в мечеть и минарет Калян (дата постройки 1127 год). С минаретом связано и название комплекса Пои-Калон, что означает «подножие Великого», так как минарет Калян — самая высокая башня города (46 м). Наверх ведут сто пять степеней узкой винтовой лестницы.
Медресе было построено и начало действовать в XVI веке, когда у власти были представители династии Шибанидов. Учебное заведение носит имя основателя — Саида Абдуллы Аль-Йамани, которого часто называли Мир Араб. В двадцатых годах прошлого века медресе было закрыто и заброшено.
В 1946 году образовательное учреждение вновь открылось и было на тот момент единственным действующим медресе в СССР. Сегодня в Мири Араб принимаются учащиеся от 15 до 35 лет. В программе помимо религиозных включены общие науки и несколько языков, в том числе и русский.
Медресе Абдулазиз-Хана
Медресе возводилось в 1651—1652 гг. по указу Абдулазиз-хана, узбекского правителя из династии Джанидов, и является последним из числа крупных бухарских медресе. Отличается великолепием внутренней отделки.
Мавзолей Бахауддина Накшбанда
Мемориальный комплекс расположен на месте захоронения главы дервишского ордена Накшбанди, шейха Бахауддина Накшбанда, умершего в 1389 году. Сюда стекаются паломники не только со всего Узбекистана. Считается, что три паломничества к мавзолею Бахауддина Накшбанда приравниваются к одному паломничеству в Мекку.
Медресе Чор-Минор
Медресе Чор-Минор было построено по инициативе и на средства богатого торговца лошадьми и коврами по имени Халиф Ниязкул-бек в 1807 году. Являлось в своё время одним из центров суфийского братства. После установления Советской власти помещения медресе использовались как жильё. В 50-х годах прошлого века часть построек была разобрана на строительные материалы. Сегодня можно увидеть часть входного портала и четыре минарета. Кстати, название медресе так и переводится — «Четыре минарета».
Мечеть Магоки Аттори
История строительства древнейшей мечети Бухары — Магоки Аттори (дата постройки 714 год)— связана с именем арабского шейха Кутейбы ибн Муслима, которого считают одним из первых проповедников ислама в Центральной Азии. Пережив не один пожар и несколько реконструкций, мечеть могла бы вообще исчезнуть в 1541 году, когда тогдашний правитель Бухары Абдулазиз-хан решает снести старое строение, к тому времени уже достаточно глубоко ушедшее в землю. Магоки Аттори была сохранена благодаря лидеру суфийского ордена Накшбанди шейху Махмуди Азам. Сегодня, чтобы подойти к дверям мечети надо спуститься по высоким ступеням лестницы высотой более четырёх метров.
С 1989 года в стенах древней Магоки Аттори открыт музей ковровых изделий.
Очень интересную экскурсию для нас провёл директор музея (на фото выше), который стал преемником своего отца и надеется, что его сын продолжит семейное дело по изучению ковроткачества и коллекционированию ковров.
На этом наша экскурсионная программа была завершена. Недолгая прогулка с подругой по уже вечерней Бухаре, и мы отправляемся в отель, уставшие и переполненные впечатлениями. А завтра мы вновь отправимся за новыми радостными эмоциями, будем смотреть, удивляться, восхищаться. Как этот Ходжа Насреддин на своём неизменном осле.
О Ташкенте и первом дне пребывания в Узбекистане те, кому интересна тема, могут прочитать ЗДЕСЬ.
О первым дне в великолепном и величественном Самарканде я писала вот В ЭТОЙ СТАТЬЕ.
Про второй день в Самарканде, если интересно, читаем ТУТ.
Понравилась статья? Если да — нажмите палец вверх и подпишитесь, чтобы узнать ещё много интересного, нет — буду рада прочитать конструктивную критику в комментариях. А ещё напишите, о чём бы вы хотели узнать в новых публикациях.