22 марта побывала на третьем "Книжном собрании", которое организует и проводит раз в месяц Библиотека №22 им. Льва Кассиля. Замечательная возможность встретиться блогерам, писателям и читателям в одном пространстве. Лучшее, что можно было придумать для книжных душ.
Главными темами для обсуждения стали: тонкости запуска книжных блогов, какие бывают инструменты продвижения и способы монетизации. Все то, что так волнует перед первым шагом.
Много полезной информации почерпнула для себя, хотя, как говорится, не первый год нянькаюсь со своим блогом, но, как оказалось, упускаю много классных возможностей, чтобы выйти на новые рубежи.
Первая часть собрания была посвящена подготовке к запуску книжного блога. Действительно, это важно и нужно. Сама люблю, когда все структурировано и разбито на мелкие понятные шаги, но мой опыт совершенно обратный, которым хочу с вами поделиться. Вдруг для кого-то он окажется полезным и нужным.
Мой путь книжного блогера начался в 2019 году в Дзене. Примерно через 1,5 года переместилась в запрещенную соцсеть, пыталась параллелить, но ничего не вышло, потому что слишком разный формат подачи информации, и выдавать разный контент на двух площадках не было времени. В 2022 году вернулась назад в Дзен без особых запросов и амбиций. Просто поняла, что мне нужно с кем-то обсуждать прочитанное и все, что происходит в книжном мире. В прошлом году наконец завела канал в Телеграме (всех там жду). Каждая площадка хороша по-своему, но сейчас не об этом.
Нужно или нет готовиться к запуску книжного блога?
Многие говорили о важности целеполагания перед началом любого дела. Свой блог начинала исключительно из эгоистических побуждений: горячего желания обсудить прочитанное, то есть для души. Да, это тоже может быть целью. Поэтому, если у вас нет наполеоновских планов стать книжным гуру и заработать миллионы на блоге, то это не значит, что из этого ничего толкового не выйдет, отнюдь.
Более того, цели могут появиться в процессе пути. Спустя какое-то время узнала, что блогеры сотрудничают с издательствами, и это стало моим новым рубежом. Сотрудничество с издательствами — это не только бесплатные книги, а еще участие в чудесных мероприятиях, на которых можно лично познакомиться с писателями и как один из спикеров сказала: даже попить с ними чаю)). Возможность быть частью большой книжной мастерской стала для меня невероятным подарком, в разы лучше материального поощрения. Такое не смела представлять даже в самых радужных мечтах.
Второй важный момент — это понимание, кто твоя целевая аудитория. Когда набрала более-менее приличное количество подписчиков, пошла изучать статистику, кто же меня читает, и моему удивлению не было предела: моя основная аудитория 45-55 лет и 30% от общего количества — мужчины. Мне казалось, что мой выбор литературы и тем для блога преимущественно для женской аудитории и помладше. Поначалу даже испугалась и подумала, что мне нужно как-то подстроиться под мою неожиданную компанию, но потом подключилась логика, и я начала анализировать, почему так произошло.
Книги действительно уникальны в своем роде, и не зря книжный блогинг выделен отдельной строкой. Как мне кажется, какие-то жесткие правила маркетинга не совсем применимы к этой нише, потому что объект обозревания особенный, с душой и поэтому он вне возраста и каких-либо других условностей. Фэнтези, янг адалт, классика, детективы можно читать в 20, 30, 40 лет и т. д. и независимо от пола. Наступать себе на горло, и читать то, что неинтересно — как минимум странно, поэтому анализ аудитории в моем случае сводится к простому любопытству.
Третий момент — регулярность постинга. Регулярность — это точно не мой конек. Не могу себя запихнуть в какие-то рамки, когда это касается того, что приносит удовольствие. Мой канал — это больше хобби, чем проект, который я стремлюсь монетизировать. Канал приносит мне материальный достаток, хотя я бы назвала это бонусами, потому что доход малозначительный и нерегулярный, но когда не делаешь на это ставку, то даже чайная ложечка — это уже хорошо)).
Мой самый большой страх, что любимое занятие (чтение) превратится из хобби и в каком-то смысле даже терапии в рутину. Это самый жуткий сон, поэтому никаких ограничений и насилия. Я уже молчу о том, что никому не нужен мой вымученный обзор на книгу, просто потому что это всегда идет в ущерб искренности. Мой блог — это про честность, эмоциональность, желание поделиться о том, что тревожит, беспокоит и помогает лучше понять себя, людей и мир в целом.
Четвертый момент — нейминг и визуальная часть. Вот тут действительно нужно изначально подготовиться. Люблю, когда красиво и эстетично. Возможно, это профдеформация. Я по профессии графический дизайнер, поэтому зачастую неосознанно обращаю внимание на визуальную часть блогов: шапка, аватарка, текст и фотоматериалы. Из века в век встречают по одежке, и маловероятно, что в ближайшее время что-то поменяется в этом плане. Заманить на книжный огонек — дело благородное и творческое. Плюс это тоже своего рода самовыражение. Фото книг можно делать необычно, например, с учетом тематики истории или цветовой гаммы обложки. Главное разбудить свою фантазию.
Без жестких маркетинговых концепций и глубокого анализа можно начать свой блог, и он может привести к совершенно удивительным целям и результатам. Мне кажется, мой путь можно назвать путем от противного, и мне это очень греет душу, потому что за время этого пути я и себя не предала, и большое количество плюшек собрала. Книги это все же про отдых, эмоции, переживания и развлечение, а не про обязаловку.
Но, сейчас важное но! Даже при условии свободного плавания на канал уходит огромное количество времени, и это тоже важно понимать. Азарт, желание порадовать своего читателя, обратная связь в виде благодарности хорошо мотивируют, но так же могут привести к выгоранию. Это состояние надо уметь поймать в преддверии кризиса, чтобы не накрыло с головой. Успокоиться, понять, что это временно, сделать паузу и с новыми силами продолжить любимое (ключевое слово) дело.
Вторая часть собрания была посвящена способам монетизации блога
Маргарита Ключак (“Pobuchteam”) рассказала о плюсах и минусах разного вида продвижения канала (накрутки, розыгрыши, реклама на других каналах).
Надежда Тихомирова (“Разбуди меня в Сеуле”) поделилась рабочими вариантами по продвижению блога. Активное участие во всех мероприятиях, взаимодействие с авторами других каналов со смежными сферами, писателями и т. п. Надо быть проактивным, и люди к тебе потянутся.
Евгения Кулиш (“Book Logbook”) напомнила, что кроме банального заработка можно получить кое-что более ценное: сотрудничество с издательствами, закрытые мероприятия с возможностью личного общения с авторами и коллегами, книжные боксы и т. д. Также различные взаимодействия с издательствами и писателями могут тоже привести к экологичному росту аудитории.
Гелена Топилина (“Книжная душа”), как мне кажется, покорила нас всех. Гелена — олимпийская чемпионка, мамочка двоих деток и книжный блогер. Она любила дарить книги, но делала это с мелкими приятными дополнениями, так появились книжные боксы и много чего еще эстетичного для книг. Ей удалось любимое увлечение превратить в прибыльный бизнес. Эта история вдохновила и завершила прекрасный день.
Вот такой анализ и выводы я сделала благодаря этой замечательной встрече. Следующее "Книжное собрание" не за горами. Оно будет в конце апреля. Главной темой обсуждения станет сотрудничество с издательствами. Точно знаю, что многим это будет интересно. Обязательно поделюсь своей историей на эту тему.
Друзья, буду рада получить от вас обратную связь об этой статье. Узнали что-то новое о книжном блогерстве?
Не забывайте ставить 👍 и подписывайтесь на канал в Телеграме, там еще больше интересного и полезного😉.