Найти в Дзене
Марина Алимова

Подполковник полиции в отставке Владимир Кистень»: «Дорожу каждым прожитым днем. В том числе и проведенным в Афганистане».

В нашей беседе своими впечатлениями о службе в рядах Вооруженных Сил на территории Демократической Республики Афганистан делится подполковник полиции в отставке Владимир Кистень. – Владимир Петрович, начнем, что называется «с начала». Где Вы родились, несколько слов о родителях и об истории такой необычной фамилии. – В.К.Родился я 1 апреля 1968 г. в поселке Лесное Суражского района Брянской области. Мать Клавдия Ивановна преподавала географию в школе (она скончалась в 2012 г.), последнее место работы отца Петра Петровича - инженер по эксплуатации на Суражском автотранспортном предприятии. К сожалению, его тоже уже нет в живых – умер в 2000 году. Я, окончив среднюю школу, в 1985 г. поступил в Ленинградский техникум физической культуры и спорта по специализации «Лёгкая атлетика», где проучился до апреля 1986 года. О происхождении фамилии точно ничего не известно, знаю только, что все мои предки из Стародубского района, возможно, кто-то из них был вооруженным участником казачьего войска (
Владимир Кистень. ДРА
Владимир Кистень. ДРА

В нашей беседе своими впечатлениями о службе в рядах Вооруженных Сил на территории Демократической Республики Афганистан делится подполковник полиции в отставке Владимир Кистень.

– Владимир Петрович, начнем, что называется «с начала». Где Вы родились, несколько слов о родителях и об истории такой необычной фамилии.

– В.К.Родился я 1 апреля 1968 г. в поселке Лесное Суражского района Брянской области. Мать Клавдия Ивановна преподавала географию в школе (она скончалась в 2012 г.), последнее место работы отца Петра Петровича - инженер по эксплуатации на Суражском автотранспортном предприятии. К сожалению, его тоже уже нет в живых – умер в 2000 году.

Я, окончив среднюю школу, в 1985 г. поступил в Ленинградский техникум физической культуры и спорта по специализации «Лёгкая атлетика», где проучился до апреля 1986 года.

О происхождении фамилии точно ничего не известно, знаю только, что все мои предки из Стародубского района, возможно, кто-то из них был вооруженным участником казачьего войска (улыбается) (Кистень – род холодного оружия – примечание автора).

23 апреля 1985 года был призван в ряды Вооруженных Сил, то есть получил повестку от Невского райвоенкомата города Ленинграда.

Небольшая подробность: я прибыл на призывную комиссию 21 апреля, повестку мне вручили на 22 апреля, однако в эту дату со сборного пункта в войска меня не отправили – у меня одного из всей группы, состоявшей из шести человек, не имелось водительского удостоверения, а команда подбиралась именно по этому принципу и направлялась в «профильное» учебное подразделение.

На следующий день, 23 апреля я снова приехал на этот же сборный пункт, где меня зачислили в команду, условное наименование которой было почему-то «Команда 20А». Около трех недель находились в одной из войсковых частей в г. Выборг Ленинградской области в так называемом «карантине», после чего на поезде через Москву с пересадкой в узбекской Бухаре оказались в другом узбекском южном городе Термез в учебном артиллерийском полку. Там я через полгода получил специальность «оператор-звукометрист».

-2

– Расскажите, пожалуйста, свои первые впечатления от Афганистана.

В.К. - Первые впечатления связаны, в первую очередь, с регионом Средняя Азия. За полгода в службы в Узбекистане и полтора года в Афганистане осадки в виде дождя или снега выпали дважды: летом 1986 г. в Термезе прошёл ливень, а зимой 1988 г. в гарнизоне Северный Кундуз, в котором дислоцировались кроме артиллерийского полка ещё три подразделения: отдельный сапёрный батальон, отдельный батальон материально-технического обеспечения (автобат) и отдельный разведывательный батальон, выпал снег, который на следующий день растаял.

Непогода проявлялась в песчаных бурях, продолжительность которых составляла ровно сутки. В такие дни позже, в Афгане, эффект давали «засадные мерориятия», проводившиеся разведчиками. Под завесой песка и пыли проще было выдвинуться незамеченными к местам проведения таких засад, выявить и задержать моджахедов, нередко минировавших участок автодороги «Северный Кундуз – Южный Кундуз». Утро каждого дня начиналось с того, что группа разминирования выезжала по данному маршруту.

Путь наш в Афган в ноябре тоже был непрост. С первого раза границу СССР –ДРА также пересечь не удалось. 13 ноября 1986 г. ближе к вечеру подъехали на КамаЗах к так называемому «Мосту Дружбы», однако пограничники нас не пропустили, сославшись на позднее время.

На следующий день, 14 ноября, (дату я хорошо помню, потому что у боевого товарища - Пичугина Евгения из Пензы был день рождения) оказались в афганском Хайратоне на южном берегу Амударьи. Вот там по-настоящему впечатлились. Поскольку если близ узбекского Термеза в пустыне на полигоне была хоть какая-то растительность, например, та же верблюжья колючка, то в Хайратоне были сплошные голые барханы. Как в них ориентировались водители, которые нас возили - я так и не понял.

С сослуживцами. В. Кистень в центре первого ряда.
С сослуживцами. В. Кистень в центре первого ряда.

На следующий день мы приехали в расположение 122-го мотострелкового полка в райне населённого пункта Ташкурган. За 80 км, что от Хайратона до Ташкургана, пейзаж резко изменился, и это была уже предгорная местность. Еще через неделю на «вертушках» нас перебросили в гарнизон Южный Кундуз, где располагался штаб 201-й мотострелковой дивизии и аэродром.

– Владимир Петрович, в каких условиях жили и служили наши солдаты?

– В.К. Первое время после моего прибытия в Северный Кундуз жили в армейских палатках. В начале 1987 г. соседний разведбат передислоцировался в Южный Кундуз, и мы переехали в освободившиеся деревянные модули. В подразделении, в котором пришлось служить, к середине 80-х годов уже была достаточно развитая инфраструктура: водозабор, обеспечивавший водой весь гарнизон, дизельные электростанции, полевой хлебозавод. Данные объекты обслуживал достаточно большой штат гражданских служащих.

-4

– Что на этой далекой земле Вас особенно поразило или удивило?

– В.К. Однажды, в начале службы, во время движения на «броне» увидели, как сейчас говорят, двух «автостоперов» - аксакала лет 60-ти и с ним пацана лет восьми. Они стояли на дороге и «голосовали». У деда был автомат Калашникова калибра 7,62 мм. Подобрали их обоих, подвезли куда попросили. Уже позднее я узнал, что не все местные жители одинаково агрессивно настроены. Оказывается, есть какие-то «дружественные» духи из «союзнических» нам банд, и этот дед был одним из таких.

Тот самый "бача"
Тот самый "бача"

– Были ли какие-либо нештатные ситуации во сремя службы в ДРА?

– В.К. Мне хорошо врезались в память разборки двух банд в районе Баглана. По служебной необходимости на грузовике ехали из своего полка в гарнизон в районе Пули-Хумри, известный своими армейскими складами боеприпасов, горюче-смазочных материалов.

ДТП на горной афганской дороге
ДТП на горной афганской дороге

Слева по пути следования – «зелёнка» - скудная растительность на каменном косогоре, дальше – горы. Между дорогой и «зелёнкой» стоит около роты наших мотострелков, а в зелёнке – автоматная стрельба. На вопрос старшего нашей машины старший мотострелков отвечает: «Две банды чего-то не поделили, разборки идут, мы на подстраховке, чтобы конфликт не вышел за пределы». То есть наши солдаты в том числе и контролировали внутренние конфликты в Афгане.

В автопарке
В автопарке

– Но, говоря об Афганистане, нельзя не вспомнить боевые потери среди советских солдат…

– В.К. Я помню январь 1987 года. После окончания работы группы разминирования поступила информация о бое возле Альчинского моста в районе слияния речек Кундуз и Ханабад. Группе пришлось вернуться, узнать обстановку для последующего доклада. При подъезде выстрелом из гранотамёта был подбит бронетранспортёр, погиб механик-водитель из Челябинской области. Лейтенанту, старшему машины, осколками выбило глаз. Я потом часто видел на его лице тёмные очки после его возвращения из госпиталя.

В другой раз офицер, старший лейтенант, артиллерийский корректировщик, в составе группы разведчиков вышел в горы. Сошёл селевой поток, офицер погиб.

Помню еще одну утрату. Начальник автомобильной службы полка, капитан, пытаясь увести грузовик из-под обстрела, упал в пропасть вместе с машиной. Был представлен к награде. Посмертно награждён Орденом Красной Звезды.

Боевой братство
Боевой братство

Еще артиллерийский случай на войне. Двое солдат снаряжали «пакет» - это такая обойма из 40 снарядов для системы залпового огня «Град» (современные «Катюши»). Два снаряда самопроизвольно взорвались и парни сгорели заживо…

Пареньку из украинского Николаева Андрею Белому, одного со мной призыва, повезло больше. Ему было поручено собрать гильзы, оставшиеся после отстрела снарядов самоходных артиллерийских установок (САУ). Такие гильзы «духи» использовали для изготовления самодельных фугасов. Неожиданно появились двое или трое всадников на лошадях и стали стрелять в Андрея из винтовок, тот успел спрятаться и чудом остался жив. Позднее с ним мы потом случайно встретились в Питере, он приезжал туристом из Москвы, где учился в МГИМО.

Всего же, пока я служил, погибло в полку 12 человек…

– Как Вам запомнился процесс вывода войск?

– В.К. Как известно, первые пять полков были выведены из Афганистана в октябре 1986 г.: основной танковый полк и другие, большей частью, вспомогательные подразделения. К данному событию я имел непосредственное отношение с точностью «до наоборот» (улыбается) – мы находимся ещё в Союзе на полигоне, греем кашу в банках на костре, а выводимые полки следуют от границы мимо нас на север. Они нам машут, мы им машем, нам вводиться на юг за речку еще только через две недели… То есть наши подразделения были в числе последних, забрасываемых в ДРА.

-9

Покинуть же Афганистан с первой попытки, после приказа о демобилизации, также не удалось. Демобилизовались из полка 4 мая 1988 г., мы прибыли на аэродром в Южном Кундузе, прошли досмотр на предмет вывоза – ввоза запрещённых предметов, но что-то пошло не так, и в этот день мы так и не улетели. Аэродром в чистом поле, ночевать негде.

Вспомнили, что один из дивизионов нашего полка охраняет этот самый аэродром. Пришли на одну из застав, дело к ночи. С заставы окрик караульного: «Стой, кто идёт!». Объясняем, как можем. Далее всё по уставу «Стой, стрелять буду» и патрон досылается в патронник.

Долго вели переговоры – настолько бдительны были бойцы. На удачу, на заставе оказался знакомый прапорщик по фамилии Деркач, с помощью его усилий нам и удалось устроиться на ночлег. И лишь на следующий день большой командой загрузились на транспортный самолёт АН-24. Около часа лёта и мы - на военном аэродроме Кокайты, что под Термезом. Эмоции после касания самолёта земли наверно у всех дембелей одинаковые (улыбается).

Фасад 998 артполка
Фасад 998 артполка

– Владимир Петрович, как сложилась Ваша судьба после службы в Афганистане?

– В.К. Я вернулся в Ленинград, в 1988 г. поступил в Ленинградский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, а в 1992 г. окончил уже Санкт-Петербургский государственный университет (город переименовали) по специальности «Физическое воспитание и начальное военное обучение». Вернулся в родной Сураж. Работал четыре года в школе - преподавал физическую культуру и основы ОБЖ (обеспечения безопасности жизнедеятельности).

В органы внутренних дел поступил в 1998 году. Начинал в подразделении по делам несовершеннолетних, прошел службу в подразделении участковых уполномоченных милиции, штабе.

От службы в Афганистане остались фотографии и воспоминания. Но жизнь не стоит на месте. Живу дальше, служу. Жена Елена - тоже сотрудник органов внутренних дел, старший инспектор ИАЗ МО МВД России «Унечский» (на момент написания материала – примеч. автора).

Подполковник полиции Владимир Кистень
Подполковник полиции Владимир Кистень

С супругой воспитали дочь Екатерину, которая в 2015 г. окончила философский факультет СПБГУ. Также проходит службу в полиции на должности среднего начальствующего состава УМВД России по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга, замужем.

Жизнь делает мудрым. И я стараюсь дорожить каждым прожитым днем. В том числе – и проведенными в молодости, в Афганистане.

Марина Алимова

Фото из семейного архива В.П. Кистеня

2019 год