В этом году будет уже седьмая приемная кампания, которую мы будем проходить вместе с абитуриентами, 5 лет из них были непосредственно в вузе, это не то, чтобы уж много, но и не мало, чтобы не оглянуться назад.
Что появилось клиентоцентричного за это время, и где вузы все еще тормозят?
1. Вузы стали внедрять индивидуальные условия при поступлении, пока правда только для высокобалльников («если у тебя 300 баллов, мы возьмем на себя оплату стоимости обучения и дадим стипендию»).
Ну что ж, как говориться, начать можно и с малого… Проявится ли индивидуальный подход в новых форматах в новых сезонах сериала под названием «Приемная кампания», посмотрим.
2. Распространение гибридного формата (офлайн + онлайн) консультаций при поступлении (и на ДОДах) – наконец стали записывать видео трансляции выступлений представителей университета, это же просто рывок в будущее!
Плюс к этом, наблюдаем более честный формат общения - уже мало кто «гарантирует» поступление, если вы говорите про конкретную сумму баллов. Неизвестность и внезапность конкурсного и проходного балла сохраняет свою актуальность, приемные комиссии чаще честно об этом говорят.
Правда консультанты-мошенники все еще обманывают абитуриентов «подбором» по баллам вуза «в которой точно поступишь». Может, они не со зла, конечно, по незнанию, но каждый год родители и абитуриенты ловятся на такое. Стоимость таких консультаций уже доходит до 50 тыс. рублей.
3. Генерируемый вузами «пользовательский контент», по заказам вузов, по сценариям вузов и за деньги вузов (трансформация «отзывов») — это такая же бесполезная вещь, как если бы вы взяли листовку с «5-ю причинами, почему нужно поступать к нам в вуз» на ДОДе. Он не искренен, он не вызывает доверия.
Этот контент все больше заменяется пользователями на чаты родителей и поступающих и общением напрямую со студентами без посредника в лице вуза. И если бы вузы были порасторопнее, они бы использовали этот тренд не только путем принуждения своих студентов «ездить на выставки» и «стоять на ДОДах в коридорах встречать и провожать гостей».
Форматов здесь придумать можно множество. Надо только по - умному взять в свои руки коммуникации.
4. Все больше вузов начали понимать, что презентации на ДОДах, почти ничего не дают (теперь ведущие вузы их проводят один – два раза за год, все остальное время уже заменяют на другие форматы представления и вовлечения).
А все потому, что надо «погружать» будущих абитуриентов в свою действительность. Давать иммерсивный опыт, позволять почувствовать, а как оно – когда ты уже стал студентом.
Это и эксперименты с реальными научными установками, и практика для школьников в реальных лабораториях, и день "без взрослых" в аудиториях вуза, и соревнования с первокурсниками на равных т.д.
5. Про ИИ все вузы говорят, но сделать банальных подборщиков - помощников направлений + профилей программ, персонально подходящих для абитуриента (без обобщения) – пока мало кто смог. Лучшие примеры — это чуть больше фильтров в таблице с программами на сайте вуза. А у вашего вуза уже есть хотя бы общая страничка с программами в удобном формате для сравнения между собой?
Профориентологам все также оставляют бескрайнее поле для творчества, при том, что сами профориентологи вообще- то не понимают специфику конкретного вуза и проконсультировать качественно по программам не могут. Но, как говорится, за неимением качественной помощи от самих вузов, пустое место пустовать не будет.
Тут все еще остается зона роста для вузов, но они пока почему-то роль профориентологов оставляют студентам, работающим в приемных комиссиях (хотя студенты не так, чтобы уже очень много знают про параллельные треки других факультетов в своих вузах).
6. Вузы все больше учатся видео форматам коммуникации с родителями и абитуриентами. И уже почти по всем программам появились видео-визитки и уже все больше «интервью с деканами».
Но пока эти видео форматы – все еще не подъемны для ежедневного потребления. ДОДы все также выкладываются в Интернет длительностью по 2-3 часа, главные мысли приходится вычленять, прослушивая бесполезный набор повторяющихся от вуза к вузам фраз, да даже банальных таймкодов под этими длинными видео нет.
7. Пока все еще очень мало чего рассказывается о том, что делается для жизни студентов в вузах. Этому и внимания уделяется мало даже при освещении событий вузов в соц.сетях и новостных лентах на сайте, и реальных действий очень мало (процессы вузов строятся не вокруг человека, а все еще вокруг чего-то другого).
А все потому, что нет человека – ответственного за общее улучшение клиентского опыта внутри вуза, нет человека ответственного за трансформацию образовательного опыта. И это наблюдение относится к 98% образовательных учреждений. Есть разрозненные ИТ, студенческий офис (в лучшем случае) и деканаты. Единой связной ткани клиентоцентричного отношения к своим студентам как не было, так и нет.
Как вы заботитесь о студентах, что получает человек, когда приходит к вам учиться?
Все вузы понимают, что хорошая инфраструктура очень сильно помогает при продвижении и привлечении новых поступающих, но почему-то маленькие и не очень факты заботы о студентах, или того, из чего складывается жизнь внутри вуза, так и остаются без внимания.
8. Новые угрозы – безопасность персональных данных, распространение личных данных, устойчивость инфраструктуры к атакам «мамкиных» и посерьёзнее хакеров.
Уже невозможно надеяться, что с началом приемной кампании не будет DDoS - атак, что после очередного "слива" базы по абитуриентам, студенты или родители оставят данный факт не замеченным.
Но каждая новая приемная кампания не проходит без «упавших» сайтов и Личных кабинетов у вузов, все также «факт взлома» – большая неожиданность для ИТ - директоров и ректоратов.
9. И, конечно, самый грустный факт, региональные вузы, все еще находятся на позициях «мы - догоняющие», «мы не можем бороться со столичными вузами, к ним уезжают самые сильные абитуриенты».
Хотя и инфраструктура уже в некоторых вузах стала покруче, и программы с индустриальными партнерами выглядят не слабее чем в столице для будущего трудоустройства. Но пока еще не находится у региональщиков убедительных слов, чтобы донести эти факты до новых абитуриентов.