Что ж...
Считаю, что настало время рассказать о моём многолетнем опыте работы курьером в службе доставки Яндекс.Еда. Возможно вы, как и я когда-то, пытаетесь проанализировать как можно больше плюсов и минусов этой работы. Как и я, вы смотрите видео, снимаемые курьерами, какие-нибудь интервью курьеров, читаете статьи и отзывы. Вероятно у вас, как и у меня, нет знакомых, которые могут предметно показать вам насколько плоха или хороша работа доставщиком, чтобы можно было хотя бы приблизительно прикинуть стоит ли эта популярная и доступная деятельность вашего внимания. Либо же, у вас, как и у меня, нет огромного выбора и вам нужна хоть какая-нибудь подработка в свободное от учёбы время. Если это всё так, то мне хотелось бы поделиться с вами своим опытом работы на Яндекс продолжительностью в 4 года.
В данной статье я не привожу большой статистической базы под те цифры, о которых говорю. Последние основаны на моих собственных соображениях и опыте. Статистика и конкретные цифры будут в будущих публикациях, а эта создаётся для изложения общих представлений о работе.
Я расскажу сколько зарабатывает пеший курьер в Воронеже. Опишу условия работы курьером. Поговорим об устаревших заблуждениях насчёт работы курьером. Перечислю преимущества и недостатки работы в Яндексе.
1. Сколько зарабатывают курьеры Яндекс.Еда?
Начнём с самого базового - с денег. Проблема заключается в том, что выразить одним числом зарплату курьера довольно сложно. На неё наиболее сильно влияют три основных фактора:
- Погода.
- Сезон.
- Способ передвижения.
В плохую погоду, а также зимой зарплата может выходить до 1.5+ раз выше, чем в погожее и тёплое время года. Также нужно иметь ввиду, что сильно з/п различается у пешего, велосипедиста и авто-курьера. Если усреднять з/п по способам передвижения и усреднять з/п в год, то получится число, которое может сильно отличаться от вашего реального текущего дохода.
На какую сумму можно рассчитывать пешему курьеру?
1 час ≈ 240 ₽
Получается эта сумма следующим образом. В час чаще всего у вас будет 2 заказа. Вы чаще всего не ошибётесь, если будете считать стоимость одного заказа в 120 ₽. Соответственно за день примерно можно получить:
8 часов ≈ 2000 ₽
Эта сумма во первых приблизительна (плюс-минус 100-200 ₽), а во вторых минимальна. На неё более-менее твёрдо можно рассчитывать. Для вело-курьеров эту сумму можно умножать на 1,25 (≈2500). Для авто-курьеров на 1.5 (≈3000). За суммы для вело- и авто-курьеров ручаться не могу - сам я работал только пешком. Они основаны на сообщениях других курьеров из общего чата.
Положительным моментом здесь является то, что периодами зарплата существенно выше указанной суммы. Стоимость одного заказа может становиться в пару раз больше в "доходные" времена. Кроме того, з/п зависит не только от стоимости заказов. Например сервис почти постоянно предлагает бонусы за выполнение определенных "целей".
Предусмотрена минимальная оплата вашей работы на случаи если мало заказов. В последнее время это 200р/час на плановых сменах. Об этом подробнее ниже.
Бонусная система
Яндекс с непредсказуемой периодичностью назначает бонусы, причем они у всех курьеров разные. Можно выделить следующие категории таких непредсказуемых бонусов: "бонус, действующий несколько часов", "цель по заказам на день", "цель по заказам на несколько дней", "реактивационный бонус", "буст".
- Бонус, действующий несколько часов - это бонусная сумма, добавляемая к оплате каждого заказа. Может быть +60 ₽, +100 ₽ или другие. Появляются в плохую погоду или при высоком спросе.
- Цель по заказам на день - вам предлагают за 1 день выполнить n-заказов. Здесь очень важно отметить, что сумма этого бонуса обычно сходна у всех курьеров, а количество заказов зависит от того сколько вы заказов обычно доставляли в день, за период предыдущих пары недель.
В связи с этим, чтобы иметь возможность выполнять эту цель не стоит работать по 12 часов, выполняя максимум заказов, потому, что система может назначить вам такую цель, какую вы не успеете выполнить при всём желании. - Цель по заказам на несколько дней - то же, что и предыдущая цель, но больше срок выполнения. Это может быть 3-4 дня например. Количество заказов и сумма, соответственно больше.
- Реактивационный бонус - предлагается если не выходить на работу несколько недель или месяцев. Точный срок всегда разный. Вам так же предлагают сделать n-заказов за большой промежуток времени - месяц или несколько месяцев. Сумма данного бонуса бывает внушительной - около 20-30 тысяч. Количество заказов может быть около 100 на месяц или 200-400 на несколько месяцев.
- Буст - нововведение этого года (2025). Это доплата в виде процента к каждому заказу при условии выполнении цели за неделю или за месяц. Есть 2 вида бустов: короткий и длинный. Короткий - +15%, если делаете около 40 заказов в неделю. Длинный - +25%, если делаете около 250 заказов в месяц.
Данные бонусные доплаты привожу для ознакомления и ещё раз хочу отметить, что они непредсказуемы. Непредсказуемость заключается не только в периодичности назначения этих бонусов, но и в условиях их получения и видах этих бонусов.
Короче они то назначаются, то не назначаются. Одни виды бонусов появляются другие - исчезают.
Реферальная система
На сервисе работает программа "приведи новичка". Вы отправляете человеку, который либо никогда ранее не работал курьером в Яндекс.Еда, либо с момента его последнего заказа прошло 60 и более дней, реферальную ссылку, пройдя по которой человек регистрируется или заново активируется. Далее, если этот "новичок" выполняет определенное количество заказов за срок в 20 дней - вам выплачивается определенная сумма. При этом, "новичок" ещё должен соблюдать правила сервиса и не попасть в бан в течение первого месяца, а иначе бонус забирают обратно, вычитая из будущих заработков пригласившего.
Сумма реферального бонуса составляла обычно 15-25 тысяч рублей за 60-70 заказов новичка.
Данную реферальную программу курьеры используют с умом. Два человека договариваются о разделе реферального бонуса. То есть бонус приходит одному человеку, а он переводит, по условиям договорённости, часть бонуса другому - своему "новичку".
Многие курьеры в принципе выходят работать только за этими "рефералками" по истечении 60 дней с последнего заказа, а как сделают цель по заказам снова "впадают в спячку" ещё на 60 дней.
Надо сказать, что отношение к подобному "распиливанию рефералок" у курьеров разное. Хотя это, естественно, не запрещается сервисом - ведь с суммой, которая приходит пригласившему, тот может поступать на своё усмотрение - многие порицают такие махинации и боятся, что Яндекс может вообще тогда отменить реферальную программу или сделать сумму бонуса меньше.
Партнёрская программа
Кроме реферальной, действует также партнёрская программа по приглашению "новичков" на сервис. Любой человек, при оформлении самозанятости, может начать привлекать курьеров через "партнёрку". Большинство объявлений на интернет-площадках, размещающих вакансии о работе (Авито, HH.ru), созданы рекрутёрами, работающими через партнёрскую программу.
Суть там точно такая же, как и в предыдущем варианте. "Новичок" переходит по ссылке и регистрируется. Выполняет n-заказов (от 5 до 100). А пригласивший получает вознаграждение за "новичка".
Отличия касаются приглашающих. В партнёрской программе более строгие условия для приглашающих. Например с ними обещают расторгнуть договор если приглашенные новички в массе будут выполнять только минимальное количество заказов для бонуса. Зато и выплаты там больше (до 33к за 100 заказов новичка).
Таким образом, если вы собираетесь впервые устраиваться курьером в Яндекс, то будет довольно выгодно делать это через реферальную или партнёрскую программы с "распиливанием рефералки".
Пример хорошей рабочей недели
В качестве примера для данной статьи я приведу одну свою ближайшую рабочую неделю. Сразу предупрежу, что эта неделя именно "хорошая" и "удачная". Она не является релевантной для прогнозирования ваших возможных доходов. Я привожу её здесь исключительно ради примера, для наглядности, какой может быть рабочая неделя в доставке у пешего.
Такой может быть удачная неделя с двумя(!) целями по заказам подряд. Периоды с такими доходами возможны зимой. В данном случае, в конце февраля было ещё довольно холодно. Это и объясняет высокий доход за относительно небольшое количество рабочего времени.
2. Какие у курьеров "штрафы"
Почему у меня "штрафы" в кавычках - это не штрафы в привычном нам понимании. Вам не нужно их самостоятельно и непосредственно "из кошелька" оплачивать. Они просто вычитаются из будущих заработков. Сервис называет их не "штрафы", а корректировки - "корректировки вознаграждения".
С недавнего времени большое количество нарушений правил сервиса более не возмещается финансово. Раньше могли скорректировать вашу з/п на 1000 ₽ за повреждение заказа или передачу заказа не тому клиенту. Однако на данный момент за большинство нарушений предусмотрено снижение внутреннего рейтинга на сервисе без финансового взыскания.
В число корректировок с уменьшением будущих зарплат входят например: умышленная порча или утеря термосумки, а также преждевременный уход с текущей смены.
В остальных случаях вас просто могут заблокировать на сервисе.
3. График работы курьера
График работы в Яндексе абсолютно свободный. Вы сами можете выбирать когда и сколько работать. При этом есть 2 типа смен на выбор:
Свободная смена - её можно начать в любое время, когда работают магазины/рестораны и её можно закончить в любое время, после любого доставленного заказа. На свободные смены не действует минимальная оплата 200р/час. Также такую смену можно начать в любой локации в городе - хоть находясь у себя дома.
Плановая смена - это смены, которые вам предлагают взять на определенное время (например с 8:00 до 16:00). Минимальная длительность плановой смены чаще всего 4 часа. Вы можете закончить такую смену раньше времени только за корректировку. На плановые смены действует минимальная оплата 200р/час. Плановые смены разбиты по районам города и их ограниченное количество. Например: смены с 8:00 до 16:00 могут закончиться и вы не успеете взять себе такую - придется брать на другое время.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ
Минимальную оплату (в 200р/час) вы получаете только в том случае если за отработанное время сумма "за заказы" окажется меньше суммы "за часы".
Например:
1) Вы отработали 5 часов (200р/час*5 часов = 1000р). За 5 часов разнесли заказов на 975р. Вы получите за этот рабочий день 1000 рублей.
2) Вы отработали 5 часов. За это время разнесли заказов на 1250 рублей. Вы получите только 1250 рублей.
По моему опыту, обычно нет никакого преимущества в том, чтобы постоянно брать плановые смены. У вас почти всегда сумма "за заказы" будет выше суммы "за часы". Поэтому эта гарантия в 200р/час вам почти никогда не пригодится. Лучше работать в то время, когда вам удобно.
4. Максимальные расстояния для пеших курьеров в Яндексе
Одним из самых неприятных аспектов работы курьером является то, что иной заказ можно нести километра 3 от ресторана/магазина, проделав путь ещё в 3 километра до этого самого ресторана/магазина. Это одна из самых существенных проблем в работе, особенно для пеших курьеров. Поддержка курьеров обычно отвечает, что максимальное расстояние, пройденное в рамках одного заказа равно 6 километрам.
При этом хочу отдельно отметить, что наиболее вероятным расстоянием, которое придётся пройти пешком в рамках одного заказа можно считать 2-3 км, учитывая расстояние до ресторана/магазина и до клиента.
В Яндексе не фиксирована локация доставки. Точку старта своей смены курьер может выбирать самостоятельно, но дальше его может закинуть куда угодно. Вы можете начать рабочую смену около своего дома, а закончить на противоположном конце города. Справедливости ради стоит сказать, что иногда получается сделать, хоть и большой, но крюк, и, уйдя в начале смены "на противоположный конец города", в конце смены вернуться к дому - такое тоже бывает.
Маршруты для пеших курьеров строятся без учёта локальных трудностей проходимости на местности, опасности отдельных районов и без учёта здравого смысла в целом. Вас может вести через страшнейшие кушери, овраги, парки без асфальтированной дороги и через леса. Пойти адекватным хоть и более длинным путём можно, но с зачётом опоздания и возможным снижением рейтинга курьера.
Вполне проходимым, но не менее неприятным может быть маршрут через районы с бродячими собаками. В общем курьерском чате каждый год появлялись сообщения курьеров, которых покусали собаки. Пешие курьеры от этого застрахованы меньше всего. Учитывая, что вам чаще всего не захочется заморачиваться с отменой заказа в опасный район, не захочется получать за это снижение рейтинга, а в ряде случаев вы просто и не предвидите стаю собак в том или ином месте - нужно иметь ввиду, что с этим у каждого есть шанс столкнуться.
В целом, моя личная оценка проблем связанных с расстояниями и перемещениями пеших курьеров такова. Это одна из наиболее отвратительных проблем курьерства, только усугубляющаяся фактом небольшой оплаты труда.
5. Отменённые заказы
Если вы успели забрать заказ из ресторана или магазина и, пока шли до клиента, заказ отменили, с вами случается одна из самых приятных ситуаций в курьерской работе - отмена заказа. Отменённый заказ курьеры Яндекс.Еды могут забрать себе и "утилизировать на своё усмотрение" (как обычно отвечают в поддержке).
В Яндексе довольно часто отменяют заказы. По моему опыту - хотя бы раз в месяц выходит получить отменённый заказ. Стоимость заказов выходила разная. Это могли быть и небольшие заказы из "Макдональдсов", "KFC", "Вкусно и точка" (теперь) - до тысячи стоимостью. Однако пару раз выпадали "джекпоты" в три-четыре с лишним тысячи за заказ.
Отменить заказ могут внезапно, пока вы идёте к клиенту. Могут отменить по вашему обращению, если клиент не отвечает на звонки и не выходит забирать заказ. Вы можете остаться с заказом, который несёте в сумке, если вдруг, по уважительной причине, закончите смену в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств.
Итоги
Целью данной статьи не являлось выставить работу курьером Яндекса в плохом свете, как и, ни в коем случае, не являлось обратное - превознести её выше, чем она того заслуживает. Я считаю, что курьерство - это один из крайне немногочисленных вариантов подработок для студента, особенно очной формы, а также для людей, у которых нет возможности работать в полную занятость. Другое дело, что подработка эта крайне тяжела физически и психологически, а также низкооплачиваема.
Мне страшно представлять, что кто-то может быть вынужден иметь эту работу в качестве основной, при этом, будучи с кредитом, ипотекой или квартплатой на шее. Для последних работа в Яндексе курьером скорее не подойдёт. Вы потеряете на ней все нервы в связи с колебаниями оплаты и неуверенностью в размере з/п на каждый следующий месяц.
При всём при этом, в качестве подработки курьерство идёт вполне неплохо. Сочетание реферальных и реактивационных бонусов, свободного графика и повышенной оплаты труда в холодное время года делает курьерство неплохим вариантом для многих людей.
Здесь я постарался изложить вам основные проблемные темы работы в Яндексе "широкими мазками", а продолжу более подробно и конкретно в следующих публикациях. Спасибо за внимание!
Для связи
WhatsApp: +79601101365
Телеграмм: https://t.me/rab_kor
#ЯндексЕда, #курьер, #доставка, #опытработы, #подработка, #заработок, #бонусы, #реферальнаяпрограмма, #плюсыиминусы, #работакурьером, #подработкадлястудентов, #графикработы, #финансоваястабильность, #пешийкурьер, #условияработы.