Дорожные аварии происходят повсеместно и имеют различный характер. В одних случаях где-то произошло, например столкновение автомобилей, наезд на пешехода или «СИМовца», в других наезд на фонарный столб или съезд в кювет.
СИМовцы — это участники дорожного движения, использующие средства индивидуальной мобильности (СИМ), и представляют собой новую отдельную категорию. Например: электросамокат, самокат, моноколесо с электродвигателем и т.д.
И в то же время характер таких аварий бывает разный: от незначительных происшествий до серьёзных случаев с пострадавшими или погибшими. О том, какие бывают ДТП, почему они разделяются и как они оформляются, поговорим в данной статье. Поехали!
1) Основные виды ДТП.
Информация о ДТП постоянно обрабатывается в органах Госавтоинспекции. Анализом дорожной ситуации на всей территории России занимается Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Также, она вырабатывает методы по снижению числа ДТП. С научной точки зрения анализом ДТП и разработкой методов по уменьшению числа ДТП занимается научный центр безопасности дорожного движения МВД России. Обе эти организации изучают дорожные аварии с точки зрения науки и практики и вырабатывают идеи и методы, которые позволяют снизить количество дорожных аварий.
На практике выделяют 18 видов (12 видов и 5 подвидов) ДТП, но мы рассмотрим наиболее распространённые из них.
1) Столкновение ТС.
Этот вид происшествия характерен для автомобилей, находящихся в движении. Столкновения чаще всего происходят:
· «лоб в лоб» при выезде на встречную полосу движения;
· из-за несоблюдения дистанции или бокового интервала;
· при проезде перекрёстков.
Важно отметить, что если водитель совершил столкновение с автомобилем, который не двигался, то это считается другим видом ДТП — наездом на стоящее транспортное средство (ТС).
2) Опрокидывание ТС.
При опрокидывании транспорт при движении переворачивается или сваливается на бок. Такая авария может быть как самостоятельной, так и частью другого вида ДТП, например:
- столкновение ТС с опрокидыванием;
- съезд с дороги с последующим опрокидыванием.
При опрокидывании существует высокий риск получения серьёзных травм, вплоть до летального исхода.
3) Наезды.
Наезды транспортных средств на различные объекты или других участников дорожного движения могут быть:
- На стоящее ТС;
- На пешехода;
- На препятствие;
- На велосипедиста;
- На пользователя средства индивидуальной мобильности (СИМ);
- На гужевой транспорт;
- На животное.
Самым опасным видом ДТП среди наездов, является наезд на участника дорожного движения, ввиду нанесения ему существенного вреда здоровью.
4) Съезд ТС с дороги.
В этом случае обычно ущерб получает только тот, кто допустил съезд с дороги. Однако если в ходе съезда повреждается чужое имущество (дорожный знак, элемент дорожной инфраструктуры, забор участка и т. д.), то ущерб может быть причинён третьим лицам.
Важно помнить, что такой вид ДТП не всегда рождает обязанность водителя оставаться на месте ДТП и обращаться за помощью к сотрудникам полиции для его оформления.
В предыдущей статье был указан один важный момент, касаемый обязанности водителя не покидать место ДТП. Напомню, что согласно судебной практике, у водителя отсутствует обязанность не покидать место ДТП в том случае, если вред причинён только водителю, вред третьим лицам и другим участникам дорожного движения не причинён. В этом случае он может спокойно уехать по своим делам.
5) Иные виды ДТП.
К таким видам ДТП относятся, например:
- Падение груза. Когда какой-либо груз падает с ТС и повреждает другого участника дорожного движения.
- Отбрасывание (отсоединение предмета). Когда из-под колеса (гусеничной ленты) происходит отбрасывание предмета, либо отсоединение колеса, в результате которого причиняется вред имуществу либо здоровью.
- Наезды на лиц, которые не являются участниками дорожного движения. К таким относятся:
- рабочие при производстве дорожных работ;
- лица, осуществляющие какую-либо деятельность на дороге (торговля, ремонт ТС);
- должностное лицо, которое несёт службу (сотрудники ДПС, Госавтоинспекции, Минтранса).
Первые два вида относятся к бесконтактному ДТП, который очень трудно доказать и имеет массу вопросов.
При дорожных авариях всегда причиняется какой-либо вред. В зависимости от причинения вреда, ДТП можно оформить как самостоятельно, так и с помощью сотрудников полиции. Об этом мы поговорим дальше.
2) Какие ДТП можно оформить самостоятельно!
При незначительных повреждениях, вызванных дорожной аварией, можно оформить ДТП, не прибегая к помощи сотрудников полиции. К упрощённому порядку оформления, ДТП должна соответствовать следующим критериям:
- Вред причинён только имуществу участников ДТП,
- В данном ДТП участвовало два транспортных средства и оба застрахованы,
- Обстоятельства причинения вреда и характер повреждений не вызывает разногласий.
Дополнительно, если это возможно, водители обязаны освободить проезжую часть.
Таким способом можно оформить следующие виды ДТП:
· Столкновение транспортных средств, в том числе с последующим опрокидыванием;
· Наезд на стоящее транспортное средство.
Если при любом виде ДТП ранены либо погибли люди, либо причинён вред третьим лицам, оформить ДТП без сотрудников полиции будет невозможно. Об особенностях оформления ДТП сотрудниками полиции будет рассказано далее.
3) Какие ДТП оформляются только сотрудниками полиции!
Хотя самостоятельное оформление ДТП может быть быстрым и несложным, существуют ситуации, когда участие сотрудников полиции обязательно. Например:
· Столкновения двух и более транспортных средств, если был причинён вред здоровью или повреждены дорожные объекты.
· Все виды наездов на участников дорожного движения (пешеходов, велосипедистов, пользователей средств индивидуальной мобильности, животных, гужевой транспорт, препятствия).
· У участника ДТП отсутствует страховой полис ОСАГО.
· Причинён вред не только автотранспорту, но и другим объектам.
· Участников ДТП три и более автомобиля.
· Сумма ущерба превышает страховую сумму в 100 000 рублей по европротоколу. При оформлении через Госуслуги сумма увеличивается до 400 000 рублей.
Таким образом, после совершения ДТП любого вида необходимо сначала выполнить базовые обязанности водителя, а затем уже принимать решение о способе оформления происшествия.
Желаем удачи на дороге! Помните, что знания помогут вам быстро ориентироваться в правовых вопросах.
Оставайтесь с нами — скоро будут опубликованы другие полезные и интересные статьи. Подписывайтесь и следите за новостями!
#ПравовойДвиж#ПравоНаДороге#АвтоЮрист#ЗащитаПрав#ДорожноеПраво#ПДД#ЮридическаяПомощь#ПравовыеСоветы#АвтоБлог#БезопасностьНаДороге#ШтрафыГИБДД#ДТП#ПравовыеНовости#ЮридическаяЗащита#АвтоПраво#Законодательство#ПраваВодителей#ЮридическаяГрамотность#Автоэксперт#ПравовыеРешения