Античное искусство, охватывающее период от расцвета микенской цивилизации до падения Римской империи, представляет собой не просто совокупность художественных произведений, созданных в этот период, но фундаментальный пласт, на котором зиждется мировая культура. Его влияние на последующие эпохи и стили бесспорно и многогранно; оно прослеживается в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, философии. Античное наследие продолжает вдохновлять и формировать эстетические представления человечества, а многие фундаментальные принципы и идеи этой эпохи до сих пор определяют наше восприятие красоты и гармонии, оказав основополагающее влияние на развитие человеческой цивилизации и формирование её культурных кодов. Однако большим пластом античный культуры, который наименее изучен на данный момент, является ее живописное наследие. Живопись Древней Греции — это обширная и сложная тема, о которой мы знаем относительно немного по сравнению с, например, греческой скульптурой или архитектурой. Это связано не с тем, что живопись менее ценилась, чем другие виды изобразительного искусства, а с тем, что большинство живописных произведений того времени не сохранилось, и ученым даже с использованием современных технологий и методик до сих пор не удается получить полную картину о развитии живописи этой эпохи.
Несмотря на то, что античное искусство активно изучалось с научной точки зрения ещё с эпохи Возрождения и интерес к нему не угасал в последующие века, значительный прогресс в исследовании живописи Древней Греции произошёл только в последние десятилетия. Однако этот вид творчества остаётся наименее изученным, и даже разбирающиеся в искусстве люди зачастую не имеют о нём даже общего представления. Говоря об искусстве античности, которое является прародителем мировой художественной культуры, практически никогда не имеется ввиду живопись, влияние которой на произведения последующих мастеров сложно переоценить. Изучение этой темы особенно важно в наше время, когда различные направления в искусстве синтезируются, его цель и значение в обществе кардинально меняются, а современный человек часто имеет разрозненное представление об истории мировой художественной культуры, знание которой просто необходимо для понимания как событий прошлого, так и настоящего. Один из важнейших видов античного искусства в настоящее время незнаком большинству людей, хотя живопись древней Греции сыграла большую роль, заложив основы и каноны, которыми пользовались великие мастера последующих эпох и которыми пользуются до сих пор.
Эгейская цивилизация
Занимаясь исследованием живописи Древней Греции, необходимо проследить её истоки, которые уходят своими корнями в более ранние цивилизации, послужившие основой для всей античной культуры. Им, в первую очередь, является Эгейская, или Крито-Микенская цивилизация - общее название цивилизаций бронзового века в 3000-1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии, которые во многом территориально совпадают с Античной Грецией. Самые известные археологические культуры этого периода — минойская, или критская, и микенская, по которым он и получил своё название, но есть также несколько локальных культур, в частности кикладская и эллинская. Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другой, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.
Одна из богатейших своим искусством культур этого времена - Минойская цивилизация. Минойцы достигли высокого уровня мастерства в изобразительном искусстве, наиболее широко известны их фрески (большая часть сохранилась лишь фрагментарно и была восстановлена на основе исследований). Минойская архитектура представлена дворцовыми комплексами, наиболее известным из которых является Кносский дворец, дошедший до нас в виде руин. Минойские фрески также сохранились плохо из-за особенностей климата, нескольких разрушительных землетрясений и цунами, а также многочисленных завоеваний острова.
Фрески изображают людей, животных, растения, узоры и орнаменты. По изображениям людей можно судить о моде и повседневных занятиях минойцев. Встречаются как мужчины, так и женщины; разных статусов: от рыбаков и сборщиков шафрана до пышно одетых людей, которых обычно определяют как жрецов (жриц) или царей. Как и в древнеегипетском искусстве, мужчины и женщины изображались с разным цветом кожи — красновато-смуглый для мужчин и белый для женщин. Из животных встречаются обезьяны, быки, дельфины, рыбы, птицы, а также фантастические существа (например, грифон).
Для минойских фресок характерно наличие «рамки» из орнамента снизу и сверху, а иногда и с четырех сторон (как, например, в знаменитой фреске, изображающей игры с быком).
Все фрески выполнялись яркими цветами, без передачи светотени. Минойцам не была известна линейная перспектива.
Фрески используются для украшения стен в Кноссосе практически повсеместно. Они покрывают орнаментом пространство над окнами и дверями, потолки, деревянные балки, а иногда и полы дворцовых
комплексов. Изображены могут быть как абстрактные фигуры и геометрические рисунки, так предметные, размером от миниатюры до полноразмерных живописных «копий» один к одному. Иногда фреска также использовалась для подражания архитектурным особенностям, например, нижние части стен, расписанные «под мрамор». Хотя минойские фрески часто были украшены декоративными границами геометрических рисунков (спирали, диагонали, розетки и «лабиринты»), сама главная фреска порой выходила за их рамки, покрывая несколько стен, окружающих зрителя.
Фигура жнеца изображена с лицом и конечностями в профиль, но телом и глазом в анфас. Вероятно, подобно египтянам, таким образом минойцы стремились передать трехмерность и объём. Достаточно большое внимание уделяется деталям костюма, украшений; в живописи преобладает декоративность и стилизация. На этом примере может проследить развитое чувство композиции - лилии справа от жнеца выделены цветовым пятном, которое уравновешивает композицию.
Соседние и более поздние цивилизации в своей фресковой живописи опирались именно на минойскую культуру. Микенская культура, основанная греками и считающаяся самым ранним периодом в истории Древней Греции, не была исключением. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние микенского искусства, особенно в 1700—1500 гг. до н. э. Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм. Искусство 1500—1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе, но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям.
Время упадка (с 12 в. до н. э.), проникновения нового населения, в том числе дорийцев, выделяют в субмикенский и субминойский периоды; на этой основе начинается развитие собственно древнегреческой культуры.
Архаика
В период архаики (750—480 гг. до н. э) начинают формироваться каноны древнегреческого искусства, в том числе живописи. Единственные значительные примеры сохранившихся крупных картин периода архаики – терракотовые метопы (декоративные таблички) из храма Аполлона в Термоне в Аитолии – написаны около 630 г. до н.э. Графическое поле имеет площадь около двух футов, а фигуры занимают его полную высоту. Его цветовая палитра – черный, белый, фиолетовый и светло-коричневый (для мужской плоти). На метопах контуры и линии внутренних деталей нарисованы и не прорезаны, но разрез не был бы эффективен при работе такого масштаба, и в любом случае контурный рисунок был обычным явлением в современной росписи ваз за пределами Коринфа.
Эти метопы были, вероятно, не самыми ранними картинами в этой технике и не самыми амбициозными в свое время. Светло-коричневый для мужской плоти использовался в вазописи в течение одного поколения или около того до появления термонов и вполне мог быть заимствован из картин на дереве. Необычно запутанная сцена битвы на вазе Киджи, возможно, дает некоторое представление о более амбициозных картинах того времени. Метопы из-за их формы допускают только одиночные фигуры или небольшие компактные группы. Есть несколько похожих метопов, но чуть позже из Калидона, также в Аитолии, но они более повреждены.
Классический период
Классический период — время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры, который пришёлся на V—IV века до н. э. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений.
Вторая четверть V века — годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики — Полигнота. Полигнот из Тасоса был первым греческим художником, которого поздние критики признали великим мастером. Большая часть его работы была сделана в или около Афин вскоре после 480 г. до н.э. и все еще ценилась более чем через шестьсот лет. Его фигуры прославлялись за выражение характера и, по-видимому, у них был аристократический стиль лучшего высокого классического искусства. Его влияние почти наверняка чувствовалось в Парфеноне, особенно в его скульптурной живописи. Плиний приписывает ему различные новшества, большинство из которых уже произошло даже в росписи ваз, но еще одно важное новшество появилось в картинах Полигнота. Это было исследование представления глубины, где фигуры устанавливались на разных уровнях.
В пятом и четвертом веках была мода на четырехцветную живопись, четыре цвета – черный, белый, красный и желтый и их комбинации. Была также монохромная живопись, которая иногда имела эффект пастели, а иногда имитировала рельефную скульптуру. Темы тоже менялись. Большие композиции, особенно военные сцены, имели устойчивый, хотя и ограниченный рынок Карикатура может восходить к концу пятого века, а портретная живопись – к середине четвертого. Пейзаж, как самостоятельная отрасль искусства, не развивался вплоть до второго века.
Мозаика также получила широкое распространение в классический период. Известными образцами греческого искусства можно считать мозаики, найденные в Коринфе, Олинфе, Эретрии и Пелле (конец IV века до н. э.).
Эллинизм
Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта в 30 г. до н. э. Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение древнегреческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур, а также возникновение классического рабства.
Живопись в период эллинистического искусства поначалу преувеличивала пафос и развивала более богатый изобразительный стиль, но во втором веке началась академическая реакция, а вместе с ней и интенсивная адаптация и копирование. Из новых видов живописи пейзаж был, пожалуй, самым важным, хотя у нас есть только один хороший пример – неполный набор иллюстраций Одиссеи (ок. 150 г. до н.э.), найденный в доме на холме Эсквилин в Риме. Пейзажи Одиссеи были написаны в первом веке, но могут быть копиями картинок, появившихся на сто лет раньше. Здесь на фигурах преобладает обстановка, которая подчёркивается сильным светом и тенью, кисть грамотно отрывочна, а на расстоянии цвета исчезают с умением, которое показывает устоявшуюся практику.
Одно из самых значительных произведений, созданных в этот период – «Битва при иссе». Мозаика (50 г. н.э., копия оригинала, созданного в 300 г. до н.э.) изображает встречу Александра Македонского и персидского царя Дария в битве при реке Иссе в 333. Фон представляет собой белую пустоту и единственным объектом в нём является выбитое и безлистное дерево, вставленное, чтобы выделить Дария больше, чем пейзаж. На переднем плане тоже пусто, за исключением небольшого мусора от боевых действий. Интерес художника сосредоточен на его фигурах, смоделированных с ярким светом и оттенком, выражающих чувства и расположенных в многолюдной, но тщательно контролируемой композиции.
Мозаик, сделавший эту копию в первом веке, должно быть, усилил эффект оригинальной картины, поскольку её плавные линии и градации цвета должны были быть представлены квадратным мозаичным изображением, каждое из которых было одинакового тона; но даже в этом случае это – необычайный подвиг виртуозности, и тем более ценный, потому что среди наших остатков древней живописи нет ничего похожего на эту боевую фигуру. Без этой мозаики Александра мало кто из учеников мог бы поверить, что в греческом искусстве конца четвёртого века были подобные картины.
Примерно со 2 в. до н. э. Греция постоянно находилась под римским влиянием и потеряла свое политическое значение. Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя, а после 396 года составила центр Византии. Так закончилась история античной Греции, а вместе с тем – история ее живописи.