Одной из главных проблем при изучении истории является привычка школьников запоминать только факты, не обращая внимание или забывая о первопричинах или последствиях изучаемых ими явлений. Это, в свою очередь, ведет к непониманию закономерностей исторического процесса и простому бессознательному заучиванию дат, которые человек не может как-то связать и истолковать. Однако важно осознавать, что любое событие или процесс не возникает с пустого места. Так, убийство князя Игоря древлянами было не просто случайностью. Революционный процесс 1917 года также не являлся чем-то совершенно неожиданным для современников. Важно понять, что каждое событие имеет за собой целый ряд причин, предпосылок, факторов и т. д. История – это цепочка взаимосвязанных событий. Поэтому, чтобы понять причины, итоги, последствия и другие составляющие какого-либо факта, нам необходимо устанавливать причинно-следственные связи (ПСС). Именно этой конструкции будет посвящена сегодняшняя статья.
Понятие ПСС и особенности их формирования
Прежде всего, перед переходом к разбору значения понятия причинно-следственной связи, обращу внимание на историю появления этого термина. Впервые о необходимости поиска и выделения причин в истории заявил «отец истории» Геродот. Помимо того, что он ставил перед собой задачи описать события греко-персидских войн, Геродот задумался и над тем, почему они вели войны друг с другом. Фукидид, также один из крупнейших древнегреческих историков, в своём произведении «История» целенаправленно определял и указывал на причинно-следственные связи событий Пелопоннесской войны. Позже, историк Полибий поставил перед собой первостепенную задачу в поисках причин II Пунической войны, происходившей с 218 по 201 год до н. э. между Римом и Карфагеном, он отметил: «Вот почему с величайшей осмотрительностью следует отыскивать прежде всего причины каждого события, ибо часто незначительные обстоятельства ведут к событиям первостепенной важности». Принципы по выявлению причин и их последствий, на которых строились работы античных ученых, перешли в европейскую, а позднее и в российскую историческую науку.
Так что же такое причинно-следственная связь? Наиболее кратким, но в тоже время и содержательным, является следующее определение:
Причинно-следственная связь (ПСС) – это связь между историческими событиями, при которой одно событие/явление/процесс, которое называется причиной, порождает другое событие/явление/процесс, которое именуется следствием.
Рассмотрим данный принцип на конкретном примере: Укажите военно-стратегическую причину победы русских войск в Куликовской битве.
В наиболее общем виде ответить на вопрос можно так: В период сражения русские войска задействовали засадный полк (ПРИЧИНА). В решающий момент битвы полку был отдан приказ вступить в бой. Войска, под руководством Владимира Андреевича Храброго и Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского, сумели загнать татарскую конницу к реке, где и перебили её большую часть. Данная решающая стратегическая инициатива стала одной из причин победы войск Дмитрия Донского в Куликовской битве (ПОСЛЕДСТВИЕ).
Таким образом, Вы показывайте, что военно-стратегическая победа русского войска заключалась в действии засадного полка. Так Вы привели аргумент и показали причину.
Важное замечание. Ваша задача заключается в том, чтобы построить связь между причиной и последствием. Не следует просто приводить факт (причина согласно ПСС) и останавливаться на этом. Это будет рассчитано как ошибка, так как не будет показана сама причинно-следственная связь, не будет приведено её объяснение. То есть, если в ответе на вышеуказанный пример указано просто действие засадного полка (суждение никак не объясняет причину). Да, засадный полк помог, но как? Поэтому всегда нужно приводить подробное объяснение.
Разобравшись в том, что такое ПСС, стоит остановиться на таком важном моменте как понимание различий в таких понятиях как причина, предпосылка, повод, итог, последствие. Для наглядности, рассмотрю содержание этих терминов на примере русско-японской войны 1904-1905 гг.
Предпосылка – это условие, необходимое для того, чтобы причины стали работать. Иными словами, предпосылки можно назвать «причиной причин».
Предпосылками войны между Россией и Японии в 1904-1905 гг. являются: союзный договор между Россией и Китаем 1896 года, экономическое экспансия России в Корею, заключение Российско-китайской конвенции 1898 года, согласно которой нашей стране предоставлялась аренда Ляодунского полуострова с портом Порт-Артур сроком на 25 лет.
Причина – это конкретные события/процессы/явления, которые непосредственно приводят к более поздним событиям или результатам. То есть это то, из-за чего реально, объективно произошло то или иное действие.
Так, одной из основных причин Русско-японской войны 1904-1905 гг. являлось противоречие двух стран относительно контроля над такими территориями как Маньчжурии и Корея, Япония желала достичь главенства в Тихоокеанском регионе. Этот процесс невоенного противоборства, складывающийся из предпосылок, приведённых выше, в основном, имел место в 1890-х гг.
Повод – это некое основание, которое формально выдается в качестве официальной причины того или иного события, при этом, чаще всего, по сути этой причиной не являясь.
Поводом к войне послужила ситуация с телеграммами. Япония направила в Россию посла с целью разграничить сферы влияния на Дальнем Востоке. Затянувшимся процессом решил воспользоваться министр иностранных дел Японии Дзютаро Комура, который телеграфировал, что переговоры стоит прекратить в ввиду их нецелесообразности и протяженности. Дипломатические связи между странами были разорваны. Таким образом, государства перестали связывать какие-либо договоренности и обязательства, что позволило им делать все в своих интересах.
Также, в качестве дополнительного примера, можно вспомнить убийство в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, которое стало «причиной» начала Первой мировой войны. Конечно же война не была вызвана этим убийством. Объективными причинами были стремление целого ряда государств к переделу уже поделённого на сферы влияния мира.
Итог – это то, чем закончилось какое-либо событие/процесс/явление. То есть его результат.
Итогами войны стало заключение в 1905 году Портсмутского мирного договора. Согласно ему, Россия признавала Корею сферой влияния Японии, уступила Ляодунский полуостров и южную часть Сахалина, часть островов Курильской гряды и т. д.
Последствие – факт, к которому привело какое-либо событие/процесс/явление. Важное отличие от итогов заключается в том, что последствия, как правило, происходят не сразу после окончания или свершения события, а после него.
Так, одним из главных последствий Русско-японской войны стало усиление общественного недовольства населения действиями монархии, обещавшей быструю «маленькую победоносную войну» на фоне углубления революционного кризиса в стране.
Задания ЕГЭ на работу с причинно-следственными связями и их особенности
Рассмотрев значение составляющих ПСС, перейдем непосредственно к заданиям ЕГЭ: № 18 и 21, где необходимо использовать работу с ПСС.
Начнем с № 18. Выглядит оно следующим образом:
Для выполнения данного задания Вам необходимо ответить на три представленных вопроса. Максимально за №18 можно получить 3 балла (по одному баллу за каждый верный ответ). №21 также является заданием, где Вам необходимо раскрыть причинно-следственную связь между каким-либо событием или процессом. Звучит оно так:
Главное отличие заданий заключается в том, что если в №18 от Вас прямо просят указать причины или последствия события, то в №21 Вам необходимо построить ПСС с нуля, опираясь на условие, данное в задании. Возьмем пример восстания в Царстве Польском. Вас просят назвать причину восстания, связанную с влиянием внешнеполитических событий в других странах. Согласно ключам, Вы должны ответить так: в июле 1830 г., когда как во Франции вспыхнула революция, Николай I был готов послать войска для помощи французской монархии. Жители Царства Польского были возмущены этим решением. Угроза мобилизации стала одной из причин (поводом) к восстанию в Царстве Польском. Таким образом, в этом задании Вы должны, по сути, написать причину, объяснить её, и в конце своего ответа указать «формальную фразу» (то, о чем Вас спросили в вопросе) – «…стала одной из причин (поводом) к восстанию в Царстве Польском». Писать так необходимо, поскольку только так Ваш аргумент приобретает форму законченного ответа – «причина – объяснение – следствие».
А в №21 Вам дают суждение, которое необходимо подтвердить аргументированным ответом по конструкции «причина – объяснение – следствие» с нуля. То есть, возьмем за образец вышеуказанный пример, для России и Франции вы должны указать в первую очередь факт (то есть причину согласно ПСС) – войну с Японией 1904 – 1905 гг. и Франко-прусскую войну 1870 – 1871 гг. соответственно, далее очень кратко пояснить основное содержание этих войн, и в конце указать их последствия. Получается, что Вам необходимо выстроить ПСС с самого начала. «Формальные фразы», как в №18, Вы уже применить не сможете. К ним Вы должны подойти сами и написать, что это привело к отречению Наполеона III, прекращению Второй империи и провозглашению республики. Кстати, более подробно про выполнение заданий №21 вы можете почитать в моих статьях: статья 1 и статья 2.
Однако несмотря на такие нюансы, общий вид ответа в обоих заданиях должен быть законченным, а не обрывистым. Вы должны четко и грамотно аргументировать свои мысли.
Типичные ошибки в построении ПСС
Изучив некоторые особенности заданий №18 и 21 перейдем к типичным ошибкам, которые допускают экзаменуемые. Рассмотрю я их на примере №18, поскольку ошибки, допускаемые в этом номере, в целом аналогичны и для №21
1 – Ответ не раскрывает причинно-следственную связь. В основном это предусматривает то, что выпускник просто констатирует факт. Ваше суждение может быть и правильным, однако если оно слишком краткое, то это не позволит проверяющим разобраться в том, понимает ли сдающий как то информацию, которую он указал в своем ответе. Объясню на примере:
В 1773 г. вспыхнуло восстание под предводительством Е.И. Пугачева. Укажите: причину восстания, связанную с внешнеполитическими обстоятельствами.
Некорректным будет следующий ответ: "Участие России в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг." Да, это верно, но данное утверждение не несет в себе какой-то конкретной связи с восстанием под руководством Пугачева. Правильно ответить следовало бы так: "Одной из причин восстания под руководством Е.И. Пугачева является Русско-турецкая война 1768-1774 гг. (ФАКТ) Несмотря на то, что Россия одержала победу в этой войне и приобрела ряд территорий, внутреннее положение страны пребывало в тяжелом состоянии. Война усугубила тяготы крестьянского населения, вынужденного нести дополнительные повинности и рекрутские наборы. Экономическое бремя военных расходов ложилось на плечи крестьян, усиливая их обнищание. Война также способствовала ослаблению центральной власти в отдаленных регионах, что создавало благоприятные условия для распространения слухов и подстрекательских призывов. Эти недовольства, связанные с внешней политикой, вылились в восстание Пугачева (СЛЕДСТВИЕ)."
Не стоит полагать, что вам зачтут краткий верно написанный ответ в виде простой констатации факта. Перед проверяющими стоит задача зафиксировать ваши навыки аргументировать и объяснять факты, а не только лишь верно подобрать исторические события.
2 – Фактические ошибки в причинно-следственных связях. Фактические ошибки могут встречаться как в некорректных или неправильно приведенных фактах для дальнейшей аргументации: причин и последствий, а также неверно указанных дат и имен исторических личностей и т. д. Примеры:
Причины и последствия восстания в Кронштадте: последствие для соц-экономики / экономического курса большевиков. Ответ: На XI съезде РКП(б) большевики приняли решение о замене продразверстки продналогом – это было одним из требований восставших в Кронштадте. (Данное решение было на X съезде РКП(б))
Таким образом, перед ответом на вопрос Вы должны подобрать корректные и верные факты, которые бы не противоречили вашему вопросу. Всегда, после каждого ответа, проверьте что Вы написали. Убедитесь в правоте написанного.
3 – Непонимание разницы между причинами/предпосылками и итогами/последствиями.
Например, укажите одно из любых последствий Северной войны 1700 – 1721 гг. Последствием Северной войны для России стало получение выхода к Балтийскому морю, решение, тем самым, одной из важнейших внешнеполитических и экономических задач. Выход к морю – это, скорее, не последствие, а итог. Ответить стоило бы так: одним из последствий Северной войны стало окончательное оформление абсолютистской монархии в России. Титул императора, принятый Петром I в 1921 году, символизировал не только его личную власть, но и возвеличивал статус государства на международной арене. А территориальные приобретения и усиление роли России в международных делах, вызванные победой в войне, способствовали усилению авторитета как страны в целом, так и фигуры императора в частности, приводя к упрочнению самодержавной власти внутри страны.
4 – Использовании при формулировке причинно-следственных связей оценочных суждений. Избегайте таких фраз как «не любили», «обожали», и других синонимичных слов бессодержательного характера. Эксперты могут расценить такие изложения как рассуждения общего характера.
В 1801 году Павел Первый был свергнут в ходе дворцового переворота. Укажите причину, по которой дворянство стремилось свергнуть Павла Первого.
Неправильный вариантом ответа могло бы быть суждение такого характера: "Причиной, по которой дворяне стремились свергнуть Павла I, стало то, что представителям данного сословия не нравилась политика императора по отношению к ним."
Методы подготовки к заданиям на ПСС
Что касается подготовки к заданиям на причинно-следственные связи, то я рекомендую несколько наиболее действенных способов:
1) В первую очередь, подготовка к любому заданию, в том числе и на ПСС, начинается с чтения литературы. Вам необходимо разбираться во всех особенностях и периодах истории России, информацию о которых можно найти в книге. Только благодаря данному способу Вы сможете узнать об исторических фактах, проследить их связь с последующими событиями, рассмотреть их особенности и т. д. Набор литературы, который бы я порекомендовал для того чтобы наработать базу для работы с заданиями 18 и 21, достаточно стандартный. Прежде всего, освойте материал школьного учебника. Далее я бы порекомендовал ознакомиться с учебными пособиями по истории для студентов ВУЗов: «История России с древнейших времён до начала XXI века» в трёх томах под ред. Л. В. Милова, История России: учебник для вузов под ред. М.Н. Зуева, История России в 2-х частях В. В. Кириллова и др.
2) Разбирайте задания прошлых лет. Что касается № 18, то можно решать и бывшее задание № 17 (Версии ЕГЭ по истории прошлых лет). Оно сильно не отличаются от актуальных и нацелено на проверку тех же знаний, что и в № 18.
3) Также могу порекомендовать выполнять в качестве подводящего упражнения задание № 6 ОГЭ по истории. В данном вопросе Вам необходимо соотнести факты и тезисы. Ученикам даётся на выбор четыре предложения: два факта и два тезиса. Несмотря на то, что это задание уровня ОГЭ, оно помогает научиться видеть различия между «причиной» и «следствием» и выработать навык определения ПСС.
4) После каждой прочитанной и изученной темы советую составлять сводную таблицу, в которой Вы будете работать с заданием № 18 по какой-то конкретной теме. Объясню на примере. В первой графе Вы пишите название вопроса, например: Во второй половине своего правления Александр I отказался от проведения либерального курса и реформ. А в двух других колонках Вы должны ответить на этот вопрос по следующим критериям: «Причины перехода к либеральному курсу», «Итоги проведения данной политики». По желанию Вы можете расширять таблицу, добавляя некоторые столбцы (Предпосылки, последствия и др.).
Таким образом, в заключение, я хотел бы сказать, что понимание причинно-следственных связей в истории является ключом к осмыслению настоящего и, в частности, прогнозированию будущего. История – это не просто перечень дат и имен, а сложная сеть взаимосвязанных событий, где каждое действие влечет за собой последствие. Изучение этих связей позволяет выявлять закономерности, а главное понять, почему определенные события произошли, и как они повлияли на дальнейший ход истории. Без анализа причинно-следственных связей история превращается в бессвязный набор фактов, лишенных смысла. Что касается ЕГЭ, то умение работать с установлением ПСС является базовым и необходимым навыком при выполнении заданий экзамена. Для того, чтобы хорошо разобраться в этом вопросе, Вам необходима постоянная практика. А заключается данная подготовка в чтении литературы и умении вычленить оттуда важную информацию, позволяющую узнать сведения о событии или процессе в формате «предпосылки-причины-итоги-последствия». Также будет очень полезно найти преподавателя/учителя/репетитора, который сможет грамотно проверить и прокомментировать ваши ответы, указать на проблемные моменты. В этой связи, говоря о себе и своей работе, отмечу, что стараюсь обращать внимание на причинно-следственные связи и работу с ними практически на каждом занятии, не упускать этот важный момент. Поэтому, если вы ищите наставника для подготовки к ЕГЭ (а может, и к олимпиадам), то смело можете записываться ко мне на консультацию, где мы коснёмся всех важных вопросов.
Для записи на личную консультацию переходите по ссылкам здесь:
1. Мой сайт: https://al-hist.ru/
2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history
3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history
4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ