Найти в Дзене

Причинно-следственные связи (ПСС) и ЕГЭ по истории

Одной из главных проблем при изучении истории является привычка школьников запоминать только факты, не обращая внимание или забывая о первопричинах или последствиях изучаемых ими явлений. Это, в свою очередь, ведет к непониманию закономерностей исторического процесса и простому бессознательному заучиванию дат, которые человек не может как-то связать и истолковать. Однако важно осознавать, что любое событие или процесс не возникает с пустого места. Так, убийство князя Игоря древлянами было не просто случайностью. Революционный процесс 1917 года также не являлся чем-то совершенно неожиданным для современников. Важно понять, что каждое событие имеет за собой целый ряд причин, предпосылок, факторов и т. д. История – это цепочка взаимосвязанных событий. Поэтому, чтобы понять причины, итоги, последствия и другие составляющие какого-либо факта, нам необходимо устанавливать причинно-следственные связи (ПСС). Именно этой конструкции будет посвящена сегодняшняя статья. Прежде всего, перед перех
Оглавление

Одной из главных проблем при изучении истории является привычка школьников запоминать только факты, не обращая внимание или забывая о первопричинах или последствиях изучаемых ими явлений. Это, в свою очередь, ведет к непониманию закономерностей исторического процесса и простому бессознательному заучиванию дат, которые человек не может как-то связать и истолковать. Однако важно осознавать, что любое событие или процесс не возникает с пустого места. Так, убийство князя Игоря древлянами было не просто случайностью. Революционный процесс 1917 года также не являлся чем-то совершенно неожиданным для современников. Важно понять, что каждое событие имеет за собой целый ряд причин, предпосылок, факторов и т. д. История – это цепочка взаимосвязанных событий. Поэтому, чтобы понять причины, итоги, последствия и другие составляющие какого-либо факта, нам необходимо устанавливать причинно-следственные связи (ПСС). Именно этой конструкции будет посвящена сегодняшняя статья.

Понятие ПСС и особенности их формирования

Прежде всего, перед переходом к разбору значения понятия причинно-следственной связи, обращу внимание на историю появления этого термина. Впервые о необходимости поиска и выделения причин в истории заявил «отец истории» Геродот. Помимо того, что он ставил перед собой задачи описать события греко-персидских войн, Геродот задумался и над тем, почему они вели войны друг с другом. Фукидид, также один из крупнейших древнегреческих историков, в своём произведении «История» целенаправленно определял и указывал на причинно-следственные связи событий Пелопоннесской войны. Позже, историк Полибий поставил перед собой первостепенную задачу в поисках причин II Пунической войны, происходившей с 218 по 201 год до н. э. между Римом и Карфагеном, он отметил: «Вот почему с величайшей осмотрительностью следует отыскивать прежде всего причины каждого события, ибо часто незначительные обстоятельства ведут к событиям первостепенной важности». Принципы по выявлению причин и их последствий, на которых строились работы античных ученых, перешли в европейскую, а позднее и в российскую историческую науку.

-2

Так что же такое причинно-следственная связь? Наиболее кратким, но в тоже время и содержательным, является следующее определение:

Причинно-следственная связь (ПСС) – это связь между историческими событиями, при которой одно событие/явление/процесс, которое называется причиной, порождает другое событие/явление/процесс, которое именуется следствием.

Рассмотрим данный принцип на конкретном примере: Укажите военно-стратегическую причину победы русских войск в Куликовской битве.

В наиболее общем виде ответить на вопрос можно так: В период сражения русские войска задействовали засадный полк (ПРИЧИНА). В решающий момент битвы полку был отдан приказ вступить в бой. Войска, под руководством Владимира Андреевича Храброго и Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского, сумели загнать татарскую конницу к реке, где и перебили её большую часть. Данная решающая стратегическая инициатива стала одной из причин победы войск Дмитрия Донского в Куликовской битве (ПОСЛЕДСТВИЕ).

Засадный полк в Куликовской битве 1380 года
Засадный полк в Куликовской битве 1380 года

Таким образом, Вы показывайте, что военно-стратегическая победа русского войска заключалась в действии засадного полка. Так Вы привели аргумент и показали причину.

Важное замечание. Ваша задача заключается в том, чтобы построить связь между причиной и последствием. Не следует просто приводить факт (причина согласно ПСС) и останавливаться на этом. Это будет рассчитано как ошибка, так как не будет показана сама причинно-следственная связь, не будет приведено её объяснение. То есть, если в ответе на вышеуказанный пример указано просто действие засадного полка (суждение никак не объясняет причину). Да, засадный полк помог, но как? Поэтому всегда нужно приводить подробное объяснение.

-4

Разобравшись в том, что такое ПСС, стоит остановиться на таком важном моменте как понимание различий в таких понятиях как причина, предпосылка, повод, итог, последствие. Для наглядности, рассмотрю содержание этих терминов на примере русско-японской войны 1904-1905 гг.

Предпосылка – это условие, необходимое для того, чтобы причины стали работать. Иными словами, предпосылки можно назвать «причиной причин».

Предпосылками войны между Россией и Японии в 1904-1905 гг. являются: союзный договор между Россией и Китаем 1896 года, экономическое экспансия России в Корею, заключение Российско-китайской конвенции 1898 года, согласно которой нашей стране предоставлялась аренда Ляодунского полуострова с портом Порт-Артур сроком на 25 лет.

Причина – это конкретные события/процессы/явления, которые непосредственно приводят к более поздним событиям или результатам. То есть это то, из-за чего реально, объективно произошло то или иное действие.

Так, одной из основных причин Русско-японской войны 1904-1905 гг. являлось противоречие двух стран относительно контроля над такими территориями как Маньчжурии и Корея, Япония желала достичь главенства в Тихоокеанском регионе. Этот процесс невоенного противоборства, складывающийся из предпосылок, приведённых выше, в основном, имел место в 1890-х гг.

Повод – это некое основание, которое формально выдается в качестве официальной причины того или иного события, при этом, чаще всего, по сути этой причиной не являясь.

Поводом к войне послужила ситуация с телеграммами. Япония направила в Россию посла с целью разграничить сферы влияния на Дальнем Востоке. Затянувшимся процессом решил воспользоваться министр иностранных дел Японии Дзютаро Комура, который телеграфировал, что переговоры стоит прекратить в ввиду их нецелесообразности и протяженности. Дипломатические связи между странами были разорваны. Таким образом, государства перестали связывать какие-либо договоренности и обязательства, что позволило им делать все в своих интересах.

Также, в качестве дополнительного примера, можно вспомнить убийство в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, которое стало «причиной» начала Первой мировой войны. Конечно же война не была вызвана этим убийством. Объективными причинами были стремление целого ряда государств к переделу уже поделённого на сферы влияния мира.

Итог – это то, чем закончилось какое-либо событие/процесс/явление. То есть его результат.

Итогами войны стало заключение в 1905 году Портсмутского мирного договора. Согласно ему, Россия признавала Корею сферой влияния Японии, уступила Ляодунский полуостров и южную часть Сахалина, часть островов Курильской гряды и т. д.

Последствие – факт, к которому привело какое-либо событие/процесс/явление. Важное отличие от итогов заключается в том, что последствия, как правило, происходят не сразу после окончания или свершения события, а после него.

Так, одним из главных последствий Русско-японской войны стало усиление общественного недовольства населения действиями монархии, обещавшей быструю «маленькую победоносную войну» на фоне углубления революционного кризиса в стране.

-5

Задания ЕГЭ на работу с причинно-следственными связями и их особенности

Рассмотрев значение составляющих ПСС, перейдем непосредственно к заданиям ЕГЭ: № 18 и 21, где необходимо использовать работу с ПСС.

Начнем с № 18. Выглядит оно следующим образом:

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2024 года
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2024 года

Для выполнения данного задания Вам необходимо ответить на три представленных вопроса. Максимально за №18 можно получить 3 балла (по одному баллу за каждый верный ответ). №21 также является заданием, где Вам необходимо раскрыть причинно-следственную связь между каким-либо событием или процессом. Звучит оно так:

Из сборника И.А. Артасова ЕГЭ по истории 2023 г.
Из сборника И.А. Артасова ЕГЭ по истории 2023 г.

Главное отличие заданий заключается в том, что если в №18 от Вас прямо просят указать причины или последствия события, то в №21 Вам необходимо построить ПСС с нуля, опираясь на условие, данное в задании. Возьмем пример восстания в Царстве Польском. Вас просят назвать причину восстания, связанную с влиянием внешнеполитических событий в других странах. Согласно ключам, Вы должны ответить так: в июле 1830 г., когда как во Франции вспыхнула революция, Николай I был готов послать войска для помощи французской монархии. Жители Царства Польского были возмущены этим решением. Угроза мобилизации стала одной из причин (поводом) к восстанию в Царстве Польском. Таким образом, в этом задании Вы должны, по сути, написать причину, объяснить её, и в конце своего ответа указать «формальную фразу» (то, о чем Вас спросили в вопросе) – «…стала одной из причин (поводом) к восстанию в Царстве Польском». Писать так необходимо, поскольку только так Ваш аргумент приобретает форму законченного ответа – «причина – объяснение – следствие».

А в №21 Вам дают суждение, которое необходимо подтвердить аргументированным ответом по конструкции «причина – объяснение – следствие» с нуля. То есть, возьмем за образец вышеуказанный пример, для России и Франции вы должны указать в первую очередь факт (то есть причину согласно ПСС) – войну с Японией 1904 – 1905 гг. и Франко-прусскую войну 1870 – 1871 гг. соответственно, далее очень кратко пояснить основное содержание этих войн, и в конце указать их последствия. Получается, что Вам необходимо выстроить ПСС с самого начала. «Формальные фразы», как в №18, Вы уже применить не сможете. К ним Вы должны подойти сами и написать, что это привело к отречению Наполеона III, прекращению Второй империи и провозглашению республики. Кстати, более подробно про выполнение заданий №21 вы можете почитать в моих статьях: статья 1 и статья 2.

Однако несмотря на такие нюансы, общий вид ответа в обоих заданиях должен быть законченным, а не обрывистым. Вы должны четко и грамотно аргументировать свои мысли.

Типичные ошибки в построении ПСС

Изучив некоторые особенности заданий №18 и 21 перейдем к типичным ошибкам, которые допускают экзаменуемые. Рассмотрю я их на примере №18, поскольку ошибки, допускаемые в этом номере, в целом аналогичны и для №21

1 – Ответ не раскрывает причинно-следственную связь. В основном это предусматривает то, что выпускник просто констатирует факт. Ваше суждение может быть и правильным, однако если оно слишком краткое, то это не позволит проверяющим разобраться в том, понимает ли сдающий как то информацию, которую он указал в своем ответе. Объясню на примере:

В 1773 г. вспыхнуло восстание под предводительством Е.И. Пугачева. Укажите: причину восстания, связанную с внешнеполитическими обстоятельствами.

Некорректным будет следующий ответ: "Участие России в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг." Да, это верно, но данное утверждение не несет в себе какой-то конкретной связи с восстанием под руководством Пугачева. Правильно ответить следовало бы так: "Одной из причин восстания под руководством Е.И. Пугачева является Русско-турецкая война 1768-1774 гг. (ФАКТ) Несмотря на то, что Россия одержала победу в этой войне и приобрела ряд территорий, внутреннее положение страны пребывало в тяжелом состоянии. Война усугубила тяготы крестьянского населения, вынужденного нести дополнительные повинности и рекрутские наборы. Экономическое бремя военных расходов ложилось на плечи крестьян, усиливая их обнищание. Война также способствовала ослаблению центральной власти в отдаленных регионах, что создавало благоприятные условия для распространения слухов и подстрекательских призывов. Эти недовольства, связанные с внешней политикой, вылились в восстание Пугачева (СЛЕДСТВИЕ)."

Не стоит полагать, что вам зачтут краткий верно написанный ответ в виде простой констатации факта. Перед проверяющими стоит задача зафиксировать ваши навыки аргументировать и объяснять факты, а не только лишь верно подобрать исторические события.

2 – Фактические ошибки в причинно-следственных связях. Фактические ошибки могут встречаться как в некорректных или неправильно приведенных фактах для дальнейшей аргументации: причин и последствий, а также неверно указанных дат и имен исторических личностей и т. д. Примеры:

Причины и последствия восстания в Кронштадте: последствие для соц-экономики / экономического курса большевиков. Ответ: На XI съезде РКП(б) большевики приняли решение о замене продразверстки продналогом – это было одним из требований восставших в Кронштадте. (Данное решение было на X съезде РКП(б))

Таким образом, перед ответом на вопрос Вы должны подобрать корректные и верные факты, которые бы не противоречили вашему вопросу. Всегда, после каждого ответа, проверьте что Вы написали. Убедитесь в правоте написанного.

3 – Непонимание разницы между причинами/предпосылками и итогами/последствиями.

Например, укажите одно из любых последствий Северной войны 1700 – 1721 гг. Последствием Северной войны для России стало получение выхода к Балтийскому морю, решение, тем самым, одной из важнейших внешнеполитических и экономических задач. Выход к морю это, скорее, не последствие, а итог. Ответить стоило бы так: одним из последствий Северной войны стало окончательное оформление абсолютистской монархии в России. Титул императора, принятый Петром I в 1921 году, символизировал не только его личную власть, но и возвеличивал статус государства на международной арене. А территориальные приобретения и усиление роли России в международных делах, вызванные победой в войне, способствовали усилению авторитета как страны в целом, так и фигуры императора в частности, приводя к упрочнению самодержавной власти внутри страны.

4 – Использовании при формулировке причинно-следственных связей оценочных суждений. Избегайте таких фраз как «не любили», «обожали», и других синонимичных слов бессодержательного характера. Эксперты могут расценить такие изложения как рассуждения общего характера.

В 1801 году Павел Первый был свергнут в ходе дворцового переворота. Укажите причину, по которой дворянство стремилось свергнуть Павла Первого.

Неправильный вариантом ответа могло бы быть суждение такого характера: "Причиной, по которой дворяне стремились свергнуть Павла I, стало то, что представителям данного сословия не нравилась политика императора по отношению к ним."

Методы подготовки к заданиям на ПСС

Что касается подготовки к заданиям на причинно-следственные связи, то я рекомендую несколько наиболее действенных способов:

1) В первую очередь, подготовка к любому заданию, в том числе и на ПСС, начинается с чтения литературы. Вам необходимо разбираться во всех особенностях и периодах истории России, информацию о которых можно найти в книге. Только благодаря данному способу Вы сможете узнать об исторических фактах, проследить их связь с последующими событиями, рассмотреть их особенности и т. д. Набор литературы, который бы я порекомендовал для того чтобы наработать базу для работы с заданиями 18 и 21, достаточно стандартный. Прежде всего, освойте материал школьного учебника. Далее я бы порекомендовал ознакомиться с учебными пособиями по истории для студентов ВУЗов: «История России с древнейших времён до начала XXI века» в трёх томах под ред. Л. В. Милова, История России: учебник для вузов под ред. М.Н. Зуева, История России в 2-х частях В. В. Кириллова и др.

2) Разбирайте задания прошлых лет. Что касается № 18, то можно решать и бывшее задание № 17 (Версии ЕГЭ по истории прошлых лет). Оно сильно не отличаются от актуальных и нацелено на проверку тех же знаний, что и в № 18.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2022 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории за 2022 год

3) Также могу порекомендовать выполнять в качестве подводящего упражнения задание № 6 ОГЭ по истории. В данном вопросе Вам необходимо соотнести факты и тезисы. Ученикам даётся на выбор четыре предложения: два факта и два тезиса. Несмотря на то, что это задание уровня ОГЭ, оно помогает научиться видеть различия между «причиной» и «следствием» и выработать навык определения ПСС.

4) После каждой прочитанной и изученной темы советую составлять сводную таблицу, в которой Вы будете работать с заданием № 18 по какой-то конкретной теме. Объясню на примере. В первой графе Вы пишите название вопроса, например: Во второй половине своего правления Александр I отказался от проведения либерального курса и реформ. А в двух других колонках Вы должны ответить на этот вопрос по следующим критериям: «Причины перехода к либеральному курсу», «Итоги проведения данной политики». По желанию Вы можете расширять таблицу, добавляя некоторые столбцы (Предпосылки, последствия и др.).

Таким образом, в заключение, я хотел бы сказать, что понимание причинно-следственных связей в истории является ключом к осмыслению настоящего и, в частности, прогнозированию будущего. История – это не просто перечень дат и имен, а сложная сеть взаимосвязанных событий, где каждое действие влечет за собой последствие. Изучение этих связей позволяет выявлять закономерности, а главное понять, почему определенные события произошли, и как они повлияли на дальнейший ход истории. Без анализа причинно-следственных связей история превращается в бессвязный набор фактов, лишенных смысла. Что касается ЕГЭ, то умение работать с установлением ПСС является базовым и необходимым навыком при выполнении заданий экзамена. Для того, чтобы хорошо разобраться в этом вопросе, Вам необходима постоянная практика. А заключается данная подготовка в чтении литературы и умении вычленить оттуда важную информацию, позволяющую узнать сведения о событии или процессе в формате «предпосылки-причины-итоги-последствия». Также будет очень полезно найти преподавателя/учителя/репетитора, который сможет грамотно проверить и прокомментировать ваши ответы, указать на проблемные моменты. В этой связи, говоря о себе и своей работе, отмечу, что стараюсь обращать внимание на причинно-следственные связи и работу с ними практически на каждом занятии, не упускать этот важный момент. Поэтому, если вы ищите наставника для подготовки к ЕГЭ (а может, и к олимпиадам), то смело можете записываться ко мне на консультацию, где мы коснёмся всех важных вопросов.

Для записи на личную консультацию переходите по ссылкам здесь:

1. Мой сайт: https://al-hist.ru/

2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history

3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history

4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ