После разочарования в большинстве голливудских новинок последнего времени появилось сильное желание пересмотреть что-нибудь из самого раннего детства и сравнить свои ощущения сейчас и тогда.
Напомню, что в период с 1991 по 1993 годы, не говоря уже про конец 80х, отечественное советское кино ещё очень активно транслировалось по нашему телевидению и составляло достойную конкуренцию, хлынувшим с Запада иностранным фильмам, типа "Бесконечной истории" 1984 года, которые могли посмотреть только счастливые обладатели видеомагнитофонов.
И вот, как раз, по обычному ТВ, я и увидел детскую фантастическую ленту "Лиловый шар" (1987) с Алисой Селезневой из "Гостьи из будущего" (1984) в главной роли, которую сыграла Наташа Гусева.
Естественно, когда я ходил в начальную школу, то я понятия не имел, что обе эти киноработы являются экранизацией литературных произведений писателя Кира Булычева (1934-2003).
Также, только посмотрев "Лиловый шар" в современное время, я понял, что там было задействовано большое количество популярных советских актеров, имена которых у многих до сих пор на слуху. Например, такие как Виктор Павлов, Игорь Ясулович, Сергей Никоненко, которых, даже зная, не сразу узнаешь в гриме.
Эта троица изображает трех сказочных героев (слева направо): Людоеда (Павлов), Кощея Бессмертного (Ясулович) и Коноеда (Никоненко). Но, причем здесь сказка, когда это должна быть фантастика? Может спросить тот, кто никогда не видел и не слышал об этой картине. И правда? Но начинается всё более, чем футуристически.
Звездолёт "Пегас" бороздит просторы бескрайнего космоса. На его борту всего три человека: ученый - профессор Селезнев в исполнении Бориса Щербакова, его дочка Алиса Селезнева и капитан корабля по фамилии Зеленый.
Но тут сразу добавляются нюансы. Алиса в путешествие взяла с собой настоящую живую лягушку, которую на дух не переносит капитан Зеленый. Но девочка утверждает, что земноводное - это заколдованная принцесса, которую она привезла с собой из экспедиции в Эпоху Легенд.
Эпоха Легенд - это место из далекого прошлого, где живут сказочные герои, необычные существа и куда можно попасть только с помощью Машины времени.
Неожиданно "Пегас" натыкается на таинственное судно, летящее в сторону Земли. Сначала члены экипажа думают, что это аппарат, на котором находится их друг по имени Громозека, но выясняется, что перед ними враждебный корабль под названием "Черный странник".
Капитан Зеленый и Алиса отправляются на исследование "Черного странника" и там натыкаются на Громозеку в исполнении Вячеслава Невинного, который также заметил дрейфующее в бескрайнем пространстве судно.
Как многие помнят, Невинный играл одного из космических пиратов по прозвищу Весельчак У в "Гостье из будущего", но в "Лиловом шаре" он выступает в положительном амплуа четырёхрукого существа с другой планеты.
Во время исследования "Черного странника" Алиса находит странный шар лилового цвета, в котором, как оказывается, скрыт Вирус вражды. Действие фильма в этот момент в соответствии с названием судна происходит почти в полной темноте.
И если шар разбить, то все вокруг начинают убивать друг друга. Что собственно и произошло на "Страннике", где случайно разбился один из артефактов и члены команды истребили друг друга.
Об этом Алиса и её спутники узнают, когда возвращаются на "Пегас" и прослушивают бортовой самописец "Странника".
Также они выясняют, что злодеи с вымершего корабля 10 тысяч лет назад спрятали на Земле ещё один Лиловый шар, который должен взорваться через 10 дней. И соответственно на нашей планете после этого должны начаться войны и истребление человечества.
Капитан Зеленый отдает приказ срочно возвращаться на Землю, чтобы предотвратить катастрофу, но по прибытии "Пегас" задерживают и отправляют на принудительный карантин.
Поэтому Алиса и Громозека, используя Машину времени, тайком отправляются в Эпоху Легенд, чтобы проследить, где злодеи с "Черного странника" спрячут шар, а затем добыть и обезвредить артефакт.
Далее картина превращается из фантастики в сказку. И тут я хочу сделать некоторые промежуточные выводы по первой половине фильма. Что мне точно понравилось, так это актерская игра.
Отец Алисы и капитан Зеленый выглядят очень убедительно. Но всех их затмевает Вячеслав Невинный и его Громозека. Наверно после Алисы, это самый запоминающийся персонаж.
В других публикациях о "Лиловом шаре" я читал, что кому-то не понравился капитан Зеленый, который не попадает в книжный образ, так как командиром "Пегаса" в книгах является Геннадий Полосков, а Филидор Зеленый бортмехаником.
Но мне данное несовпадение не слишком важно, намного больше напрягает череда невероятных совпадений. Ведь герои картины натыкаются на корабль, который летел аж несколько тысяч лет, а катастрофа должна произойти всего через несколько дней. И почему, вообще, злодеи поставили своё устройство на срабатывание именно в 2087 году, а, скажем, не в Средние века?
Но для детской истории в принципе задумка выглядит вполне естественно и правдоподобно. Мне в начальной школе, даже в голову не пришло бы обращать внимание на такие сюжетные мелочи.
Ещё с современной точки зрения, можно придраться к спецэффектам с помощью которых изображают космос. Конечно, кинолента не реставрировалась, но всё равно, особенно при исследованиях "Черного странника", вся окружающая обстановка выглядит слишком неосвещенной.
Получается, что смотришь не фильм, а слушаешь историю, рассказанную в потемках. А вот на самом "Пегасе" большей частью достаточно светло.
Техника изображения космических аппаратов, конечно аналоговая, тут даже нет мультипликации. Макеты кораблей подвешиваются на почти невидимых нитях, но, что тогда, что сейчас, такая визуализация не вызывает у меня отторжения. Главное, что кино смотрится интересно.
Вторая половина "Лилового шара" - это обычная сказка, где Алиса и Громозека ищут доброго волшебника по имени Ууух, а Людоед, Коноед и Кощей Бессмертный вместе с Бабой Ягой встают у них на пути.
Также Алиса знакомится с местным мальчиком по имени Герасик и они вместе идут по следу пришельцев с "Черного странника". Мальчик всё время задает вопросы Алисе из области науки, что делает картину не только развлекательной, но ещё и образовательной.
Алиса и Герасик в данный момент наблюдают за гигантским страусенком, только что вылупившимся из соответствующего по размерам яйца. Но страусенка или ту птицу, которую изобразили в фильме, вскоре убьют кровожадные пришельцы. Не понимаю, зачем было в детском фильме расправляться с этим безобидным птенцом.
Но вот, наконец, волшебник Ууух сам находит Алису и не могу точно вспомнить, какое отношение у меня было к данному персонажу в детстве, но сейчас данный маг слегка подвыбешивает своей шутливо-нравоучительной манерой поведения.
Далее на ковре-самолете герои начинают вести поиски места, где будет спрятан "Лиловый шар". В результате Ууух, Алиса и Герасик пролетают огромное расстояние и из теплых краев попадают на заснеженную территорию.
Шар найден, Земля спасена, Алиса возвращается на "Пегас", лягушка превращается в принцессу и зовет по имени капитана Зеленого, который смотрит на неё влюбленным взглядом. Причем капитана, оказывается, зовут не Филидор, а Алеша. Но, в любом случае, всё, счастливый финал!
Я читал отзывы в Интернете, что данная картина по сравнению с "Гостьей из будущего" не пользовалась большой популярностью среди зрителей. По моим ощущениям, это совершенно не так.
Лично в моем детстве среди моих друзей все знали про этот фильм и очень хотели его посмотреть. Иначе, каким образом я и другие зрители, вообще, про него до сих пор помнили? Просто отличие в том, что в "Гостье из будущего" было 5 серий, она вышла раньше и соответственно дольше продержалась на экранах.
А позже да, советское детское кино стало замещаться фильмами про "Рэмбо" и "Кошмаром на улице Вязов".
И в этой связи очень символично звучит отличная песня из "Лилового шара", в которой поется про то, как хочется "хоть глазочком заглянуть в грядущий век". Лично я, точно бы уже этого не захотел.
По итогу даже сегодня "Лиловый шар" вызвал у меня самые положительные эмоции и впечатления. Кинолента имеет свою непередаваемую атмосферу той далекой советской эпохи, наполненной искренностью, честностью и добром, которая для многих из нас уже сама стала Эпохой легенд.