Найти в Дзене

"Кровавый сочельник" и холодные окопы Великой Отечественной войны. На юге Красноярского края воссоздают историю...

Цокольное помещение дома минусинца Андрея ГЕНЕРАЛОВА напоминает музей. Но только не тот, в котором шкафы, стёкла и табличка «Руками не трогать». Каждый экспонат его коллекции можно взять в руки, примерить, рассмотреть и даже послушать. С ранних лет мужчина увлекается исторической и военной литературой, историей Первой мировой войны, Гражданской войны в Сибири и Великой Отечественной войны. Интерес к истории и привёл Андрея к созданию в Минусинске военно-исторического клуба «Енисеецъ». – С семи лет живу в Минусинске. В детстве, как и все мальчишки, любил военную тематику, и при изучении истории Великой Отечественной войны заинтересовался темой Гражданской войны в Сибири, – рассказывает Андрей Генералов. – Мы ведь сегодня живём на тех улицах, что названы в честь людей, которые воевали в Гражданскую войну. Взять хотя бы старую часть Минусинска: улицы Кравченко, Штабная, Ачинская, Канская – мало кто задумывается, а почему они названы именно так и кому именно стоит памятник на перекрёстке у

Цокольное помещение дома минусинца Андрея ГЕНЕРАЛОВА напоминает музей. Но только не тот, в котором шкафы, стёкла и табличка «Руками не трогать». Каждый экспонат его коллекции можно взять в руки, примерить, рассмотреть и даже послушать. С ранних лет мужчина увлекается исторической и военной литературой, историей Первой мировой войны, Гражданской войны в Сибири и Великой Отечественной войны. Интерес к истории и привёл Андрея к созданию в Минусинске военно-исторического клуба «Енисеецъ».

Андрей Генералов рассказывает о своих экспонатах
Андрей Генералов рассказывает о своих экспонатах

– С семи лет живу в Минусинске. В детстве, как и все мальчишки, любил военную тематику, и при изучении истории Великой Отечественной войны заинтересовался темой Гражданской войны в Сибири, – рассказывает Андрей Генералов. – Мы ведь сегодня живём на тех улицах, что названы в честь людей, которые воевали в Гражданскую войну. Взять хотя бы старую часть Минусинска: улицы Кравченко, Штабная, Ачинская, Канская – мало кто задумывается, а почему они названы именно так и кому именно стоит памятник на перекрёстке улиц Октябрьской и Штабной. С юности ходил в архивы и в музеи, читал исследования, воспоминания людей, которые жили в ту эпоху. Но в какой-то момент просто читать стало скучно, захотелось на себе прочувствовать эпоху Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Тогда и возникла идея создания военно-исторического клуба, благодаря которому мы сегодня реконструируем события тех лет.

Дед Андрея Генералова, Яков Никифорович Катцин
Дед Андрея Генералова, Яков Никифорович Катцин

Мой дед был участником и Гражданской, и Великой Отечественной, многие, жившие в ту эпоху, прошли через эти две страшных войны. Будучи 18летним парнем, он в 191920 гг. воевал в партизанском отряде на Канском партизанском фронте. Его с товарищами поймали белые солдаты и повели на расстрел. Однако белый офицер, как это дико сейчас ни покажется, был большевиком или сочувствующим им (а может, и лично знакомым), потому спас осужденных. Такое в те времена было сплошь и рядом, белые солдаты массово сдавались в плен и переходили на сторону партизан и Красной Армии. После этих событий, уже на службе в Красной Армии, он отправился в Крым на Врангелевский фронт, по ранению вернулся в Минусинск и до 1924 г. служил в Минусинском военкомате инструктором отряда ВЧК.

В августе 1941 года деда призвали на фронт воевать против фашистской Германии. Ему тогда было сорок лет. Таких возрастных солдат со всей многомиллионной страны было много. И если сравнивать два этих периода, то можно отметить, что Гражданская война в Сибири была всётаки не такой кровопролитной, как Великая Отечественная. Бои шли малой интенсивности, количество людей на фронтах не такое большое, как в предыдущую Первую мировую войну, долгих позиционных боев не было, и солдаты стояли по населённым пунктам, по селам и деревням. Великая Отечественная война – это в основном окопы, грязь, холод, дожди, изматывающие кровопролитные бои и тонны смертоносного железа с неба. Со всех сторон было огромное количество вооружения, миллионы человеческих жертв, а это, конечно, намного страшнее.

Реконструкторы часто собираются вместе, чтобы обсудить новые проекты
Реконструкторы часто собираются вместе, чтобы обсудить новые проекты

Второго завоза не будет

Движение военно-исторической реконструкции зародилось в России в европейской части страны в 90-е годы прошлого века. Это Поволжье, Московская область, Москва, СанктПетербург, Карелия – места, где шли ожесточённые бои в 40х годах прошлого века. Постепенно людей, увлекающихся историей и реконструкцией событий тех лет, становилось всё больше, движение распространилось на многие города нашей страны.

– Многие предметы, используемые в реконструкции – подлинные, тех лет. Они собираются годами по всей стране и даже по миру – археологические раскопки, антикварные лавки и блошиные рынки, чердаки и подвалы старинных домов из разных деревень и городов, – говорит Андрей. – Есть такое выражение: «второго завоза не будет». Раритетов не становится больше, с каждым годом находить их всё труднее, и ценность их со временем выше. Поэтому историческая реконструкция – это история про деньги. Как и любое другое хобби, она требует больших затрат. Если человек расширяет свои познания в разных реконструируемых эпохах, постоянно совершенствует свои комплекты униформы, снаряжения и личных вещей, то может даже возникнуть проблема – а где все это хранить? Мне в этом плане повезло: большой дом позволяет отвести немного пространства под экспонаты. И это не шкафы, где кучей висит форма и уложены предметы солдатского быта, а полноценная выставка, где каждый предмет на своем месте. Супруга у меня тоже увлекается реконструкцией, поэтому разногласий по данному поводу нет.

Андрей с супругой Алиной и сыном Михаилом в музее Братска "Ангарская деревня" на фестивале
Андрей с супругой Алиной и сыном Михаилом в музее Братска "Ангарская деревня" на фестивале

Царская фляга, затрофеенная немцем

Каждый экспонат в коллекции Андрея Генералова имеет свою ценность и свою историю. Например, русская армейская фляга 1905 года выпуска, которую Андрей приобрёл в Смоленске, найдена на местах жестоких боев 1941 года.

– Эта фляга была выкопана на позициях врага, – рассказывает Андрей. – Её нашли в немецком окопе, и вся она расписана памятными надписями на немецком языке. Можно предположить, что до войны она могла храниться на складах, а когда в 1941 году началась массовая мобилизация и не хватало солдатского снаряжения, то пошли в ход элементы старой царской армии. Так что фляга успела повоевать и в Русско-японскую войну, и в Первую мировую, и в Гражданскую, и в Великую Отечественную. На последней войне она была затрофеена немцем, он её носил, с ней же и погиб. Сейчас фляга обрела свою вторую жизнь.

Все котелки и фляги в коллекции Андрея – подлинные экземпляры времён Первой мировой войны (Англия, Австро-Венгрия, Германия, Россия). Есть в коллекции и карманные часы времён Первой мировой войны.

– Наручных часов в начале прошлого века не было, только карманные, они носились при помощи цепочки в нагрудных либо поясных карманах. Это считалось статусной вещью, которую принято было носить на видном месте, – поясняет Андрей. – Когда началась Первая мировая война, для ношения часов на руке распространился специальный кожаный чехол с ремешком, а уже позже придумали часы с наручным браслетом. Эти часы до сих пор на ходу, одного завода хватает примерно на сутки. Есть также бинокль «галилеевского» типа конца XIX – начала ХХ вв., сделанный в виде двух неподвижных трубок, самый популярный в то время. С 1910х годов пошли бинокли привычного нам вида, а «галилеи» стали отдавать в театры. Имеется также макет экспериментальной русской гранаты ударного действия, французская каска системы Адриана. Когда началась Первая мировая, солдаты всех воюющих армий не имели касок. К 1915 году сначала французы, а затем и немцы разработали свои варианты стальных шлемов, которые спасли жизни многих солдат. А в Российской империи не имелось заводов и определенных марок стали для производства касок. Приходилось закупать миллионы касок во Франции. Их везли морским путём во Владивосток, ставили на них эмблему в виде государственного герба (двуглавый орел) и перекрашивали в светло-зелёный цвет. Для понимания, исходные французские каски были серо-голубого цвета.

Есть также макеты пулемётов, винтовок, старинные фотографии, дедовский отреставрированный стол, документы прошлых лет. Коллекция у Андрея Генералова весьма внушительная.

Рабочие будни реконструкторов
Рабочие будни реконструкторов

– Изначальной идеей было изобразить избу командира времён Гражданской войны, – показывает коллекционер. – Человек заходит в избу, разувается, проходит, снимает головной убор (папаху, шапку либо фуражку) и верхнюю одежду (шинель, куртку или поддевку). У входа стоит обувь – крестьянские лапти, чирки и ичиги, солдатские ботинки образца 1916 года в комплекте с шерстяными обмотками. На комоде стоят памятные фотографии, лежит кобура для револьвера системы Нагана, а также зеркало, фонарь, бритва, кожаная сумка для карт, спички и прочие предметы быта. Сняв мундир и портупею, командир мог сесть за стол – поработать с документами, попить чаю, побеседовать с товарищами. На столе лежат часы, свисток, карандаш, документы. Рядом самовар, стакан в подстаканнике, кружки. Всегда наготове уложенный вещевой мешок. Мало кто знает, что вес имущества солдата в годы Первой мировой и Гражданской войн составлял 25–30 килограммов. Обязателен шанцевой инструмент (топор, кирка либо лопата) и фляга, в вещевой мешок уложена смена нижнего белья, сухой паёк, кружка либо чарка, средства личной гигиены (мыло, зубной порошок, полотенце, носовые платки), набор для починки одежды, принадлежности для чистки винтовки (отвёртка, ветошь, щётка, протирка) и так далее. Это всё не считая самого обмундирования (включая шинель), оружия, боеприпасов и палатки для ночлега. Можете представить, что во всём этом приходилось преодолевать определённые расстояния, участвовать в долгих маршах и боях. Когда через подлинные предметы материальной культуры прочувствуешь данную эпоху на себе, то понимаешь, что переживали наши предки в 1812м, в годы Первой мировой и Гражданской, в Великую Отечественную войну.

Километры пути по горам и снежным сопкам

Сейчас в военно-историческом клубе «Енисеецъ», кроме меня, мои верные товарищи – Роман Репин, Дмитрий Крын, Артем Охальников, моя супруга Алина. Со съёмками видеороликов помогает оператор Алексей Фролов. Мы часто собираемся вместе, общаемся на тему истории, выезжаем на военно-исторические мероприятия в другие регионы и организуем свои. Уже традиционным стало наше январское мероприятие по реконструкции отступления войск Колчака («Великий Сибирский Ледяной поход»). В боях под Красноярском с 5 по 7 января 1920 года Красной Армией и минусинскими партизанами были окружены и взяты в плен тысячи колчаковских бойцов, в историю это событие вошло как «Роковой» или «Кровавый Сочельник». Мы уже четыре раза проводили историческую реконструкцию этих событий.

Нас поддерживают реконструкторы-энтузиасты со всей Сибири, к нам в Минусинск приезжают из Омска, Иркутска, Новокузнецка, Томска, Красноярска. Длится это воссоздание истории в течение дня. Мероприятие проходит без зрителей. Колонна белых войск проходит около 15 километров по заснеженному лесу, валежнику и сопкам, а задача противника (либо Красной Армии, либо партизан) – на всем этом пути атаковать их. Где ставить зрителей, на каком километре пути? Это лес, горы, бездорожье, там только ногами можно пройти, без техники. Каждый реконструктор кроме полностью соответствующего историческому периоду обмундирования и снаряжения (все должно быть без обмана – даже пуговицы на форме) имеет макет вооружения. В моем случае это пехотная винтовка Мосина, выпущенная в Америке фирмой Westinghouse в 1915 году. Надо сказать, что видов вооружения в годы Гражданской войны были десятки: английские пулеметы, австрийские пистолеты, японские и даже мексиканские винтовки. Для реконструкции используется макет под холостой патрон – данные макеты применяются только для образовательных и культурных целей, например для киносъёмок и для исторических реконструкций. Данная «винтовка» никогда не выстрелит огнестрельным боеприпасом – она для этого не предназначена, и к переделке не пригодна. Каждый макет имеет сертификат и заключение экспертизы о том, что он оружием не является, и зарегистрирован в органах Росгвардии.

Повторюсь, это моё хобби, которому уделяю довольно много времени.

Впереди у Андрея Генералова много планов и проектов, погружение в историю, по словам коллекционера, – это большой труд, который отнимает много сил, средств и времени. Но главное, что есть желание этим заниматься и приобщать минусинцев к изучению своей истории и своих корней.