Найти в Дзене
ПензаСМИ

Алексей Фомин: «Школьники больше не хотят быть юристами и экономистами»

Гостем очередного «Делового завтрака» в редакции в РИА «ПензаСМИ» стал министр образования Пензенской области Алексей Фомин.

– Алексей Николаевич, вот уже несколько лет в Пензенской области работают образовательно-производственные кластеры в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Как они себя показали?

– Тут я вас немного поправлю. Несколько лет у нас работает один образовательно-производственный кластер – в 2022 году был создан аграрный кластер на базе Пензенского государственного аграрного университета, и в этом году будет первый выпуск. Два других кластера – педагогический и строительный – были открыты только в прошлом году.

Любой кластер – коллаборация нескольких акторов. Это образовательные организации – базовая и сетевые, а также социальные партнеры-работодатели – предприятия реального сектора экономики.

Основная задача кластера – изменить образовательную программу под запрос работодателя и подготовить высококвалифицированного специалиста с тем набором профессиональных компетенций, которые необходимы здесь и сейчас базовому работодателю. На момент создания аграрного кластера у него было 10 базовых социальных партнеров. Это достаточно серьезные компании, крупные агрохолдинги, хорошо известные как на региональном, так и на федеральном уровнях. Они участвуют в переформатировании образовательной программы с учетом своих запросов к будущим специалистам.

Таким образом, студент, приходя на производственную практику, уже подготовлен. Он понимает, где ему предстоит работать, с каким материалом, с какими технологиями. Так выстраивается индивидуальная образовательная траектория для каждого студента, где место учебной и производственной практики для ребят является местом работы.

-2

В 2024 году, как я уже сказал выше, Пензенская область открыла еще два образовательно-производственных кластера – «Педагогика» и «Строительство». Партнерами строительного кластера являются крупнейшие застройщики и девелоперы нашего региона. И схема взаимодействия между образовательными организациями и социальными партнерами примерно такая же, как и в аграрном кластере.

В «Педагогике» коммерческой составляющей практически нет. Социальными партнерами являются отделы и управления образования муниципалитетов, школы и дошкольные образовательные организации. То есть в этот кластер набираются ребята, которые уже сегодня понимают, где будут в дальнейшем работать. И обучаются в соответствии с теми профессиональными компетенциями, которые необходимы тому или иному муниципалитету.

Отмечу один очень важный, на мой взгляд, момент, который подстегивает среднее профессиональное образование к развитию и участию в федеральном проекте «Профессионалитет». Это материально-техническая составляющая.

На создание трех кластеров было выделено 360 млн рублей – более чем значительные средства. Небольшая часть пошла на ремонт, а основная масса денег – на совершенствование материально-технической базы. И это не только новое оборудование, лаборатории, техника, но и интеллектуальный капитал – мастера производственного обучения повышают квалификацию в ведущих агломерациях страны, где развивают конкретные направления «Профессионалитета». Это «Сириус», «Сенеж» и так далее.

-3

Если говорить про «Профессионалитет» в целом, данный проект родился в рамках национального проекта «Образование», который завершился в 2024 году. А сейчас это самостоятельный федеральный проект, реализация которого анонсирована до 2030 года.

В рамках «Профессионалитета» ежегодно разыгрываются гранты на создание новых кластеров. В частности, 12 марта этого года завершился прием заявок на создание кластеров в 2026 году. Пензенская область создала три заявки. Это машиностроение, информационные технологии и электроника.

Всего в России планируется создать 95 кластеров. Важно, что при принятии решения о выделении средств на создание кластера учитывается поддержка со стороны региона. Губернатор Пензенской области Олег Мельниченко поддержал все наши проекты. И это не просто слова, они подкреплены региональным бюджетом. Потому как каждый кластер предполагает софинансирование из бюджета субъекта РФ и от работодателей. В той выделенной на создание кластеров сумме, о которой мы говорили выше, есть и немалая бюджетная составляющая.

– Если говорить обо всей системе СПО Пензенской области, какой процент выпускников трудоустраивается после окончания учебы?

– В 2024 году обучение по программе среднего профессионального образования в Пензенской области завершили 7049 человек. Около 50 процентов выпускников трудоустроены и работают. Порядка 24 процентов ребят после выпуска призваны в ряды Вооруженных Сил России. 12 процентов продолжили обучение в вузах.

Следующая категория – люди, которые открыли ИП или оформили самозанятость – около 3 процентов. Часть выпускников – это молодые мамы, которые ушли в декрет. Их около 2 процентов.

Плюс – в каждой образовательной организации есть центры содействия трудоустройству и свои производственные внеучебные комплексы, где выполняются определенные работы, а студенты получают зарплату. Значительное количество молодых людей заняты там как во время учебы, так и после выпуска.

Таким образом, отвечая на ваш вопрос в целом, можно сказать, что около 70 процентов ребят трудоустроены еще во время учебы.

-4

Подводя итог всем этим цифрам, скажу, что 75 человек из всего выпуска прошлого года пока не пристроены. Это некая «зона риска», но мы каждого знаем по фамилии и индивидуально сопровождаем. Это около 1 процента от количества выпускников. Вакансии в реальном секторе экономики на все специальности, которые мы выпускаем, есть. А с этими ребятами в каждом конкретном случае мы выясняем, почему человек на эту специальность не идет.

Сопровождение длится два года. В том числе, мы сопровождаем человека и после его возвращения из рядов Вооруженных Сил.

– Какая часть школьников после окончания 9 класса поступает в учреждения СПО, а какая часть идет в 10 класс?

– Мы ориентируемся на 50 процентов. Это порядка 6500 человек в год. В 2025 году контрольная цифра приема за счет бюджета Пензенской области в учебные заведения СПО – 6562 человека. Несколько лет назад эта цифра была гораздо ниже.

Здесь два фактора. Первый – растет запрос регионального рынка труда. Прежде всего, мы отталкиваемся от него. Есть запрос, мы формируем кадровый резерв, люди поступают к нам, проходят обучение и трудоустраиваются.

Второй фактор – популярность среднего образования в последние годы растет. Уходят стереотипы о том, что среднее образование – это плохо. Студенты с гордостью говорят: «Я – специалист среднего звена». Причем, на ряд специальностей конкурс у нас доходит до пяти человек на место. Это говорит о том, что ребенок (и его родители, что немаловажно) делают осознанный выбор, поступая в колледж.

Я считаю, за системой СПО – хорошее будущее. Уже в 18-19 лет молодые люди входят в производственную среду, становятся самостоятельными, получают хорошие зарплаты.

-5
– Появляются новые специальности?

– Конечно. Во-первых, меняются образовательные стандарты. Есть специальности, которые становятся архаичными и выходят из перечня. Мы их ликвидируем и перестраиваемся под актуальный запрос работодателя, внедряем новые профессии и специальности. Разумеется, этому предшествует кропотливая работа совместно с базовыми партнерами, а также профориентационная работа. Потому что насмотренность, наслушанность у абитуриента должны быть.

Во-вторых, меняются стереотипы и приоритеты. Появляются профессии, не связанные с набившими оскомину юристами и экономистами. Молодежь уже не живет этими категориями. Гораздо более привлекательны, например, биотехнологии в строительстве. Создана специальность «Эксплуатация БПЛА» – востребованное направление, начиная с бытовой сферы, сельским хозяйством, геодезическими изысканиями и заканчивая военно-промышленным комплексом. Это популярная специальность. Ребята идут на нее с охотой.

– Как изменилась ситуация по набору в колледжи на технические специальности? Охотно ли идут ребята, или колледжи и техникумы все еще испытывают недобор?

– Прием у нас идет до ноября. Могу сказать, что каждая образовательная организация в системе СПО свой план по набору закрывает. Лукавить не буду – Пенза «закрывается» уже летом, причем по всем направлениям подготовки. Чем мы дальше уходим к периферии региона, тем медленнее идет набор, но план все равно выполняется. И это нормальная ситуация. Например, человек приехал поступать в Пензу, понял, что по конкурсу не пройдет, вернулся в свой район и нашел такую же специальность в местном колледже. Поэтому там позже закрывается набор.

– В последнее время много внимание уделяется профориентации школьников. Насколько это помогает детям определиться в выборе будущей профессии?

– Во всех школах страны в рамках нацпроекта реализуется проект «Билет в будущее». Стартовал он очень хорошо. Я счастлив – другого слова подобрать не могу, – что базовые работодатели поняли: воспитывать абитуриента необходимо со школьной скамьи – с шестого класса. Это именно тот возраст, когда ребенок осознанно начать задумываться о будущей профессии.

-6

Сейчас во всех школах Пензенской области реализуется профминимум. У него три уровня. Базовый – с еженедельными классными часами, на которых школьникам рассказывают о профессиях. Основной – это когда у школы есть предприятие-партнер, и ребята имеют возможность узнавать о профессиях не только на классных часах, но и посещать предприятия. Немаловажный фактор, что в экскурсиях по предприятиям участвуют родители. В первую очередь, они влияют на выбор ребенка. Во время посещения производств у родителей ломаются стереотипы. Картина из их прошлого, когда в цехе на полу – по щиколотку мазута и стружки, исчезает. Они видят современные комфортные рабочие условия.

Третий уровень профминимума – продвинутый. Это когда в школе уже идет профессиональное обучение. Ребенок выбирает направление деятельности и к концу 11 класса получает специальность. По сути, в советское время так и было. И лучшее из той системы профориентации, конечно же, нужно возрождать.

Важную роль в профориентации играют предприятия. Например, у нас есть один застройщик, после посещения объектов которого все школьники в один голос говорят, что хотят стать каменщиками.

– На ваш взгляд, 6 класс – не рано для профориентационной работы?

– Уверен, что не рано. Более того, у нас есть профориентационные проекты, которые реализуются еще раньше. Это «Профдинастии», конкурс рисунков «Мир профессий начинается с семьи» и так далее. Мы видим эффект.

Подводя итог нашей беседе, еще раз хочу подчеркнуть, популярность среднего профессионального образования растет. Контингент обучающихся по программам СПО в Пензенской области за последние три года увеличился на 5,3 процента. Мы ориентируемся на региональный рынок труда. Главное – не выпускать детей «в никуда», иначе это уменьшит их самооценку и оценку отрасли. Каждую профессию и специальность рынок труда должен поглощать…