Найти в Дзене

АХ, ЭТОТ ЧАРУЮЩИЙ ВАЛЬС! Краткое путешествие в историю танца

О вальсе сказано не мало!
Он в песнях и стихах воспет!
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет! Так, чем же он так притягателен, этот вальс? Почему, стоит только услышать его чарующие звуки, как ноги сами начинают двигаться в такт музыки, будто в ней скрыты волшебство и какая-то неземная сила? Не зря ведь именно этому танцу посвящён специальный праздник в календаре – 14 марта человечество отмечает Международный день вальса. Кстати, приходится он на день рождения великого австрийского композитора, скрипача и дирижёраИоганна Батиста Штрауса. Родоначальник музыкальной династии (трое его сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард — тоже стали известными композиторами), он писал прекрасные вальсы. Но признанным «королём вальса» считают всё же его сына, тоже Иоганна, автора знаменитого «Венского вальса».
На счету этого гениального маэстро, кроме многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт, в общей сложности свыше160 вальсов. Заслуга Штрауса-сына ещё и в
Оглавление
Художник Алексей Лямин (1957)
Художник Алексей Лямин (1957)

О вальсе сказано не мало!
Он в песнях и стихах воспет!
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет!

Так, чем же он так притягателен, этот вальс? Почему, стоит только услышать его чарующие звуки, как ноги сами начинают двигаться в такт музыки, будто в ней скрыты волшебство и какая-то неземная сила?

Не зря ведь именно этому танцу посвящён специальный праздник в календаре – 14 марта человечество отмечает Международный день вальса. Кстати, приходится он на день рождения великого австрийского композитора, скрипача и дирижёраИоганна Батиста Штрауса.

Иллюстрация из Яндекса
Иллюстрация из Яндекса

Родоначальник музыкальной династии (трое его сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард — тоже стали известными композиторами), он писал прекрасные вальсы. Но признанным «королём вальса» считают всё же его сына, тоже Иоганна, автора знаменитого «Венского вальса».
На счету этого гениального маэстро, кроме многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт, в общей сложности свыше160 вальсов.

Иллюстрация из Яндекса
Иллюстрация из Яндекса

Заслуга Штрауса-сына ещё и в том, что он возвысил на симфонические высоты танцевальную музыку, которая ранее считалась развлекательной и второсортной.

Так, когда и где он родился, «этот тайный язык души», как говорила о танце великая американская танцовщица Марта Грэм?


Вот об этом-то как раз исследователи спорят до сих пор. Одни считают, что это XVI век, Италия. Там существовал танец с названием «volta» (т.е. «поворот»). Он, будто, и был прародителем удивительного создания…

Питер брейгель «Крестьянский танец»
Питер брейгель «Крестьянский танец»

Другие склонны думать, что вальс родился в XVII веке, в Южной Германии и Австрии, где в ту пору был модным народный крестьянский танец «лендлер». Его характерное движение – «кружение партнеров». С него, вроде, и начался вальс.
Говорят ещё, что родился вальс в 18 веке, когда были модны пудреные парики и яркие камзолы. А само слово «вальс» происходит от немецкого «вальцен» - значит, «крутить, раскручивать», что соответствует движениям пары…

Иллюстрация из Яндекса
Иллюстрация из Яндекса

Интересен тот факт, что было время, когда на балах специальные счётчики регистрировали количество туров вальса. Танцующим, которые сильно увлекались и забывали об этом, грозила даже ссылка в Сибирь!
Есть и такие, кто уверен: вальс взял свое начало еще из ритуальных танцев, которые исполнялись по всему миру. Скорее всего, именно те первые движения, уходящие в глубь веков, и были началом зарождения нынешнего вальса…

Иллюстрация из Яндекса
Иллюстрация из Яндекса

Одним словом, точное время и место происхождения этого прекрасного «дитяти» покрыты мраком веков. Но от этого танец не стал хуже. Мало того, за столетия он завоевал сердца практически всех, живущих на земле народов. Преодолевая расстояния и минуя переводчиков, вальс позволял людям разных национальностей, возрастов и вероисповеданий находить общий язык, делал их добрее и красивее.
Его танцевали везде - на блистательных светских балах и в роскошных концертных залах, в скромных сельских клубах и на милых школьных дискотеках. Не обходится без чарующей музыки и ни одно семейное торжество – будь то свадьба или юбилей, рождение ребёнка или окончание школы…В союзе с духовыми оркестрами вальс завоевал танцплощадки дворцов культуры и парков, став поистине титулованным властителем умов и душ любителей вальсировать.

Сорогин Г. П., «Танцы на Урале», 1955 г.
Сорогин Г. П., «Танцы на Урале», 1955 г.

Однозначно сказать, кто чаще танцевал и теперь танцует вальс, очень сложно. Ведь популярность его менялась в зависимости от эпохи, страны и правителей…
Любили вальс, как видно из многочисленных источников, буквально все – от простых людей до царственных особ. В романах разных авторов мы нередко читаем о том, как, переодевшись в простое платье, высокопоставленные особы приходили на народные гулянья и отплясывали крестьянские танцы вместе «с чернью». С особым удовольствием танцевали они вальс…
В США, например, и сейчас есть день, который так и называется: «Танцуйте вальс!». Отмечается он 4 марта. И посвящен, судя по названию праздника, одному из самых изящных и романтических танцев, который является одним из символов элегантности и изысканности в мире танца. Быстро завоевав популярность, вальс распространился по планете, став неотъемлемой частью культуры большинства народов.

Одним словом, в том виде, в котором вальс известен и любим сейчас, зазвучал он всё-таки в Германии и Австрии в XVIII веке. И хотя этот красивый и элегантный танец практически сразу полюбился истинным ценителям, долгое время оставался под запретом… Почему?
Известный литературовед и историк культуры Юрий Михайлович Лотман объясняет это просто:
«Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».
Вальс в разные времена считали не только нескромным, но даже вульгарным и пошлым: ведь на протяжении всего танца партнер прижимает к себе партнершу! Происходит тесный контакт между мужчиной и женщиной на глазах у всех, что, конечно же, считалось неприличным и глубоко осуждалось…

Иллюстрация из Яндекса
Иллюстрация из Яндекса

Одним словом, широко распространившись в 18 веке, вальс вынужден был доказывать свою пристойность, чтобы остаться на паркете... К примеру, в Вене парам разрешалось вальсировать не более десяти минут. С еще большим трудом он проникал в придворный быт. В газетах того времени неоднократно встречались статьи, в которых авторы возмущались, что на королевском балу звучал этот «чувственный и непристойный танец».
Больше ста лет категорически был запрещён вальс во дворцах Германии. Реабилитировал его лишь король Пруссии и император Германии Вильгельм II, вступивший на престол в 1888 году.
До середины XIX века резко осуждался этот танец в Британии из-за того, что «партнёры приближались друг к другу очень близко»… Даже королева Виктория, любившая вальсировать, старалась скрывать эту свою «пагубную страсть».

В США вальс впервые станцевали публично в Бостоне в 1834 году. И конечно, как и везде, чиновники от власти назвали танец «неблагопристойным и нарушающим всякие приличия». Значит, он сразу получил «табу»…

Вальс в России

Это сейчас он считается классическим бальным танцем и имеет множество вариаций всемирно известных композиторов. Однако столь популярным вальс был далеко не всегда и долгое время находился под запретом в светском обществе.

Россия познакомилась с вальсом в последней четверти 18 века. Но, как и везде, этому танцу не повезло и у нас. Он долго был в немилости у царственных особ. Особенно не одобряли его Екатерина II, Павел I и его жена Мария Фёдоровна.
Неказистый и завистливый этот император, мало разбиравшийся в культуре и искусстве, особым полицейским предписанием от 18 февраля 1799 года положил запрет на "употребление пляски, вальсом именуемой".
Как пишут историки, подобное решение продиктовано скорее всего проявлением его личных предубеждений и странностей. Во-первых, Павел Петрович вспомнил, что ещё в юности ему было присвоено рыцарское звание. Значит, нужно "защитить честь" женщин! А, по его мнению, вальс был слишком легкомысленным и оскорбительным по отношению к прекрасному полу. К этому склонялась и его любезная супруга...

Говорят ещё, что однажды, из-за своей неуклюжести, он упал во время танца… Заметив ухмылки на лицах присутствующих, очень разозлился. Результат – тот необычный указ, полностью запрещавший вальс при дворе.
Однако, россияне так полюбили этот волшебный танец, что не переставали вальсировать даже под запретом. Неудивительно, что указ Павла I был забыт ещё до его убийства в 1801 году…

Иллюстрация из Яндекса
Иллюстрация из Яндекса

Прижился вальс в России быстро. Да ведь и научиться танцевать его было легче, чем манерные танцы XVIII века. В 1805 г. француз Пойл, живший в то время в Москве, писал в одном из своих писем: «Для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и кроме русских дам, этих чересчур быстрых, почти воздушных летков не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка».
Особая любовь к опальному танцу проявилась ценителями прекрасного в высокопоставленном обществе после Отечественной войны 1812 года. Вальс стал тогда одним из самых модных на частных балах. А в 1830-е годы он был, наконец, официально узаконен при дворе.
Любили его и в царской семье Николая II.

А как прекрасен этот многоликий волшебник в бессмертных произведениях великих маэстро! Понятно, почему, стоило только ему войти в историю культуры, вальс сразу и прочно обосновался на страницах классической литературы.
Без вальса невозможно представить себе Золотой век русской поэзии. Ведь практически каждый из поэтов того времени преподнес Его Величеству Вальсу бесценные строки любви, страданий, радости…

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс,
Прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!

Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Где ж этот вальс,
Старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?..
( Николай Листов )

Для многих русских композиторов, поэтов и даже писателей вальс стал высоким образцом музыки, наполнявшей не только внешний фон произведений, но и их психологическую атмосферу.
Вспомните «Евгения Онегина» Александра Пушкина, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Горе от ума» Александра Грибоедова и даже комедии Николая Гоголя, в которых интриги разворачиваются на фоне вальса…
Невозможно забыть и волнующую сцену из «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого, когда во время своего первого бала Наташа Ростова знакомится с Андреем Болконским. Происходит это в присутствии самого государя императора! А как восхитительно звучит в тот момент музыка Сергея Прокофьева в любимой нами опере гениального маэстро.

Иллюстрация из Яндекса
Иллюстрация из Яндекса

Когда в1869 году Толстой закончил роман, аристократы уже немного привыкли к вальсу и стали относиться к нему более снисходительно. Большой вклад в популяризацию запрещённого в России танца внёс Иоганн Штраус-младший.
По Высочайшему приглашению он целых десять сезонов подряд — с 1856 по 1866 годы — дирижировал великолепными концертами и балами в вокзале города Павловска под Санкт-Петербургом. Именно там чаще всего звучали его блестящие вальсы, от которых публика всего мира сходила с ума. Правда, как отмечали критики, хотя многие из них и были написаны в России, по духу они не имеют ничего общего с истинно русским вальсом…

Надежды вальс зовет, звучит —
И, замирая, занывает;
Он тихо к сердцу подступает,
И сердцу громко говорит:
Среди бесчисленных забав,
Среди страданий быстротечных —
Каких страстей ты хочешь вечных,
Каких ты хочешь вечных прав?
Напрасных благ не ожидай!
Живи, кружась под эти звуки,
И тайных ран глухие муки
Не раздражай, а усыпляй!.
Когда ж красавица пройдет
Перед тобой под маской черной
И руку с нежностью притворной
Многозначительно пожмет, —
Тогда ослепни и пылай! —
Лови летучие мгновенья
И на пустые уверенья
Минутным жаром отвечай!
( Яков Полонский )

В России вальсу отдали дань многие композиторы. А вот поэт- драматург, дипломат Александр Грибоедов не был композитором, но написал два прекрасных вальса для своей сестры-арфистки. Вальсы этого замечательного музыканта приобрели в то время большую популярность и стали называться «Грибоедовские».

Иллюстрация из Яндекса
Иллюстрация из Яндекса

В начале 19 века на смену легкому, изящному вальсу Штрауса-старшего, пришли концертные вальсы Шопена, Глинки, Чайковского, Брамса...
Гениальный польский композитор Фредерик Шопен создал 17 вальсов, каждый из которых - настоящая жемчужина в мировой музыкальной копилке.

Иллюстрация из Яндекса
Иллюстрация из Яндекса

Сегодня просто невозможно представить жизнь без этого многоликого красивого танца, который прочно вошёл в нашу повседневность. Простые, но искренние и волнующие мелодии его сопровождают нас везде, в радости и горе.
Казалось, закончилось время песен, романсов и вальса во время Великой Отечественной войны. Но, как показало время, именно они, лирические, душевные, согревали сердца бойцов, помогали им выжить, звали на подвиг и вселяли надежду на победу всему нашему великому народу.
Ну, как можно было победить без таких, любимых всеми мелодий, как «Синий платочек», «Дунайские волны», «В землянке», «Случайный вальс», «В лесу прифронтовом» и многих-многих ещё?
Сколько же их было создано в те страшные годы! А сколько родилось после войны…

-13
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
После тревог
Спит городок.
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.
Хоть я с вами почти незнаком
И далёко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного.
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоём,
Так скажите мне слово,
Сам не знаю о чём.
Будем кружить,
Петь и дружить.
Я совсем танцевать разучился
И прошу вас меня извинить.
Утро зовёт
Снова в поход.
Покидая ваш маленький город,
Я пройду мимо ваших ворот.
Хоть я с вами почти незнаком
И далёко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного.
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоём,
Так скажите мне слово,
Сам не знаю о чём.
(Евгений Долматовский – Случайный вальс) 1943 г.

Так в чем же секрет этого волшебного танца? - хочется спросить в заключение. Судя даже по сегодняшнему, краткому историческому путешествию, можно сделать вывод: вальс живёт, потому что наполнен самой жизнью, неотделим от ее радостей и печалей. И в какие бы наряды его ни одевали, какими бы доспехами ни прикрывали, он всегда останется с нами, этот, милый каждому сердцу, чародей. В этом, наверное, и секрет его долголетия, бесконечной любви к нему всех без исключения возрастов и народов.
Ведь «Танец - это способ достичь красоты, владеть каждым мускулом и направлять его к счастью», - сказал однажды один из крупнейших хореографов ХХ века, француз Морис Бежар.
Поэтому мы не прощаемся с вальсом.

Вальс устарел, говорит кое-кто смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость,
Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Почему не могу я забыть этот вальс?
Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной,
Вальс оттеснен, без вины виноватый,
Но затаен он всегда и везде со мной,
И несет он меня, и качает меня, как туманной волной.
Смеется вальс над всеми модами века,
И с нами вновь танцует старая Вена,
И Штраус где-то тут сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит, не ворчит.
Вальс воевал, он в шинели шел запылен,
Вальс напевал про Маньчжурские сопки,
Вальс навевал нам на фронте "Осенний сон",
И как друг фронтовой не забудется он.
Вальс у костра где-то снова в тайге сейчас,
И Ангара подпевает, волнуясь,
И до утра с нами сосны танцуют вальс,
Пусть проходят года, все равно никогда
Не состарится вальс.
Поет гармонь, поет в ночном полумраке,
Он с нами, вальс, в ковбойке, а не во фраке,
Давай за вальс поднимем наши фляги,
И мы ему нальем, нальем,
И споем, и споем.
Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Никогда не смогу, никогда не смогу
Я забыть этот вальс.
( Евгений Евтушенко - Вальс о вальсе ) 1976
-14

Этот вдохновенный рассказ прозвучал в клубе ГАРМОНИЯ при ЦМД Жулебино. Руководит этим клубом, готовит материал для выступления и подбирает музыку, фрагменты из опер, балетов, концертов Галина Владимировна ДОЛГИХ.

А я оформила этот рассказ в публикацию, подобрала иллюстрации и стихотворения. Такой вот у нас творческий тандем.

Вам понравилось? Пожалуйста, подпишитесь на канал. Поставьте «палец вверх» — это лайк, напишите несколько слов или даже строк в комментарии спасибо.

Дзен всё учитывает и добавляет показы, если сочтёт, что материал интересен читателям. Мне очень важен каждый ваш отзыв, потому что канал новый, его нужно развивать.

#история вальса #откуда пошёл вальс #вальс в Европе и Америке #вальс в России #вальс в военные годы