Карл Павлович Брюллов (1799–1852), выдающийся русский художник первой половины XIX века, известен своими монументальными полотнами и портретами маслом. Однако его акварельные работы представляют собой не менее значимую часть его наследия, демонстрируя виртуозность, новаторство и уникальное понимание возможностей этой деликатной техники.
Акварели Брюллова отличаются лёгкостью, свежестью и живостью, что делает их ценным источником для изучения его художественного метода и эстетических взглядов. Он одним из первых в России обратился к этому жанру, и его небольшие акварели, полные жизненных зарисовок, пользовались успехом у русских ценителей искусства.
Брюлловская акварель характеризуется смелостью и свободой мазка. Он умело использовал прозрачность акварели для создания эффектов света и тени, передавая игру солнечных лучей на тканях, коже и архитектурных деталях. Его работы отличаются точностью рисунка и вниманием к деталям.
В акварелях Брюллова можно увидеть влияние итальянской школы живописи, которую он изучал и которой восхищался.
Картины, такие как "Свидание", "Женщина, посылающая поцелуй из окна", кажутся зарисовками, сделанными художником прямо на улицах и в домах Италии. Эта кажущаяся лёгкость и мастерство, столь ценимые современниками, основывались на тщательной подготовительной работе, отражённой в рисунках "Итальянские натурщицы в традиционных костюмах" и "Итальянский альбом", а также в многочисленных набросках.
Цикл работ, включающий акварели "Итальянская семья (В ожидании ребёнка)" и рисунок сепией "Мать, разбуженная плачем своего ребёнка", объединён общей темой материнства и представляет собой своеобразное повествование о жизни итальянской семьи до и после рождения ребёнка.
Идиллические сцены, написанные в свободной и энергичной манере, насыщены бытовыми деталями, в то время как картина "Мать, просыпающаяся от плача ребёнка" выполнена в более строгой и детализированной манере.
Повествовательный талант Брюллова ярко проявился в серии акварелей, посвящённых сновидениям: "Сон бабушки и внучки", "Сон монашенки" и "Сон молодой девушки". Эти работы, выполненные с использованием схожих композиционных приёмов и демонстрирующие блестящее владение акварельной техникой, органично вписываются в романтическую эстетику и, подобно жанровым сценам, полны добродушного юмора, сентиментальности и непринуждённости.
Акварельные работы Карла Брюллова представляют собой важную часть его творческого наследия. Эти картины оказали значительное влияние на развитие русской акварельной живописи.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
Источник: Материалы выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова» в Михайловском дворце Русского музея.