Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Акварельный мир Карла Павловича Брюллова

Карл Павлович Брюллов (1799–1852), выдающийся русский художник первой половины XIX века, известен своими монументальными полотнами и портретами маслом. Однако его акварельные работы представляют собой не менее значимую часть его наследия, демонстрируя виртуозность, новаторство и уникальное понимание возможностей этой деликатной техники.

Карл Павлович Брюллов: Автопортрет.       	Около 1833	Дерево, масло	56,5 x 43	Государственный Русский музей[
Карл Павлович Брюллов: Автопортрет. Около 1833 Дерево, масло 56,5 x 43 Государственный Русский музей[

Карл Павлович Брюллов: Портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных, 1827 Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственный Русский музей Кирилл Александрович Нарышкин (1786-1838) — обер-гофмейстер и президент Придворной конторы (1838). Член Государственного Совета (1834). Мария Яковлевна Нарышкина (1789-1854) урожденная княжна Лобанова-Ростовская с 1808 жена К.А. Нарышкина
Карл Павлович Брюллов: Портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных, 1827 Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственный Русский музей Кирилл Александрович Нарышкин (1786-1838) — обер-гофмейстер и президент Придворной конторы (1838). Член Государственного Совета (1834). Мария Яковлевна Нарышкина (1789-1854) урожденная княжна Лобанова-Ростовская с 1808 жена К.А. Нарышкина

Карл Павлович Брюллов: Портрет графини О.П. Ферзен на ослике, 1835 Картон тонкий, акварель, графитный карандаш, лак  Государственный Русский музей                         Ольга Павловна Ферзен (1808-1837), урожденная графиня Строганова, с 1829 жена графа П.К. Ферзена (1800-1884)
Карл Павлович Брюллов: Портрет графини О.П. Ферзен на ослике, 1835 Картон тонкий, акварель, графитный карандаш, лак Государственный Русский музей Ольга Павловна Ферзен (1808-1837), урожденная графиня Строганова, с 1829 жена графа П.К. Ферзена (1800-1884)

Акварели Брюллова отличаются лёгкостью, свежестью и живостью, что делает их ценным источником для изучения его художественного метода и эстетических взглядов. Он одним из первых в России обратился к этому жанру, и его небольшие акварели, полные жизненных зарисовок, пользовались успехом у русских ценителей искусства.

Карл Павлович Брюллов: Свидание (Прощальный поцелуй), 1833 Бумага, сепия   Государственный Русский музей
Карл Павлович Брюллов: Свидание (Прощальный поцелуй), 1833 Бумага, сепия Государственный Русский музей

Карл Павлович Брюллов: По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха, около 1845 Бумага, сепия. Русский музей
Карл Павлович Брюллов: По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха, около 1845 Бумага, сепия. Русский музей

Карл Павлович Брюллов: Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар, 1849 Картон, акварель, белила, лак, итальянский карандаш 63,9 х 51,2 Государственная Третьяковская галерея
Карл Павлович Брюллов: Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар, 1849 Картон, акварель, белила, лак, итальянский карандаш 63,9 х 51,2 Государственная Третьяковская галерея

Брюлловская акварель характеризуется смелостью и свободой мазка. Он умело использовал прозрачность акварели для создания эффектов света и тени, передавая игру солнечных лучей на тканях, коже и архитектурных деталях. Его работы отличаются точностью рисунка и вниманием к деталям.

Брюллов Карл (1799-1852) ПОРТРЕТ М.И.БУТЕНЕВОЙ С ДОЧЕРЬЮ МАРИЕЙ 1835 Размер - 41,8 x 31, картон, акварель, белила, графитный карандаш, сахарная вода
Брюллов Карл (1799-1852) ПОРТРЕТ М.И.БУТЕНЕВОЙ С ДОЧЕРЬЮ МАРИЕЙ 1835 Размер - 41,8 x 31, картон, акварель, белила, графитный карандаш, сахарная вода

Карл Павлович Брюллов: Мужской портрет, 1829 Акварель, бумага. ГРМ
Карл Павлович Брюллов: Мужской портрет, 1829 Акварель, бумага. ГРМ

Карл Павлович Брюллов: Портрет Джованины Пачини 1831 Бумага, карандаш, акварель 21,1 x 17,1 Частное собрание
Карл Павлович Брюллов: Портрет Джованины Пачини 1831 Бумага, карандаш, акварель 21,1 x 17,1 Частное собрание

В акварелях Брюллова можно увидеть влияние итальянской школы живописи, которую он изучал и которой восхищался.

Карл Павлович Брюллов: Женщина, посылающая поцелуй из окна. 1826 Бумага коричневая, сепия, белила Государственный Русский музей
Карл Павлович Брюллов: Женщина, посылающая поцелуй из окна. 1826 Бумага коричневая, сепия, белила Государственный Русский музей

Карл Павлович Брюллов: «Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит)», 1827, акварель, Третьяковская галерея
Карл Павлович Брюллов: «Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит)», 1827, акварель, Третьяковская галерея

Карл Павлович Брюллов: Свидание. 1834 Бумага, акварель, графитный карандаш, лак Русский музей
Карл Павлович Брюллов: Свидание. 1834 Бумага, акварель, графитный карандаш, лак Русский музей

Картины, такие как "Свидание", "Женщина, посылающая поцелуй из окна", кажутся зарисовками, сделанными художником прямо на улицах и в домах Италии. Эта кажущаяся лёгкость и мастерство, столь ценимые современниками, основывались на тщательной подготовительной работе, отражённой в рисунках "Итальянские натурщицы в традиционных костюмах" и "Итальянский альбом", а также в многочисленных набросках.

Карл Павлович Брюллов: Итальянская семья(В ожидании ребенка). 1831 Картон тонкий, акварель, лак Государственный Русский.музей
Карл Павлович Брюллов: Итальянская семья(В ожидании ребенка). 1831 Картон тонкий, акварель, лак Государственный Русский.музей

Цикл работ, включающий акварели "Итальянская семья (В ожидании ребёнка)" и рисунок сепией "Мать, разбуженная плачем своего ребёнка", объединён общей темой материнства и представляет собой своеобразное повествование о жизни итальянской семьи до и после рождения ребёнка.

Карл Павлович Брюллов: Мать, просыпающаяся от плача ребенка, 1831 Картон тонкий, сепия, лак. Государственный Русский музей
Карл Павлович Брюллов: Мать, просыпающаяся от плача ребенка, 1831 Картон тонкий, сепия, лак. Государственный Русский музей

Брюллов Карл (1799-1852)ВОЗВРАЩЕНИЕ РИМСКОГО ПАСТУХА ДОМОЙ1850-1851 Размер - 35,6 x 25,8Материал - бумага Техника - акварель, белила Третьяковская галерея
Брюллов Карл (1799-1852)ВОЗВРАЩЕНИЕ РИМСКОГО ПАСТУХА ДОМОЙ1850-1851 Размер - 35,6 x 25,8Материал - бумага Техника - акварель, белила Третьяковская галерея

Идиллические сцены, написанные в свободной и энергичной манере, насыщены бытовыми деталями, в то время как картина "Мать, просыпающаяся от плача ребёнка" выполнена в более строгой и детализированной манере.

Карл Брюллов: Сон бабушки и внучки, 1829  Картон тонкий, акварель, акварельная золотая краска, графитный карандаш, лак Государственный Русский музей
Карл Брюллов: Сон бабушки и внучки, 1829 Картон тонкий, акварель, акварельная золотая краска, графитный карандаш, лак Государственный Русский музей

Карл Павлович Брюллов: Сон монашенки. 1831 Картон тонкий, акварель, акварельная золотая краска, графитный карандаш, лак Государственный Русский музей
Карл Павлович Брюллов: Сон монашенки. 1831 Картон тонкий, акварель, акварельная золотая краска, графитный карандаш, лак Государственный Русский музей

Карл Брюллов: «Cон молодой девушки перед рассветом», 1830г. Акварель, бумага, лак. Размер: 20×25.1 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Карл Брюллов: «Cон молодой девушки перед рассветом», 1830г. Акварель, бумага, лак. Размер: 20×25.1 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Повествовательный талант Брюллова ярко проявился в серии акварелей, посвящённых сновидениям: "Сон бабушки и внучки", "Сон монашенки" и "Сон молодой девушки". Эти работы, выполненные с использованием схожих композиционных приёмов и демонстрирующие блестящее владение акварельной техникой, органично вписываются в романтическую эстетику и, подобно жанровым сценам, полны добродушного юмора, сентиментальности и непринуждённости.

Карл Павлович Брюллов: Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой. 1833-1835 Картон тонкий, акварель, графитный карандаш, лак. Государственный Русский музей Елизавета Павловна Салтыкова (1802-1863) урожденная графиня Строганова, с 1825 замужем за светлейшим князем И.Д. Салтыковым (1797-1832)
Карл Павлович Брюллов: Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой. 1833-1835 Картон тонкий, акварель, графитный карандаш, лак. Государственный Русский музей Елизавета Павловна Салтыкова (1802-1863) урожденная графиня Строганова, с 1825 замужем за светлейшим князем И.Д. Салтыковым (1797-1832)

Карл Павлович Брюллов: Портрет великой княжны Марии Николаевны.Около 1837 Эскиз. Не окончен. Картон тонкий, акварель, графитный карандаш. Государственный Русский музейВеликая княжна Мария Николаевна (1819-1876) — старшая дочь императора Николая І и императрицы Александры федоровны. С 1839 замужем за герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (1817-1852). Президент ИАХ (с 1852).
Карл Павлович Брюллов: Портрет великой княжны Марии Николаевны.Около 1837 Эскиз. Не окончен. Картон тонкий, акварель, графитный карандаш. Государственный Русский музейВеликая княжна Мария Николаевна (1819-1876) — старшая дочь императора Николая І и императрицы Александры федоровны. С 1839 замужем за герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (1817-1852). Президент ИАХ (с 1852).

Карл Павлович Брюллов: Портрет В.А. Корнилова на борту брига «Фемистокл». 1835 Бумага, акварель, графитный карандаш, лак. Государственный Русский музей       Владимир Алексеевич Корнилов (1806-1854) вице-адмирал (1852), герой Севастопольской обороны (1854-1855).
Карл Павлович Брюллов: Портрет В.А. Корнилова на борту брига «Фемистокл». 1835 Бумага, акварель, графитный карандаш, лак. Государственный Русский музей Владимир Алексеевич Корнилов (1806-1854) вице-адмирал (1852), герой Севастопольской обороны (1854-1855).

Акварельные работы Карла Брюллова представляют собой важную часть его творческого наследия. Эти картины оказали значительное влияние на развитие русской акварельной живописи.

Карл Павлович Брюллов: Сладкие воды. 1849 Бумага, акварель, белила, графитиый карандаш. Государствениый Русский .музей
Карл Павлович Брюллов: Сладкие воды. 1849 Бумага, акварель, белила, графитиый карандаш. Государствениый Русский .музей

Карл Павлович Брюллов: Пейзаж на острове Мадейра, 1850 Бумага, акварель, белила, графитный карандаш, лак. Государственный Русский .музей
Карл Павлович Брюллов: Пейзаж на острове Мадейра, 1850 Бумага, акварель, белила, графитный карандаш, лак. Государственный Русский .музей

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

Источник: Материалы выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова» в Михайловском дворце Русского музея.