Григорий Евсеевич Зиновьев – один из самых известных революционеров, соратник Ленина, который после его смерти претендовал на роль главы молодого Советского государства. Потерпев поражение от Сталина, он был арестован и расстрелян в 1936 году.
Он был трижды женат, но стал отцом всего один раз. В 1908 году его вторая супруга, революционерка-публицист Злата Лилина в Женеве родила сына Стефана (который получил настоящую фамилию отца – Радомысльский). Как сложилась его судьба?
«Степочка» – «талантливый марксист»
В апреле 1917 года (то есть сразу после Февральской революции) он вместе с отцом, матерью и первой женой Зиновьева Саррой Равич приехал в Россию в так называемом пломбированном вагоне. Но уже летом Зиновьев и Ленин стали мишенью Временного правительства и были вынуждены скрываться на озере Разлив. В это время Лилина отправила сына к родным мужа в Елисаветград.
Но уже после октябрьского переворота политическая карьера Зиновьева пошла в гору. Лилина также сделала хорошую карьеру по партийной линии. Она активно занималась революционной пропагандой среди женщин-работниц, возглавила отдел народного образования в Петрограде, сама преподавала в Комуниверситете. Поэтому будущее Стефана, казалось, было обеспечено.
В молодости у него были прекрасные жизненные перспективы. Хотя Зиновьев был всецело поглощен политической работой и борьбой за власть в партии, он дал своему единственному наследнику соответствующее – революционное – воспитание.
Детство и юность Стефана прошли в обстановке тепла и любви, хотя его родители к 1924 году разошлись (Зиновьев женился на другой женщине, но поддерживал отношения с Лилиной). Бо́льшую часть времени Степа проводил с мамой в Петрограде, но на каникулы ездил к отцу в Москву.
Родители обожали своего сынишку и в письмах ласково называли его «Степочкой». В 1921 году Лилина писала сыну:
«Степочка, ты не беспокойся о школе. Если к 18 сентября ты приедешь, будет как раз вовремя»;
«Степочка! Ты обещал мне писать и рисунки посылать. Жду и того, и другого».
Получив высшее образование, Стефан Григорьевич пошел по стопам матери и занялся преподаванием. В 1929 году он вступил в партию и в том же году молодой человек потерял мать. Несмотря на опалу, Григорий Евсеевич приехал в Ленинград на похороны. Стефан также принимал участие в печальном обряде.
«За те 2-3 часа, что я провел там (на кладбище), проходило много народу, дети, учительницы, какие-то трамвайщики, хотя день был рабочий. Многие здоровались со мной, спрашивали о тебе», – писал он отцу.
Зиновьев мог быть вполне доволен судьбой сына, хотя его собственная жизнь и безопасность уже висели на волоске (в 1928 году Каменева и Зиновьева сослали в ссылку в Калугу, в 1932 году Зиновьева выслали в Казахстан).
В последнем письме к Сталину (1936 г.) Григорий Евсеевич, словно предвидя трагическую участь сына, назвал его «талантливым марксистом» – очевидно, рассчитывая на снисхождение «отца народов» к его «Степочке»…
«И еще, если смею просить: о семье своей, особенно о сыне. Вы знали его мальчиком. Он талантливый марксист с жилкой ученого. Помогите им», – писал Григорий Евсеевич Сталину.
Сын за отца?
Стефан Григорьевич, будучи членом партии, не участвовал в ожесточенной борьбе за власть, которая разгорелась сразу после смерти Ленина. Но он был сыном Зиновьева, которого обвиняли в убийстве первого секретаря Ленинградского обкома Сергея Кирова в 1934 году. Этого оказалось достаточно для репрессий.
В 1934 году Стефан сразу после отца был исключен из партии, затем его сослали в Керчь. В августе Зиновьев был расстрелян, а в следующем месяце «Степочку» арестовали. В чем же обвиняли «талантливого марксиста»? Ни много ни мало – в участии в контрреволюционной троцкистско-зиновьевской организации.
На допросе Стефан Григорьевич полностью признал свою «вину», назвав в числе участников этой «организации»… собственного отца! А также – его первую супругу Сарру Равич, которая была известна в партийных кругах под именем Ольги.
Бедный молодой человек под давлением следователей признался, что члены «контрреволюционной организации» были готовы использовать любые средства «в борьбе с руководством ВКП(б)», в том числе, – готовили убийство самого Сталина. Кроме того, Стефан был вынужден сознаться, что участвовал в работе «нелегальной фашистской группы», которую подстрекал к убийству «отца народов».
Все это были абсолютно нелепые обвинения, однако Стефан поплатился жизнью за то… что был сыном своего отца. И это после того, как товарищ Сталин изрек свое знаменитое: «Сын за отца не отвечает»! В марте 1937 года Стефан Радомысльский был расстрелян.
Настоящий Радомысльский
А как сложилась личная жизнь бедного «Степочки»? Он женился на враче-рентгенологе Берте Самойловне Левиной (1906–1993 гг.). Берта была еврейкой по национальности. Она закончила мединститут в Ленинграде и работала в Москве в Институте им. Герцена. К сожалению (или к счастью?), пара не успела обзавестись детьми.
После ареста свекра она какое-то время работала по специальности в Крыму, а после расстрела мужа была арестована и приговорена к 5 годам исправительно-трудовых лагерей на Колыме. Ее обвиняли в «троцкизме» и «шпионаже». На Колыме Берта провела долгие 10 лет. Она второй раз вышла замуж, получила новый приговор – бессрочную ссылку, но была реабилитирована после смерти Сталина, в 1956 году.
В юности, кстати, Стефан отличался развязанным характером, так как, возможно, чувствовал себя самоуверенно за спиной отца. Сохранились сведения, что он приезжал в элитную школу, где учился, на мотоцикле (что для 1920-х годов было немыслимой роскошью!), обзывал одноклассников «мелкобуржуазными сволочами» и конфликтовал с учителями, пользуясь тем, что его мать работала в сфере народного образования.
Но эти недостатки меркнут на фоне ужасной судьбы Стефана. После политического поражения отца у него не было шансов выжить, но может ему хотя бы не стоило признаваться в нелепых обвинениях?