Про эту троицу можно было бы снять классный сериал. Три молодые женщины родили сыновей в один день и познакомились в профильном чате «январята» (я не знаю, как сейчас, но в начале 2000-х такие чаты пользовались большой популярностью среди беременных и недавно родивших). Эти молодые мамы моментально сдружились, обнаружив друг у друга массу общего - начиная с места проживания (огромный новый жилой комплекс на окраине города) и заканчивая возрастом, материальным положением и представлениями о жизненных ценностях. Изначально, они просто хотели быть активными, современными мамами, которые развивают своих детей, вкладывают в них время и деньги и не повторяют опыт собственного детства, пришедшегося на суровые 1990-е. Но очень быстро это увлечение у них превратилось в гонку, основанную на ревности, тщеславии и страхе оказаться хуже друг друга. Еще были блоги в социальных сетях - там нужно было постоянно делиться, показывая яркие моменты развития и прогресса детей, вызывая зависть и комплексы у других мам. Они были одержимы идеей воспитать из сыновей выдающихся спортсменов, ярких вундеркиндов и ни в коем случае не посредственностей. Безусловно, у них быстро началась гонка и соперничество, они подогревали друг друга бесконечными находками в области детского развития, заводились и горели идеями. Это были те мамы, старше 25, но младше 30, находящиеся в декрете, с надежным тылом в лице мужей и родителей, имеющие почти неограниченный ресурс в виде времени и денег. И они, такие молодые и энергичные, бросились в это все.
Как только у Арсения зажил пуп, его отнесли на младенческое плавание. С этого все началось. К нему с энтузиазмом присоединились остальные. Потом была динамическая гимнастика и бэби-йога. Потом у них прямо в ЖК открылось «беби-кафе» с «развивашками» для младенцев от трех месяцев и, конечно, вся троица была там: учили буквы, цвета и цифры еще до того, как научились ползать. Мама Гордея пошила специальные буквы, из разных тканей, с разной текстурой, чтобы он ими играл (и грыз). Дни молодых мам были расписаны по минутам - они возили своих малышей по разным специальным развивающим центрам, а пока те спали - читали и обсуждали специальную литературу (где одно из центральных мест занимала книга Масару Ибуки «После трех уже поздно») и слушали курсы и семинары по осознанному родительству. Это была серьезная, взрослая гонка, которая по прошествии трех лет становилась все более изматывающей. В какой-то своей прошлой жизни, от которой они так самоотверженно отстранились, эти еще совсем молодые и привлекательные женщины имели совсем другие интересы, карьеры и мысли, с которыми засыпали перед сном.
Они продержались целых шесть лет. В тот момент, когда в ДЮСШ и ЦОПы только открылись двери для самых юных воспитанников, их года рождения - Матвей, Гордей и Арсений считались элитой и бесспорными звездами в своей возрастной категории. Я наблюдала за этой историей, можно сказать, из первых рядов партера (потому что тоже была задействована в свое время в «январятах»). Они выбрали фигурное катание и с трех лет занимались практически индивидуально (в мини-группе, собранной для них троих) у достаточно известного тренера. Кроме этого учили иностранные языки, музыку, астрономию, плавали, занимались робототехникой и раз в неделю по воскресеньям принимали участие в театрализованных семейных бранчах, проходящих в пентхаусе одной дорогой гостиницы (это был не совсем их круг, но было важно зацепиться там и создать для мальчиков правильную среду общения). Крах со спортом произошел через три месяца занятий в ДЮСШ. Формально версия была такая: мамы хотели, чтобы их мальчиков, занимающихся подкатами уже три года, зачислили в «бюджетную», серьезную спортивную группу, с более старшими детьми. А Матвея, Гордея и Арсения отправили катать «фонарики» и «саночки» на общих основаниях с детьми, которые только пришли. Мамы, фыркая, тут же стали звонить тренерам из других школ, потому что их дети сдали нормативы «юный фигурист» и собирались накатывать программу третьего юношеского, но тренер с подкаток не мог выставлять их вне клуба или школы (там было все сложно), потому нужно было иметь некий официальный «порт прописки», которым стала престижная государственная школа с именем и регалиями. И вот эта школа совершенно не оценила сокровища, к ней поступившие и обращалась с мальчиками так, как будто это самые обычные мальчики, а не вундеркинды, занимающиеся спортом высших достижений буквально с рождения. Мамы в тот момент подсознательно искали повод для того, чтобы прекратить это все. И вот что получилось: они просто слились. Через три месяца занятий, поменяв пару школ, когда мамы увидели, что вообще катают другие дети их года рождения, то просто сломались, у них опустились руки. Настоящий большой спорт не то, что не начался у них - лишь замаячил где-то за бортиком, заиграл светом и музыкой в конце коридора. И они развернулись и ушли. Где-то может надеялись что кто-то опомнится и не допустит таких растрат ресурсов. Но всем было буквально все равно. Никто про них не вспоминал и никуда не приглашал. Чувство обиды только усилилось.
Началась школа, продленка и кружки при школе. Мамы выдохнули, и словно выйдя из этого оцепенения, бросились реализовывать себя. Одна развелась и вышла повторно замуж, родив еще двоих детей (девочки). Две другие нашли себя в работе и учебе - закончили магистратуру, получив по второму высшему. Матвей вырос просто хорошим человеком, много волонтёрит и любит животных. Гордей закончил музыкальную школу, но я не знаю чем он занимается сейчас. Арсений несколько лет выступал в детском театре, ходил в школу диджеев, пробовал моделинг и даже снялся в паре сериалов. Они замечательные ребята, но не исключительные. Их мамы хотели видеть своих мальчиков кем угодно, но не такими, как все. А получились просто обычные хорошие ребята - не хуже, но и не лучше других.
Какие выводы можно сделать из этой истории, и почему я привела ее тут в самом начале?
Изначально, мальчики имели все шансы на головокружительную спортивную карьеру, потому что у них были максимально серьезные и достаточно обеспеченные мамы, настроенные возить и ждать столько, сколько нужно. Ждать и возить. Им это было интересно. У них были на это деньги. Они хотели этого - вкладывать время, деньги, ездить… планировать перекусы по дороге, не высыпаться. Просто они начали возить и ждать слишком рано. И без системы. Они возили и ждали. Ждали и возили где попало, без конкретной цели и стратегии. Лет до четырех у них получалось идеально везде - и на музыке, и на развивашках (дети действительно стали читать в три года сразу на двух языках!) Но ближе к пяти их пытался корректировать и направлять тренер с подкаток: ребята защитили «юного фигуриста» и готовились к третьему юношескому, который в их виде спорта присваивают с шести лет. Но остались бранчи по воскресеньям. И английский 4 раза в неделю. И робототехника. Ребята не высыпались. Мамы думали, что с их опытом и умением организовываться они всех переиграют и везде успеют, потому что разностороннее развитие никто не отменял и «жертвовать всем» (даже астрономией) во имя «алтаря детского спорта» они совершенно не собираются. Тренер начал давить на пацанов, прикрикивал. Иногда передавал своей воспитаннице, не достигшей 18-летнего возраста и, конечно, без педагогического или физкультурного образования - что крайне возмущало мам. С накопившейся усталостью мамы начинали видеть всё в более негативном свете, чем оно было на самом деле. Архаичные методы организации тренировочного процесса в государственной спортивной школе. Простоватых, люмпенского происхождения родителей с дурным вкусом и потрясающе талантливыми детьми. Хореографов, пишущих сообщения в общий чат с дикими орфографическими ошибками. Подуставшего, не горящего своим делом тренера, просто отрабатывающего деньги на подкатах. И собственных мужей - постепенно отдаляющихся. Других подруг, путешествующих по заграницам, открывающих бизнесы и садящихся на шпагат в 40 лет. Рядом не было никого, кто сказал бы «не сдавайтесь, всё только начинается!». Наоборот - всё чаще звучали мнения (хотя кто бы их стал слушать в ином настроении!) «Вы же не собираетесь отдавать их в профессиональный спорт?» «вы же не хотите видеть их переломанных и травмированных в двадцать лет?» «вы же не планируете попасть на олимпийские игры?»
Причина катастрофы: слишком ранний старт. Необъективная оценка конкурентов. Завышенные требования к детям «или первые - или уходим». Мамы стартанули ровно на 6 лет раньше, чем следовало бы. Если бы они начали в 6, то к 12 имели бы первый взрослый разряд и активную подготовку к КМС, совсем другое качество соперничества, других тренеров, другие «плюшки» и перспективы. А сейчас, не получив соответствующей отдачи (конечно, когда всё только начало начинаться!) просто выгорели. На самом деле, формат «возить и ждать» - это работа в кредит, без отдачи на много лет вперед. Долго без отдачи работать очень трудно. Потому, когда появились вдруг другие дети, которыми, конечно же ТАК никто не занимался (без астрономии и английского), но превосходящие Матвея, Гордея и Арсения просто всех вместе взятых по всем фронтам - хотелось бежать от бессилия. Это было нечестно, так не должно было быть, потому что они встали на коньки в три года и занимались сначала через день, а потом и каждый день, с хорошим тренером за более, чем хорошие деньги… но оказалось, что этого было все равно не достаточно, чтобы к шести годам быть однозначно круче всех. В том числе и других воспитанников этого тренера с которыми он, казалось, работал меньше. А быть не круче всех - не интересно.
От усталости, из-за отсутствия стратегии - мамы не понимали что делать дальше. Успех других детей они видели в качестве свершившегося и неизменного факта - а ведь речь шла всего лишь о 6-летних малышах! Думал ли кто-то из этих мам, как сложится судьба их всех дальше? Года через четыре. Что влияет на результат там. Как нужно переформатировать дела, что подвинуть, как оптимизировать, чтобы спокойно двигаться дальше, не стремясь пока занять лидерские позиции, просто выполняя технические нормы, написанные в правилах? Если бы мамы смотрели дальше, то увидели бы мимолетность, несерьезность «расстановки мест на пьедестале» на уровне начальной подготовки. Останься - и они бы увидели появление и угасание многих юных звездочек. Увидели бы, как сменяются «несменяемые» родители, сдвинуть которых из-за бортика, казалось бы, не могла бы никакая стихийная сила - но и они ошибаются, выгорают, принимают неверные решения и уходят. Они бы увидели как из неказистых, неприметных середнячков начинают формироваться фигуристы. Как из далекой провинции или просто из ниоткуда вдруг берутся какие-то новые, супер одаренные дети с сумасшедшим контентом, которых не знал и не видел никто раньше. Они вполне могли бы стать частью этого подвижного, молодого, лишенного эмпатии мира - с их амбициями, выносливостью, настроем и готовностью нестандартно мыслить. Изначально, в роддоме, они и мечтали об этом - когда по тв дружно смотрели соревнования по фигурному катанию и ледовые шоу, с восхищением примеряя это все к новым жизням, только что появившимся на свет, которые они держали в руках, за которых отвечали и были готовы бесконечно бороться, расталкивая соперников и прокладывая путь к успеху и счастью. Но не сложилось. Может, и к лучшему... кто знает.
Яна Инатаева (с) 2025 "Мама с амбициями: как выжить и выиграть в детском спорте"