В мире космических исследований 2025 год обещает стать знаковым благодаря миссии Fram2 — первой пилотируемой экспедиции в полярную орбиту Земли. Запуск корабля Crew Dragon C207 Resilience запланирован на 31 марта с площадки 39A Космического центра Кеннеди во Флориде. Эта уникальная частная инициатива привлекает внимание не только своими амбициозными целями, но и загадочными участниками. "Заказчиком" миссии является никому не известная фигура Чун Ванг (Chun Wang), мальтийский предприниматель и авантюрист китайского происхождения, известный как соучредитель пула по майнингу биткоинов F2Pool и основатель валидатора для различных криптопротоколов Stakefish. Кто же этот человек, и какую роль он играет в миссии Fram2?
Миссия Fram2: Новый взгляд на Землю
Миссия Fram2 — это не просто очередной полет в космос. Ее цель — вывести экипаж на 450-километровую полярную орбиту с наклонением 90° к плоскости экватора. Такой маршрут позволит астронавтам увидеть Землю с совершенно нового ракурса, охватывая полярные регионы, которые редко попадают в поле зрения традиционных миссий.
Для этой задачи космический корабль Crew Dragon подвергся значительным доработкам. Объем модификаций подчеркивает сложность проекта и его новаторский характер.
Кто он, Чун Ванг?
Личность Чун Ванга окутана тайной. Он является ключевым участником проекта. Его профиль не раскрывает явных деталей о личности, что типично для многих фигур в крипто- и техносферах, предпочитающих сохранять анонимность.
Однако некоторые данные указывают на его связь с миром технологий и криптовалют. Это имя часто встречается в блокчейн-транзакциях. Это наводит на мысль, что Чун Ванг может быть не только космическим энтузиастом, но и влиятельной фигурой в цифровой экономике. Например, известно, что человек с подобным именем совершил крупные операции с Ethereum, включая вывод значительных сумм с Ethereum Beacon Chain и переводы на Binance.
Также известно, что в ноябре 2024 года он продал 500 000 токенов LDO, выручив за них 807 412 USDT (это эквивалентно 807 412 долларов, так как USDT — это стейблкоин, привязанный к доллару).
В общей сложности с начала ноября он продал 6,1 миллиона LDO, получив примерно 10,42 миллиона долларов.
Роль в миссии Fram2
Согласно официальной информации, Чун Ванг выступает также в роли инвестора этой миссии. Также известно, что он лично пригласил трёх человек, которые примут участие в этом полете, и взял на себя все расходы, связанные с их участием.
В социальных сетях по этому поводу он написал: «Я никогда не был с ними знаком. И сделал свой выбор после одной встречи».
Его интерес к космосу очевиден по активности в социальных сетях, что свидетельствует о его глубокой вовлечённости в проект. Уникальность миссии требует людей с нестандартным мышлением и широким кругозором, и Чун Ванг, судя по всему, идеально вписывается в этот профиль.
Чун Ванг может стать символом слияния технологий XXI века: от блокчейна до космических исследований. Это также подчеркнет, как частные инициативы, поддерживаемые такими фигурами, как Илон Маск (чья компания SpaceX предоставляет Crew Dragon), меняют облик современной космонавтики.
Из предполетного дневника Чун Ванга
17 марта 2025 года, L-14 дней
Мы провели 6 часов в симуляторе Dragon и были приятно удивлены, получив посадочный талон в конце дня.
Завтра у нас будет шанс наблюдать за сходом с орбиты Crew-9 из Хоторна и задавать вопросы о процессе. Добро пожаловать домой, Суни и Бутч!
18 марта 2025 года, L-13 дней
Мы везем больше камер, чем предыдущие миссии, и инженеры SpaceX установили в куполе крепления, напечатанные на 3D-принтере. Утром мы 30 минут практиковались отсоединять камеры в случае аварии.
Днем мы три часа симулировали второй день полета: проснулись, поели, выпили кофе, открыли купол. Как только открыли передний люк, у одного из нас началась космическая болезнь, и его вырвало в кабине. Пока убирали, произошла разгерметизация кабины, и симуляция закончилась раньше срока.
Вторая половина дня была занята 🐬 — нам всем это понравилось.
19 марта 2025 года, L-12 дней
Как и Inspiration4, Fram2 несет набор научных исследований, чтобы лучше понять, как космические полеты влияют на здоровье человека. Сегодня мы посвятили время подготовке к экспериментам, которые проведем на орбите.
Помимо трех профессиональных камер, мы берем электронику: четыре iPad mini, два iPhone Pro Max, три ноутбука, радиолюбительскую станцию и даже генератор рентгеновских лучей. С его помощью мы сделаем первый в истории рентгеновский снимок человеческого тела в космосе — это важно для будущих долгих миссий на Марс и дальше.
Dragon изначально не проектировался с зарядкой на борту. Порты USB-A добавили позже по запросу, но с ограниченной мощностью. Для работы устройств мы полагаемся на пауэрбанки. Всего мы везем более 1 кВт·ч аккумуляторов. В замкнутом объеме 10 м³ они будут выделять много тепла, так что управление температурой — задача не из легких. Мы также разработали новые процедуры на случай возгорания батарей.
20 марта 2025 года, L-11 дней
Этим утром мы провели более трех часов в симуляторе Dragon, отрабатывая последовательности схода с орбиты и приводнения. Это была наша финальная симуляция в тренировочном центре Хоторна. Когда я впервые приехал сюда в декабре 2023 года, мне сказали: «Чувствуй себя как дома». Тогда мне все казалось чужим и незнакомым. Но теперь, спустя больше года, мы наконец «выпустились». Это место стало нашим домом — но пришло время прощаться.
Днем команда руководства SpaceX дала нам обновление по миссии. Теперь мы нацелены на 31 марта, 23:20 EDT, как основное окно запуска, с двумя запасными на 1 апреля в 00:53:10 и 02:26:20 EDT. Бустер для этой миссии — B1085.6, впервые шестой полет Falcon 9 поддержит пилотируемый старт.
Завтра Crew Dragon C207 Resilience с нашим значком Fram2 отправят в ангар на площадке 39A, где его скоро соединят с Falcon 9.
21 марта 2025 года, L-10 дней
Сегодня первый день, когда нам пришлось надеть маски. Мы получили кучу прививок: от COVID-19, сезонного гриппа, ветрянки, кори, свинки, коклюша и прочего. Это моя четвертая доза от COVID. Последняя была 2 декабря 2021 года в Лионе, Франция. Тогда я собирался на Южный полюс через Кейптаун. Шел пик Омикрона, люди бежали из Южной Африки, и почти никто не летел туда. Еле нашел рейс.
Позже, покидая Антарктику, я не возвращался в Южную Африку — только транзитом через аэропорт, прямо в Кению, одну из немногих стран, еще принимавших путешественников из Южной Африки. Вскоре после моего приезда в Найроби Кению тоже внесли в черный список. Улететь из Африки стало почти невозможно.
На этот раз я снова отправляюсь к Антарктике. Знаете, сколько нужно, чтобы долететь от Флориды до Южного полюса? Всего 35 минут.
22 марта 2025 года, L-9 дней
Я определенно могу сказать, что FSD v13 стал заметно надежнее по сравнению с v12, который я тестировал в ноябре прошлого года. Теперь это достаточно плавно, чтобы мы могли наслаждаться ежедневной поездкой. Хотя сегодня утром наш Cybertruck почему-то решил съехать с трассы раньше и сделал крюк.
Мы приехали в офис SpaceX в Хоторне в 9:32 утра. Так как был выходной, охраны у главных ворот не оказалось — вместо этого нас встретила Хейли Эспарза. Мы провели 30 минут на видеозвонке с генеральным директором Илоном Маском. Обсуждали идеи будущих политических систем на Марсе, напряжение между защитой планет и колонизацией, и почему Марс не должен стать второй Антарктикой.
Первый парень, заказавший миссию у Илона, прокатился у него на плечах. Второй станет администратором НАСА. А третий — это я — получил 30-минутный удаленный звонок. Космические полеты становятся все более рутинными, и, честно говоря, я рад этому🤣
Я тщательно подсчитываю каждый свой полет с первого в 2002 году. Этот космический полет станет моим тысячным, включая перелеты на самолетах, вертолетах и воздушных шарах. Тысячный — особенный, но в то же время совершенно обыденный.
Остаток утра мы провели с инженерами Dragon, изучая уроки личной гигиены от Crew-10 и обсуждая возможные решения.
Для большинства людей SpaceX ассоциируется с Илоном. Для меня же, после всего времени, проведенного здесь, это Хейли, Кэти, Джеймс, Тайлер, Пол и многие другие. И, конечно, Фил. Без него этой миссии бы не было. Даже в выходные они здесь, работают над нашей миссией, двигая человечество к многопланетности. Теперь я понимаю, почему Jared Isaacman выбрал для Polaris Dawn двух сотрудников SpaceX.
24 марта 2025 года, L-7 дней
До старта осталась всего неделя. Люди спрашивают: «Ты взволнован?» Нет, совсем нет. Я проспал все выходные. Если и было мгновение, когда я по-настоящему ощутил волнение, то это, наверное, когда я впервые представлял Fram2 команде SpaceX, и случайно услышал, как кто-то в лобби Ritz-Carlton на South Beach напевал «Fly Me to the Moon». Тогда я впервые подумал: это может сработать, я действительно могу полететь в космос.
Теперь все, что нужно было сделать, сделано. Дальше — только следовать процедурам. Волнение больше не со мной. С детства я знал, что такое первая космическая скорость, каково это — невесомость, хотя бы в теории. Теперь все просто: не доверяй, проверяй.
Мы пересмотрели погодные условия в зонах приводнения в Тихом океане и слегка скорректировали расписание. Добавилось новое окно запуска, теперь NET — 21:47 EDT. В ту ночь будет четыре возможности для старта. Завтра мы летим во Флориду, где начнем карантинную жизнь.
27 марта 2025 года, L-4 дня до старта миссии Fram2
Сегодня один из ключевых моментов подготовки — мы должны перестроить свой график сна, чтобы он соответствовал времени старта. В день запуска нам предстоит проснуться в 14:30 по восточному времени (EDT). Если мы воспользуемся первой возможностью в 21:46:50 EDT 31 марта, то ляжем спать в 08:36 EDT (12:36 UTC) 1 апреля. Для второй возможности в 23:20:00 EDT — в 09:08 EDT (13:08 UTC). Если же старт произойдет на третьей или четвертой попытке, после запуска мы сдвинем сон в обратную сторону, ложась в 06:47 EDT (10:47 UTC).
Номинальная продолжительность нашей миссии — 86 часов и 38 минут, примерно три с половиной дня. За это время нам придется сдвинуть график сна на полдня. Мы пролетим над Северным полюсом 55 раз и над Южным — 56 раз. Сегодня я проснулся около полудня, позавтракал в 14:00. После обеда мы отправились в HangarX на интервью с CBS News. Затем перешли в комнату подготовки, где прошли сухую репетицию надевания скафандров — это запланировано на сегодня. Еще нам удалось поближе рассмотреть нашу ракету: Dragon уже соединен с Falcon 9 в ангаре.
Полный круг вокруг площадки LC-39A — это 2,8 км. День завершился пробежкой по площадке — у меня ушло чуть больше 16 минут, средняя скорость составила 11,1 км/ч.
28 марта 2025 года, L-3 дня до старта миссии Fram2
Falcon 9 с кораблём Crew Dragon Resilience установлен в вертикальное положение на стартовой площадке 39A. Сегодня днём запланирована генеральная репетиция (dry dress rehearsal), а менее чем через 24 часа состоится статическое огневое испытание.
29 марта 2025 года, L-2 день до старта миссии Fram2
Сегодня был насыщенный день.
Я проснулся в 14:00 и в 15:30 выехал из нашего карантинного объекта в конвое из трёх Tesla. С сопровождением полицейских NASA впереди нам не пришлось останавливаться на светофорах.
Мы позавтракали в HangarX, прежде чем отправиться на стартовую площадку. Прибыв в комнату подготовки у площадки 39A, мы получили свои сумки с необходимыми лекарствами, а также бортовым iPhone, iPad, Apple Watch и AirPods Pro. SpaceX напечатали на 3D-принтере тросик, чтобы соединить два наушника и предотвратить их потерю в условиях невесомости. Я потратил некоторое время на загрузку приложений, включая X, YouTube и офлайн-версию OpenStreetMap, к которому я внёс значительный вклад в ранние годы его существования. Также я скачал приложения, использующие сенсоры iPhone и iPad для мониторинга давления в кабине — как независимую резервную систему на случай маловероятной разгерметизации.
После этого мы провели краткий брифинг по погоде, надели скафандры и направились на Tesla к площадке. В отличие от всех предыдущих миссий Dragon, мы стартуем с Восточного побережья и приводнимся на Западном. Это значит, что мы фактически перемещаемся из одного места в другое. Мы упаковали свою одежду, личные телефоны и часы в сумку, которую сотрудники SpaceX доставят в Хоторн, а после нашего приводнения передадут нам на спасательном корабле.
Посадка, пристегивание, поворот сидений, проверка связи и тестирование герметичности скафандров — всё прошло гладко. К моменту завершения сухой репетиции надеть скафандры (dry dress rehearsal) уже стемнело, и пошёл дождь. Переход от рукава доступа к башне не полностью защищён от дождя. Когда боковой люк открылся, команда «ниндзя» из SpaceX встретила нас с зонтами и дождевиками, которые мы надели поверх скафандров, чтобы наша «сухая репетиция» не превратилась в «мокрую».
Мы вернулись в комнату подготовки на короткий разбор, пообедали (или, скорее, поужинали), а затем в 23:00 отправились обратно в карантинное помещение. Остаток ночи ушёл на несколько встреч, чтобы обсудить последние детали. Программное обеспечение для полёта на Dragon было заморожено, и мы узнали о некоторых недавно обнаруженных ошибках, о которых нужно было знать. Также у меня был звонок с нашей психотерапевтом Ребеккой, которая работает с нами с самого начала тренировок.
В 2:30 утра я вместе с Беном, врачом по космическим операциям из SpaceX, отправился на пробежку на 2 мили. Джейми, Бен и я бегаем каждую ночь во время карантина, и иногда мне кажется, что они стали моими телохранителями в темноте Мерритт-Айленда.
Завтра запланирован запуск Starlink с соседней площадки SLC-40. Надеюсь, всё пройдёт успешно, и я смогу понаблюдать за ним издалека с территории нашего карантинного объекта.
Запуск Fram2 состоится уже скоро - окно с 31 марта по 1 апреля. Эта миссия обещает не только новые виды Земли, но и вдохновение для миллионов людей по всему миру. А Чун Ванг станет одним из тех, кто докажет, что границы между технологиями, финансами и космосом стираются, открывая путь к будущему, где мечты становятся реальностью. Будем продолжать следить за его дневником.