Пролог
Что представляют себе широкие народные массы при упоминании Петербурга? Конечно же, дворцы, усадьбы, разводные мосты, каналы, Невский проспект, Исаакиевский и Казанский соборы, "Невы державное теченье"... Более искушённый турист, возможно, вспомнит про дворы-колодцы, про революционные места или метро. И лишь единицы задумаются о ещё одной стороне Северной Столицы - о промышленном поясе Петербурга. Эту зону ещё называют "Серым поясом", пришедшим после 90-х годов в ощутимый упадок, тёмной тучей окружающим исторический центр города.
В наше время также не принято вспоминать о былой славе этих мест, где многие заводы были первыми в своём роде, стояли у истоков российской и мировой промышленности, отметились в революционных событиях и самоотверженно трудились в тяжёлые дни блокады... Одним из таких легендарных мест является завод "Красный Треугольник". Именно о нём пойдёт наш сегодняшний (и не только) рассказ...
Т.Р.А.Р.М. – истоки
Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры, сокращённо - ТРАРМ. Именно под таким названием завод был основан в 1860 году предпринимателем из Гамбурга Фердинандом Краузкопфом. Приехав в Россию в 1859 году с намерением изучить российский рынок, он очень быстро понял, что продажа изделий из резины сулит огромные прибыли. Бурно развивавшаяся российская промышленность нуждалась в насосных рукавах, шкифных ремнях и трубах, а рынок потребителей галош представлялся и вовсе безграничным. Оценив все выгоды, Краузкопф очень быстро сумел убедить в них российских купцов, которые согласились стать компаньонами и вложили свои деньги в аренду участка земли на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге и в строительство завода по производству резиновых изделий.
Новая резиновая фабрика была оборудована по последнему слову техники исключительно заграничным оборудованием. Технологический процесс полностью дублировал американский. Даже значительная часть персонала была американцами и немцами, которые передавали опыт российским рабочим.
Уже в 1861 году, через девять месяцев после запуска производства, "Товарищество Российско-Американской мануфактуры" получило свою первую награду за качество - серебряную медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге.
Расцвет завода, ребрендинг, Революция
С каждым годом наращивая производство продукции, повышая её качество и увеличивая номенклатуру производимых товаров, поглотив других петербуржских конкурентов и соседствующие мануфактуры, ТРАРМ превратился в лидера резинотехнической промышленности Российской империи. Завод регулярно занимал первые места на конкурсах и выставках, становился лауреатом премий и получателем золотых медалей, а потом даже был удостоен звания "Поставщика Двора Его Императорского Величества".
По документам 1905 года, на тот момент ТРАРМ содержало ясли на 120 мест, школу для детей рабочих, загородный дом отдыха, заводскую больницу и аптеку.
В 1888 году предприятие стало снабжать свои изделия собственным товарным знаком – треугольником с начальными буквами ТРАРМ внутри. В 1908 году этот торговый знак был утвержден официально, а слово «Треугольник» было прибавлено к названию компании.
В годы "Великой войны" завод "Треугольник" нарастил выпуск резиновых изделий для нужд военной авиации и автотранспорта, а также в его цехах впервые увидела свет противогазная маска.
В 1918 году cоветское правительство национализировало "Треугольник", и предприятие стало называться "Государственный завод резиновой промышленности №1 Треугольник". В 1922 году в честь Пятой годовщины Октября предприятию было присвоено название, под которым он известен и по сей день - "Красный Треугольник".
Новое время - новые достижения
Оправившись после бурных революционных событий и Гражданской войны, завод "Красный Треугольник" встал на путь модернизации и оптимизации производства. Первыми в стране специалисты завода сконструировали и прижимочную машину для прикатки подошвы, которая значительно облегчила труд клейщиц и улучшила качество изделий. А в 1927 году были проведены первые опыты конвейерного выпуска галош. К 1929 году конвейерами были оборудованы уже несколько цехов «Красного Треугольника». Они помогли вывести предприятие на совершенно новый уровень производства и увеличить выпуск продукции в несколько раз.
На базе предприятия была также открыта лаборатория, в которой группа учёных под руководством известного химика С. В. Лебедева к 1932 г. впервые в мире смогла получить синтетический каучук.
К началу 1930-х годов на территории "Красного Треугольника" уже работали шинный, регенератный, ремонтно-механический, два асбестовых и два галошных завода, предприятие "Промтехника" и другие. На них производилось свыше ста типов различных товаров, годовая продукция оценивалась в 450 млн рублей, а число рабочих превысило 31 тыс. человек.
Третья пятилетка (1938-1942 гг.) стала для предприятия периодом освоения новой продукции. На предприятии выпускали детали для автомобилей и тракторов, перфорированную резину для разработки апатитов, поручни для эскалаторов первого советского метрополитена, стратостаты и многое другое.
Война, блокада, возрождение
С началом Великой отечественной войны основные производства «Красного Треугольник» - заводы РТИ и шинный – были эвакуированы из Ленинграда. На оборудовании, оставшемся в городе, в дни блокады продолжалось производство необходимой для фронта продукции.
Комбинат регулярно подвергался воздушным и артиллерийским обстрелам. В годы войны было полностью уничтожено 22 корпуса завода, за один лишь 1943 год на территории предприятия разорвалось 30 авиабомб и около 1500 крупных снарядов.
В 1946—1952 годах на комбинате прошла масштабная реконструкция. Корпуса ремонтировали, модернизировали, постройки бывшей усадьбы Строганова включили в состав "Треугольника". Пришлось не просто восстанавливать завод, но и переоборудовать его под новые технологические процессы. В 1949 году начал работу новый цех литья резины под давлением. Технология формования изделий под давлением позволила увеличить выпуск продукции почти на 70%. В 1962 году Ленинградский шинный завод вновь вошёл в состав комбината "Красный Треугольник".
Конец былины
В конце 1960-х гг. галоши начали выходить из уличной моды, спрос на них сокращался.
В начале 70-х стало понятно, что предприятию вновь нужна серьезная реконструкция. И не только в плане технического перевооружения. Необходимо было комплексное решение проблемы, которое позволило бы увязать все проблемы "Треугольника" с требованиями градостроителей, энергетиков, экологов.
План должен был осуществиться в течение 10-15 лет, причем без остановки производства. Однако темпы реконструкции и технического перевооружения значительно отставали от требований времени и к началу перестройки "Красный Треугольник" оказался в сложном положении.
В конечном итоге, в период с 1992 по 1996 годы Ленинградское производственное объединение "Красный Треугольник" распалось на три независимых предприятия - Шинный завод, Завод резиновой обуви (Завод РО) и Завод резинотехнических изделий (Завод РТИ). О былом размахе и качестве продукции не могло уже быть и речи - разрозненные заводы просто пытались выжить в новых реалиях рыночной экономики. Получилось далеко не у всех...
За прошедшие три десятилетия территория некогда могучего предприятия - пионера отечественной и мировой резинотехнической промышленности, превратилась в огромную заброшенную промзону практически в центре Петербурга. Лабиринты заводских проездов, громады краснокирпичных цехов, цвет которых почти везде стал чёрным от еженедельных пожаров, многочисленные мелкие частные предприятия, шиномонтажи, студии звукозаписи, столовые сомнительного качества...
Ситуация с каждым годом становится всё хуже, и виной тому не только нерадивые собственники и бизнесмены, мечтающие снести всё до основания ради очередных жилых коробок - свой "посильный вклад" вносят вандалы всех мастей. Черметчики частенько срезают и сдают на металл фермы, поддерживающие железобетонные плиты кровли цехов, эти плиты держатся исключительно под собственным весом и, в большинстве случаев, долго не выдерживают...
В 2011 году были срезаны стальные фермы крыши корпуса № 4, в результате чего она рухнула. В 2019 году срезали балки у пристройки главного корпуса и частично разобрали корпус № 26. В ноябре 2020 года в корпусе № 8 срезали несущие фермы крыши, в результате чего рухнула не только она сама, но и часть стены на уровне четвёртого этажа. В том же году были срезаны стальные несущие балки перекрытий в корпусе № 22, здание находится под угрозой разрушения.
Надежда на спасение
Начиная с 2010-х гг. предложения о сносе всего ансамбля "Красного Треугольника" постепенно сменились мыслями о редевелопменте (т.е. о комплексном ремонте и использовании территории и имеющихся зданий для иных целей). Было предложено множество вариантов - начиная от переоборудования завода в лофт-пространство по типу завода "Севкабель", заканчивая совсем уж фантастичным строительством в фабричных декорациях "резинового «Диснейленда»". Как бы то ни было, все эти проекты так и остались на бумаге (а подчас и только в головах самих прожектёров).
Тем не менее, работа в правильном направлении всё же ведётся. В августе 2022 года специальная комиссия Петербургского отделения ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) рассмотрела предварительную концепцию приспособления комплекса под современное использование. В октябре 2022 года губернатор Санкт-Петербурга поручил ускорить внесение "Красного Треугольника" в реестр памятников архитектуры. 3 февраля 2023 года 50 корпусов и 11 галерей комплекса были признаны объектами культурного наследия регионального значения.
Кроме того, промышленная жизнь предприятия также продолжается. В 1998 году на основе мощностей по производству конвейерных лент "Красного Треугольника" было создано новое предприятие, получившее название "ГСК Красный Треугольник". Всего за два года специалистам удалось нарастить и модернизировать производственную базу. Был восстановлен выпуск резинотканевой конвейерной ленты различного назначения, плоских ремней и неформовых резинотехнических изделий.
В 2011 году "ГСК Красный Треугольник" занял второе место среди отечественных производителей по объему производства резинотканевой конвейерной ленты.
В июле 2012 года был поставлен производственный рекорд. Завод выпустил 62 000 м² конвейерной ленты за месяц и достиг максимальных производственных показателей.
Сегодня "ГСК Красный Треугольник" выпускает более 800 000 м² конвейерной ленты ежегодно и уверенно занимает второе место в России по количеству выпущенной конвейерной ленты.
Эпилог
"Серый пояс Петербурга", бесспорно, является той частью города, без которой его невозможно представить. Вернее, представить-то возможно, только вот исключительно парадный Петербург - это уже и не Петербург вовсе...
Позволить уничтожить места трудовой славы Северной Столицы мы не имеем морального права, однако нельзя допустить и их саморазрушения. Поэтому обязательно нужно сохранять и поддерживать эту частицу петербургской души. Даже если спасти всё не удастся, нужно сделать максимум для этого клочка промышленной архитектуры под названием "Красный Треугольник".
За свою более чем полуторавековую историю завод переживал взлёты и падения, разрушался и отстраивался заново. Сегодня он переживает очередное, пожалуй, самое сложное в его жизни испытание. Выдержит ли его территория завода - зависит в первую очередь от сознательности ответственных лиц, но, конечно, хочется верить, что легенда о Красном Треугольнике - со счастливым концом...
Дорогие друзья, авторы канала «УКРЫВАЕМЫЕ суеты🫥» призывают вас бережно относиться к подземному наследию нашей Родины, памятникам истории и архитектуры, а также беречь свою жизнь и здоровье при посещении заброшенных объектов!
Всего вам интересного и доброго!
#спб #заброшенное #красный_треугольник #spb #abandoned #triangle_rouge