Найти в Дзене

Метроновости Москвы за март 2025г.

Оглавление

Представляем вашему вниманию новый выпуск нашего ежемесячного вестника о главных событиях метростроения Москвы и московского транспортного узла за первый весенний месяц этого года.

Приятного чтения!

Топ-10 новостей за прошедший месяц

1. Завершена проходка наклонного хода второго выхода станции «Рижская» БКЛ

СМУ-6 Метростроя произвело сбойку эскалаторного тоннеля с натяжной камерой второго вестибюля станции «Рижская» Большой кольцевой линии.

Открытая 1 марта 2023 года «Рижская» стала одной из станций, замкнувших Большое кольцо подземки. Однако, работа над ее проектом продолжилась: в дополнение к пересадке на Калужско-Рижскую линию и выходу в подземный переход в ­направлении Рижского вокзала приняли решение соорудить наземный вестибюль около Рижского рынка. Он необходим для пересадки на одноименную платформу второго Московского центрального диаметра.

-2

Строительство наклонного хода поручили работникам «Мосинжпроекта» и «Мосметростроя». На станции в центре зала установили заграждения для сооружения лестничного схода. А самое интересное происходит вне поля зрения пассажиров – строители проложили наклонный ход для эскалаторов будущего вестибюля под углом 60 градусов и выполнили сбойку подземных выработок – тоннеля и натяжной камеры, которые шли навстречу друг другу.

-3

– Мы прошли 165 колец наклонного хода диаметром 10,5 м без применения проходческого щита, вручную. Для этого выполнили заморозку грунта, чтобы избавиться от плывуна, далее шли через известняк и карбон – типичный грунт московских подземных недр, – рассказал заместитель начальника участка СМУ-6 Метростроя Александр Невин.

По его словам, строители прокладывают гидроизоляцию и обуривают будущий наземный вестибюль буро-секущими сваями, а в апреле планируют приступить к укладке наклонного хода бетоном.

-4

Второй вестибюль станции «Рижская» будет расположен вблизи Водопроводного переулка, рядом с проспектом Мира, Рижским рынком и Третьим транспортным кольцом. Современные эскалаторы быстро и комфортно доставят пассажиров на примерно 60-метровую глубину, значительно сократив пересадку на ­МЦД-2.

-5

Согласована визуальная концепция второго вестибюля «Рижской»

«Второй вестибюль "Рижской" — наземный, сложной формы и с двумя выходами на проспект Мира. Он будет соединён со станцией наклонным тоннелем с эскалаторами — одними из самых длинных в столичной подземке.

На эскалаторном спуске в кассовом зале разместим витраж с художественным панно. На нём будут изображены исторические сооружения в районе Рижской площади. В центре композиции будут утраченные Крестовские водонапорные башни, по краям — графические изображения элементов старого Мытищинского водопровода», - сообщил в своём блоге Сергей Собянин.

2. Началось раскрытие первых котлованов Бирюлёвской линии - на станциях «Остров Мечты» и «ЗиЛ»

18 марта в южном торце площадки строительства станции «Остров Мечты» началось раскрытие котлована. Установлены первые расстрелы.

Здесь будут монтироваться щиты для проходки тоннелей до «Кленового Бульвара».

В конце месяца также приступили к раскрытию в восточном торце котлована будущей станции «ЗиЛ» Бирюлёвской линии.

При раскрытии котлована обнажились артефакты - часть автомобильного тоннеля 60-70-х годов постройки, соединявшего две части завода «ЗиЛ».

3. Стали известны официальные планы по проходке тоннелей метро на ближайшие 5 лет

В нашем распоряжении оказались планы Градостроительного комплекса Москвы по проходке новых тоннелей московского метрополитена до 2029 года.

-9
-10

Рассмотрим каждую линию по отдельности:

Рублево-Архангельская линия

-11

- Завершить проходку всех тоннелей на РАЛ планируется до конца 2026 года;

- ТПМК «Лилия» по завершении проходки перегона «Бульвар Генерала Карбышева» - «Серебряный Бор» без выполнения демонтажа будет протаскиваться через весь котлована станции и затем продолжит проходку до «Строгино».

- Китайский ТПМК большого диаметра (10 метров) ZTE DZ-777 «Победа» возвращается к работе – ему предстоит проходка тоннелей на Рублёво-Архангельской, а затем на Троицкой линиях;

- Соединительная ветвь от «Ильинской» в депо «Ильинское» будет двухпутной.

Троицкая линия (участок до Троицка)

-12

- Проходку тоннелей на Троицком участке Троицкой линии будут вести поэтапно, начиная от «Сосенок» к Троицку. Её планируют начать в этом, а завершить в 2028 году;

- Для строительства двухпутных тоннелей Троицкой и Бирюлëвской линий планируется закупить ещё два новых тоннелепроходческих комплекса большого диаметра (10 метров);

Бирюлёвская линия (второй этап - от Курьяново до Бирюлёво)

-13

- Проходку одного из тоннелей Бирюлёвской линии от «Кленового Бульвара» до переходной камеры в сторону «Курьяново» планируют начать этой осенью;

- Завершить проходку всех тоннелей на Бирюлёвской линии планируют в 2029 году;

- Для строительства двухпутных тоннелей Троицкой и Бирюлëвской линий планируется закупить ещё два новых тоннелепроходческих комплекса большого диаметра (10 метров).

Арбатско-Покровская линия

-14

- Проходку обоих тоннелей на Арбатско-Покровской линии от «Щёлковской» до «Гольяново» планируют завершить в 2026 году.

-15

В целом за 5 лет планируется построить 42 километра тоннелей метро.

4. Приступили к монтажу отделки на станции «Народное Ополчение» РАЛ

Началась облицовка путевых стен алюминиевыми сотовыми панелями.

Панели будут не стандартами плоской формы, а с выступающими углами. Углы обращены по направлению движения поезда: на одном пути в одну сторону, на другом пути – в противоположную. Таким образом, при взгляде на стену с разных сторон она предстанет перед пассажиром либо в красном, либо в чёрном цвете.

Начат монтаж подсистемы под облицовку на колоннах.

-18

Станция готова на 55%.

Выполнена отделка стен и пола коридора пересадки на одноимённую станцию БКЛ.

-19

5. Началось освоение площадки строительства станции «Сосенки» Троицкой линии

8 марта были установлены первые метры забора, ограждающего строительную площадку станции «Сосенки» участка Троицкой линии от Коммунарки до Троицка. Начинается освоение площадки.

Дома и участки за появившимся забором выкуплены городом и будут снесены. Жители уже переселены.

6. Обновлён проект оформления станции «Бульвар Генерала Карбышева» РАЛ

12 марта было представлено обновлённое архитектурно-градостроительное решение станции «Бульвар Генерала Карбышева» Рублёво-Архангельской линии

-22

««Бульвар Генерала Карбышева» — станция метро, посвящённая инженерным войскам. Согласовали архитектурную концепцию новой станции Рублёво-Архангельской линии. В её оформлении будут преобладать светло-серые и белые тона, а название станции выделим крупными буквами на контрастном фоне. На колоннах платформы разместим художественные барельефы.

-23

Главную роль сыграет свет — светодиодные конструкции подчеркнут детали интерьера и обеспечат комфортное освещение. Оформление павильонов входа и выхода со станции посвятят различным направлениям боевой работы инженерных войск.

-24
-25

На сегодня станция готова на 43%. Строим основные монолитные конструкции станционного комплекса и оборотных тупиков.

Новая станция сократит расстояние до метро для жителей района Хорошёво-Мнёвники, разгрузит Таганско-Краснопресненскую линию, а также уменьшит интенсивность движения по Звенигородскому и Новорижскому шоссе», - сообщил мэр Москвы.

Сюжет о ходе работ в котловане станции:

В оборотных тупиках за станцией монолитные работы практически завершены, их основные монолитные конструкции выполнены на 88%. Ведётся монтаж подсистемы для инженерных систем и переходного мостика для машинистов:

7. Началось раскрытие котлована в тупиках станции «Липовая Роща» РАЛ

В южной части стройплощадки начались работы по раскрытию котлована оборотных тупиков за станцией в месте расположения будущих демонтажных камер. В них будут демонтироваться тоннелепроходческие щиты, которые придут сюда от станции «Рублево-Архангельское».

-26

Проходка первого тоннеля от «Рублево-Архангельской» до от «Липовой Рощи» началась в прошлом месяце. Щит «Натали» преодолел более 90 метров пути из 2,4 км.

-27

Завершается монтаж тоннелепроходческого комплекса Robbins EPB2110-378 «Виктория», с помощью которого будет осуществляться проходка параллельного правого перегонного тоннеля от «Рублёво-Архангельского» до «Липовой Рощи».

8. 13-я станция на Кольцевой линии «Суворовская» готова на 18%

Сейчас прокладываются правый и левый обходные тоннели: на время строительства станции по ним будут ходить составы Кольцевой линии во время сооружения станции.

В будущем специалисты построят два вестибюля, один из которых – подземный. Он появится на пересечении улицы Дурова с Делегатской и Самарским переулком. Второй – наземный.

Начат монтаж стволопроходческого комплекса – он проложит третий ствол предназначенный для вентиляции временных обходных тоннелей.

-31

Чтобы ускорить строительство, было принято увеличить количество шахтных стволов до семи. Два ствола уже действует, к проходке третьего приступили в начале апреля. Ещё два шахтных ствола будет сооружено непосредственно для строительства станции, а также два – для проходки тоннеля подземного перехода с траволатором длиной 280 метров, который соединит станцию с комплексом «Олимпийский» (это будет первый подобный переход в московском метро).

9. Началось раскрытие котлована для строительства пересадки на станцию «Академическая» Калужско-Рижской линии

На Профсоюзной улице перепущено автомобильное движение в объезд стройплощадки. Это позволило приступить к раскрытию котлована над станцией Калужско-Рижской линии. Здесь будет строиться пересадочный коридор, ведущий из западного вестибюля станции Троицкой линии в центр зала станции Калужско-Рижской линии и лестничные сходы на платформу последней.

-32
-33

Предварительно по обеим сторонам от действующей станции «Академическая» были забурены трубы - выполнено ограждение котлована.

-34

В центральной части платформы самой станции смонтирован защитный экран. Всё готово к проведению работ по демонтажу верхнего перекрытия.

Схематично весь станционный комплекс «Академической» Троицкой линии с обоими вестибюлями и пересадкой:

-36

Западный вестибюль. Готово в бетоне верхнее перекрытие подуличного перехода к выходу в город на площадь Хо Ши Мина, буровые установки перемещены вновь на площадку строительства входного павильона.

Котлован противоположного выхода в город (к д. 24с1 по ул. Дмитрия Ульянова) увеличен, видны очертания под лестничный сход. Готово в бетоне основание.

-37

В центральной части котлована завершены работы по верхнему перекрытию и уже началась обратная засыпка, укатывается песок.

Восточный вестибюль. Ведётся распиловка канатной пилой с алмазными тросами стены в грунте (ограждения котлована) между вестибюлем и коридором к выходу в город на ул. Гримау.

Готов в монолите предпоследний участок верхнего перекрытия станции в восточном торце котлована.

-39

10. Изготовлено 1000 вагонов модели «Иволга»

-40

22-23 марта состав «Иволга» с юбилейным 1000-ым вагоном отправится с Тверского вагоностроительного завода: совсем скоро он выйдет на D4. Юбиляр станет частью 92 состава, созданного на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ входит в состав ТМХ) с момента начала производства поездов этой серии.

Электропоезд «Иволга» – полностью отечественная разработка. С момента начала реализации проекта ТМХ освоил выпуск уже четырех модификаций электропоезда.

Так, в «Иволге 2.0» появились дополнительные USB-розетки для зарядки гаджетов, были установлены дополнительные поручни и крепления для велосипедов, улучшены освещение и информационная система. В следующей модификации электропоезда – «Иволга 3.0» конструкционная скорость возросла до 160 км/ч, были улучшены показатели ускорения, увеличено количество мест для сидения, появились датчики подсчета пассажиров. Главным отличием «Иволги 4.0» стало наличие трех дверей на промежуточных вагонах. Это значительно ускорило посадку и высадку пассажиров, что крайне важно в условиях мегаполиса.

Дизайн электропоезда разработан партнером холдинга – Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ.

Востребованность «Иволги» растет: если в 2024 году было реализовано 220 вагонов, то в плане производства 2025 года их количество составляет уже более 360.

В карточке показано, как много труда и материалов нужно для изготовления 1 000 вагонов.

-41

Продолжаются активные поставки «Иволги» для нужд центрального транспортного узла. Уже в этом году планируется полностью завершить обновление подвижного состава на МЦД (ранее мэр Москвы Сергей Собянин заявлял о планах полностью обновить подвижной состав на МЦД-3 и МЦД-4 до конца 2026 года).

«Также готовимся к замене устаревших составов на Ярославском направлении ж/д. Сейчас с коллегами из ЦППК и РЖД проводим технические обкатки на этих направлениях: проверяем, насколько готова инфраструктура к более современным поездам. В этом году планируем получить еще более 30 составов «Иволга 4.0», которые начнут перевозить пассажиров на МЦД-4 и Ярославском направлении ж/д», - сообщил заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.

В связи с ускорением программы обновления подвижного состава в помощь ТМЗ «Иволгу» начали собирать также и на Демиховском машиностроительном заводе.

-42

Прочие события

Перегон «Звенигородская» – «Шелепиха» Рублёво-Архангельской линии

В подземной демонтажной камере правого тоннеля завершён демонтаж тоннелепроходческого комплекса (ТПМК) Robbins EPB-2110-365 "София". Все узлы ТПМК выданы в котлован станции «Звенигородская», откуда щит начнёт проходку параллельного левого тоннеля до соседней подземной камеры.

Вид в сторону «Звенигородской».
Вид в сторону «Звенигородской».

Подземная демонтажная щитовая камера второго (левого) тоннеля ещё в стадии строительства.

Вид в сторону «Звенигородской».
Вид в сторону «Звенигородской».

Ведутся работы и непосредственно на стыке с ранее действующими тоннелями "вилки" до «Делового Центра»: по одному тоннелю ведётся переборка бывшего тоннеля БКЛ на камеру съездов.

Вид в сторону «Шелепихи».
Вид в сторону «Шелепихи».

По второму тоннелю ещё идёт проходка до "врезки" с тоннелем экс-БКЛ.

Вид в сторону «Шелепихи».
Вид в сторону «Шелепихи».

Схема подземных выработок. Напомним, весь участок соединения с тоннелями перегона «Шелепиха» – «Хорошёвская» БКЛ (более не эксплуатируется с пассажирами) строится закрытым (горным) способом.

-47

В конце месяца на «Звенигородской» начался монтаж щита для проходки левого тоннеля.

-48

Сначала в котловане разместили защитовые технологические телеги.

-49

Затем начался опуск в котлован головных частей щита.

На самой станции ведутся работы по возведению основных конструкций, а также гидроизоляция монолитных конструкций станции.

-51

Пройдена половина двухпутного тоннеля перегона️ «Бульвар Генерала Карбышева» - «Серебряный Бор» Рублёво-Архангельской линии

По состоянию на конец месяца, ТПМК "Лилия" пройдено 440 из 850 метров (52%).

-52

На строящейся станции «Вавиловская» Троицкой линии установили первый элемент отделки станции - одну из скамеек для пассажиров: ссылка на фоторепортаж.

Продолжается расширение стройплощадки строительства станции «Кленовый Бульвар» Бирюлëвской линии

Автобусы 824 маршрута начали разворачиваться на новой разворотной площадке возле ярмарки. Конечной остановкой теперь является остановка на ул. Новинки около магазина «Магнолия». Старый разворотный круг закрыт, остановка возле фитнеса более не работает - всё готово к дельнейшему расширению площадки.

Перегон «ЗиЛ» – «Остров Мечты» Бирюлёвской линии. Площадка строительства портала ССВ (служебной соединительной ветви) на Замоскворецкую линию

Установлен паспорт объекта, согласно которому срок завершения работ – II квартал 2027.

-53

Идёт освоение стройплощадки.

Напомним, в этом месте ветвь выйдет из-под земли и далее примкнëт к пути по направлению «из центра» Замоскворецкой линии на перегоне «Автозаводская» – «Технопарк» (схема).

-54

Ведётся вынос газопровода в месте строительства будущего электродепо "Бирюлевское" ("Бирюлево")

В Гольяново началось обустройство объездных дорог и новых проездов к домам в обход будущей площадки строительства станции

-56
-57

В переходе между станциями «Таганская» начались работы по ремонту стен: ссылка на фоторепортаж.

На "парижском" лестничном сходе выхода №3 станции метро «Киевская» началось обновление облицовки стен (ещё фото)

-58

С 30 марта у поездов «Аэроэкспресс» появилась новая остановка на станции МЦД-1 «Лианозово»

Раньше «Аэроэкспресс» ехал до городского вокзала Окружная D1, а дальше без остановок — до аэропорта Шереметьево.

C запуском остановки на станции Лианозово D1:

- Время в пути от Лианозово до аэропорта Шереметьево сократилось почти в 2 раза.

- Жители районов Лианозово и Дмитровский могут добираться до аэропорта без пересадок.

- Пассажиры первого диаметра, которые сели в «Аэроэкспресс», могут воспользоваться пересадкой и попасть на станцию «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии метро.

- Интервал на станции Лианозово в часы пик сократится до 5 минут.

Стоимость билета на «Аэроэкспресс» от Одинцово до Лианозово равняется стоимости билета на МЦД. Поездку можно оплатить по карте «Тройка».

В Санкт-Петербурге приступили к строительству ВСМ-1

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва - Санкт-Петербург» набирает обороты. На ответвление к вокзалу пригородных поездов на «Волковской» в Петербурге начаты буровые работы.

-59

Таким образом, активные строительные работы непосредственно по ВСМ ведутся в обеих столицах.

Такими строительно-транспортными событиями нам запомнился март 2025 года. Благодарим за внимание!

Подборка всех наших ежемесячных сводок метроновостей:

Ежемесячный выпуск Метроновостей | РМТМ | Развитие Метрополитена и Транспорта Москвы | Дзен

Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).