Найти в Дзене

Вы видели игрушки императорской семьи? Нет? Приглашаю посмотреть!

Они в музее игрушки Бартрама, что находится неподалеку от Москвы в городе Сергиев Посад, на берегу Келарского пруда, рядом с Лаврой. Сегодня мы на берегу пруда, гуляем! Погода отличная! Вот и пруд, нам осталось немного подняться по лестнице. С детьми школьниками мы здесь бывали и раньше, может сейчас что-нибудь да вспомнится? Входим, все как и прежде, ничего не изменилось, дело даже не гулкой пустоте, не в обшарпанных потолках и стенах. Гардероб, билетная касса, входные билеты, киоск, здесь же оформление экскурсии, на четверых сегодня это сумма пятьсот рублей. Оплачиваем, ждём приглашения на втором этаже и вскоре начинаем. Я пропускаю все циклы рассказов здесь о народной и исторической игрушке, нас интересует сегодня только игрушка детей последнего российского императора. Выделен целый зал, куда мы и пройдем. Зал, в котором довольно просторно, большие витрины, все под стеклом. Ух, какая роскошь! Бросается в глаза коляска-лебедь, в ней, наверное, катали маленьких Роман

Они в музее игрушки Бартрама, что находится неподалеку от Москвы в городе Сергиев Посад, на берегу Келарского пруда, рядом с Лаврой. Сегодня мы на берегу пруда, гуляем! Погода отличная!

Келарский пруд. Здание из красного кирпича и есть музей игрушки. Фото автора.
Келарский пруд. Здание из красного кирпича и есть музей игрушки. Фото автора.

Вот и пруд, нам осталось немного подняться по лестнице. С детьми школьниками мы здесь бывали и раньше, может сейчас что-нибудь да вспомнится?

Входим, все как и прежде, ничего не изменилось, дело даже не гулкой пустоте, не в обшарпанных потолках и стенах.

Гардероб, билетная касса, входные билеты, киоск, здесь же оформление экскурсии, на четверых сегодня это сумма пятьсот рублей.

Оплачиваем, ждём приглашения на втором этаже и вскоре начинаем.

Я пропускаю все циклы рассказов здесь о народной и исторической игрушке, нас интересует сегодня только игрушка детей последнего российского императора.

Выделен целый зал, куда мы и пройдем. Зал, в котором довольно просторно, большие витрины, все под стеклом.

Ух, какая роскошь! Бросается в глаза коляска-лебедь, в ней, наверное, катали маленьких Романовых.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Однако, вначале нас приглашают к стендам, посвящённым цесаревичу Алексею. Он воспитывался как будущий наследник престола. Управление армией в огромной державе сложный процесс, поэтому у него было всё, что следовало иметь маленькому воину. Начиная от игрушечной трёхлинейной винтовки системы Мосина, игрушечных сабель, до кораблей («Броненосец «Севастополь») с сигнальными флажками и вымпелами!

Фото автора.
Фото автора.

Портрет. Фото автора.
Портрет. Фото автора.

Часовой на посту, настоящие орудия, пушки. Фото автора.
Часовой на посту, настоящие орудия, пушки. Фото автора.

Винтовка в футляре. Фото автора.
Винтовка в футляре. Фото автора.

Винтовка Мосина. Фото автора.
Винтовка Мосина. Фото автора.

А ещё - электрическая железная дорога. Да не простая, а со станциями и туннелями, с огромным паровозом. Не могу найти фото, но знаю, что было...

И конечно, солдатики, целые армии солдатиков, созданных из самых разных материалов.

Фото автора.
Фото автора.

Помимо множества военных игрушек хорошо сохранился английский комплекс для игры в индейцев – с вигвамом, пирогой, луками и томагавками.

Фото автора.
Фото автора.

Настольная игра. Фото автора.
Настольная игра. Фото автора.

В музее игра выставлена как игра "Христос воскресе". Она привлекает внимание сразу. Инструкции, как в нее играли нет, но возможно, просто ведущий загадывал определённую комбинацию фишек, а игрок пытался отгадать. Очень красиво смотрится такой набор. Фишками служили блюдечки с изображением разноцветных яиц. Историческое лото с портретами государей земли Русской, распильные географические карты, привет, вам, современным пазлы! Музыкальные кубики, игра типография, составлена Логиновой по методу Фребеля на четырех языках.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Граттомания, целью  является обучение искусству постепенного выделения и затенения рисунка. Фото автора.
Граттомания, целью является обучение искусству постепенного выделения и затенения рисунка. Фото автора.

Заводная птичка в клетке, музыкальная игрушка «Пианистка».

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Пианистка. Фото автора.
Пианистка. Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора
Фото автора

Кот в сапогах. Все механические игрушки работают. Но демонстрации нам не было. Поверили на слово.  Фото автора.
Кот в сапогах. Все механические игрушки работают. Но демонстрации нам не было. Поверили на слово. Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Экспонаты рассказывают о воспитании княжон. Их учили шитью и вышивке, работе по коже, выжиганию – обучающие игровые наборы занимают значительное место в экспозиции.

У девочек – изящные куклы с фарфоровыми головками, для которых делались целые гардеробы с бельем и одеждой, мебель и сервизы. Один из таких столовых сервизов, с помощью которого обучали этикету и правилам поведения за столом, представлен на отдельной витрине.

Прелесть какая! Посуда. Фарфор.Фото автора.
Прелесть какая! Посуда. Фарфор.Фото автора.

По заказу Екатерины II для будущего царя Павла I русские мастера изготовили коня-качалку: кожаное седло, настоящие стремена, удила, потник украшен вензелем императрицы. Это действительно потрясающая вещь, смотрится великолепно. Служила нескольким поколениям Романовых.

Уже после экскурсии я вернулась, чтобы ещё раз посмотреть на коня-качалку, настолько он мне понравился и на меблированную комнату.

С 1918 по 1931 год в Царском Селе были постоянные экспозиции «Детская половина», «Комната младших княжон» или «Комната наследника».

Там жили игрушки. После 1931 года экспозиции эти были свёрнуты. Игрушки и вещи царских детей распределили по детским домам, приютам, и с тех пор следы царских игрушек официально теряются.

Чудо конь.Фото автора.
Чудо конь.Фото автора.

Меблированная комната. Фото автора.
Меблированная комната. Фото автора.

Как появился музей?

Идея создания музея для детей, в котором главная роль отведена игрушкам, принадлежала талантливому художнику и педагогу Николаю Дмитриевичу Бартраму.

Его отец, художник-акварелист Дмитрий Эрнестович Бартрам, работавший одно время у архитектора Владимира Шервуда на строительстве Исторического музея, расписывал деревянные игрушки, приобщая к технике мастерства своего сына. От матери, Анастасии Михайловны, Николай Бартрам унаследовал веселый характер, что способствовало лёгкому общению с самыми важными посетителями музея — детьми. Дети его любили и прозвали "Дядя Музей".

Ещё в 1900—1903 годах Бартрам проехал по Европе. Побывал почти во всех игрушечных мастерских, привезя в Россию чемоданы кукол, солдатиков, игрушечных животных.

В небольшом особнячке с мезонином на Смоленском бульваре, дом 8, принадлежавшем жене Николая Бартрама, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, в октябре 1918 года и был основан Государственный музей игрушки, первый в стране. Площади в 200 кв. метров было вполне достаточно для экспозиции. Первые посетители пришли в музей не сразу, а зимой 1921 года, в стране кругом разруха, но Николай Дмитриевич Бартрам считал, что

"Надо торопиться собрать старые и народные игрушки, пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде сувениров и не затерялось в мусоре городов. Надо спешить это сделать для наших же детей".

В 1925 году Музей игрушки переехал в особняк Хрущёвых-Селезнёвых на Кропоткинской, 12, ныне это Государственный Музей им. А.С.Пушкина. Здесь площади музея существенно расширились до 600 кв. метров. С открытия музея Е. И. Лосева была его научным сотрудником: проводила экскурсии, готовила путеводители. Музей имел превосходную коллекцию, а новаторские приёмы работы с детьми послужили причиной неслыханной популярности музея. Настоящий дом творчества для детей, в котором могли попробовать изготовить игрушку-самоделку или поучаствовать в представлении кукольного театра. Игрушки можно было трогать, изучать и даже играть ими.

По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея.

Н. Д. Бартрам оставался во главе музея до самой своей смерти в 1931 году. После его смерти, в том же, 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск, ныне это город Сергиев Посад.

Вопреки распространенной версии, музей не поселился в старинном особняке бывшего коммерческого училища, а пятьдесят лет скитался. Музей игрушки получил постоянную прописку только с 1980 года. Это, надо сказать, красивейший уголок Сергиева Посада, напротив Троице-Сергиева Лавра.

Конечно, сам краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, сегодня важная городская достопримечательность, а содержимое музея бесценно.

Мы вышли из музея со смешанным чувством некой потерянности, не появилось радости на наших лицах и от теплых лучей солнца и весны. Наше мнение было общим и удручающим. Колесо музейного времени остановилось, неужели навсегда нарушился слаженный Бартрамом механизм?

Прошло несколько дней , а перед перед моими глазами стоят все те таблички с надписью:

В период с 1925 по 1932 год, стали поступать игрушки из бывших царских резиденций Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, Большого Ливадийского дворца в Крыму, Гатчины, а более всего — из Александровского дворца в Царском Селе, бывшего основной резиденцией последнего императора России..."

Музей ждёт...

Спасибо за прочтение, за лайки и ваши комментарии. Они здорово мотивируют автора для написания будущих статей. Подписывайтесь, если чтение для вас было полезным, лёгким и приятным.