Они в музее игрушки Бартрама, что находится неподалеку от Москвы в городе Сергиев Посад, на берегу Келарского пруда, рядом с Лаврой. Сегодня мы на берегу пруда, гуляем! Погода отличная!
Вот и пруд, нам осталось немного подняться по лестнице. С детьми школьниками мы здесь бывали и раньше, может сейчас что-нибудь да вспомнится?
Входим, все как и прежде, ничего не изменилось, дело даже не гулкой пустоте, не в обшарпанных потолках и стенах.
Гардероб, билетная касса, входные билеты, киоск, здесь же оформление экскурсии, на четверых сегодня это сумма пятьсот рублей.
Оплачиваем, ждём приглашения на втором этаже и вскоре начинаем.
Я пропускаю все циклы рассказов здесь о народной и исторической игрушке, нас интересует сегодня только игрушка детей последнего российского императора.
Выделен целый зал, куда мы и пройдем. Зал, в котором довольно просторно, большие витрины, все под стеклом.
Ух, какая роскошь! Бросается в глаза коляска-лебедь, в ней, наверное, катали маленьких Романовых.
Однако, вначале нас приглашают к стендам, посвящённым цесаревичу Алексею. Он воспитывался как будущий наследник престола. Управление армией в огромной державе сложный процесс, поэтому у него было всё, что следовало иметь маленькому воину. Начиная от игрушечной трёхлинейной винтовки системы Мосина, игрушечных сабель, до кораблей («Броненосец «Севастополь») с сигнальными флажками и вымпелами!
А ещё - электрическая железная дорога. Да не простая, а со станциями и туннелями, с огромным паровозом. Не могу найти фото, но знаю, что было...
И конечно, солдатики, целые армии солдатиков, созданных из самых разных материалов.
Помимо множества военных игрушек хорошо сохранился английский комплекс для игры в индейцев – с вигвамом, пирогой, луками и томагавками.
В музее игра выставлена как игра "Христос воскресе". Она привлекает внимание сразу. Инструкции, как в нее играли нет, но возможно, просто ведущий загадывал определённую комбинацию фишек, а игрок пытался отгадать. Очень красиво смотрится такой набор. Фишками служили блюдечки с изображением разноцветных яиц. Историческое лото с портретами государей земли Русской, распильные географические карты, привет, вам, современным пазлы! Музыкальные кубики, игра типография, составлена Логиновой по методу Фребеля на четырех языках.
Заводная птичка в клетке, музыкальная игрушка «Пианистка».
Экспонаты рассказывают о воспитании княжон. Их учили шитью и вышивке, работе по коже, выжиганию – обучающие игровые наборы занимают значительное место в экспозиции.
У девочек – изящные куклы с фарфоровыми головками, для которых делались целые гардеробы с бельем и одеждой, мебель и сервизы. Один из таких столовых сервизов, с помощью которого обучали этикету и правилам поведения за столом, представлен на отдельной витрине.
По заказу Екатерины II для будущего царя Павла I русские мастера изготовили коня-качалку: кожаное седло, настоящие стремена, удила, потник украшен вензелем императрицы. Это действительно потрясающая вещь, смотрится великолепно. Служила нескольким поколениям Романовых.
Уже после экскурсии я вернулась, чтобы ещё раз посмотреть на коня-качалку, настолько он мне понравился и на меблированную комнату.
С 1918 по 1931 год в Царском Селе были постоянные экспозиции «Детская половина», «Комната младших княжон» или «Комната наследника».
Там жили игрушки. После 1931 года экспозиции эти были свёрнуты. Игрушки и вещи царских детей распределили по детским домам, приютам, и с тех пор следы царских игрушек официально теряются.
Как появился музей?
Идея создания музея для детей, в котором главная роль отведена игрушкам, принадлежала талантливому художнику и педагогу Николаю Дмитриевичу Бартраму.
Его отец, художник-акварелист Дмитрий Эрнестович Бартрам, работавший одно время у архитектора Владимира Шервуда на строительстве Исторического музея, расписывал деревянные игрушки, приобщая к технике мастерства своего сына. От матери, Анастасии Михайловны, Николай Бартрам унаследовал веселый характер, что способствовало лёгкому общению с самыми важными посетителями музея — детьми. Дети его любили и прозвали "Дядя Музей".
Ещё в 1900—1903 годах Бартрам проехал по Европе. Побывал почти во всех игрушечных мастерских, привезя в Россию чемоданы кукол, солдатиков, игрушечных животных.
В небольшом особнячке с мезонином на Смоленском бульваре, дом 8, принадлежавшем жене Николая Бартрама, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, в октябре 1918 года и был основан Государственный музей игрушки, первый в стране. Площади в 200 кв. метров было вполне достаточно для экспозиции. Первые посетители пришли в музей не сразу, а зимой 1921 года, в стране кругом разруха, но Николай Дмитриевич Бартрам считал, что
"Надо торопиться собрать старые и народные игрушки, пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде сувениров и не затерялось в мусоре городов. Надо спешить это сделать для наших же детей".
В 1925 году Музей игрушки переехал в особняк Хрущёвых-Селезнёвых на Кропоткинской, 12, ныне это Государственный Музей им. А.С.Пушкина. Здесь площади музея существенно расширились до 600 кв. метров. С открытия музея Е. И. Лосева была его научным сотрудником: проводила экскурсии, готовила путеводители. Музей имел превосходную коллекцию, а новаторские приёмы работы с детьми послужили причиной неслыханной популярности музея. Настоящий дом творчества для детей, в котором могли попробовать изготовить игрушку-самоделку или поучаствовать в представлении кукольного театра. Игрушки можно было трогать, изучать и даже играть ими.
По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея.
Н. Д. Бартрам оставался во главе музея до самой своей смерти в 1931 году. После его смерти, в том же, 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск, ныне это город Сергиев Посад.
Вопреки распространенной версии, музей не поселился в старинном особняке бывшего коммерческого училища, а пятьдесят лет скитался. Музей игрушки получил постоянную прописку только с 1980 года. Это, надо сказать, красивейший уголок Сергиева Посада, напротив Троице-Сергиева Лавра.
Конечно, сам краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, сегодня важная городская достопримечательность, а содержимое музея бесценно.
Мы вышли из музея со смешанным чувством некой потерянности, не появилось радости на наших лицах и от теплых лучей солнца и весны. Наше мнение было общим и удручающим. Колесо музейного времени остановилось, неужели навсегда нарушился слаженный Бартрамом механизм?
Прошло несколько дней , а перед перед моими глазами стоят все те таблички с надписью:
В период с 1925 по 1932 год, стали поступать игрушки из бывших царских резиденций Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, Большого Ливадийского дворца в Крыму, Гатчины, а более всего — из Александровского дворца в Царском Селе, бывшего основной резиденцией последнего императора России..."
Музей ждёт...
Спасибо за прочтение, за лайки и ваши комментарии. Они здорово мотивируют автора для написания будущих статей. Подписывайтесь, если чтение для вас было полезным, лёгким и приятным.