Если копнуть глубже, корни готической культуры уходят в конец 70-х, когда британский панк начал терять свою остроту. Именно тогда некоторые группы начали экспериментировать с новым звучанием, которое позже нарекут постпанком. Постепенно из этой среды выделились коллективы, которых сегодня считают основоположниками готик-рока. Хотя споры о том, кто именно был первым, не утихают до сих пор.
Не менее важным моментом стало открытие легендарного клуба «Batcave» в Лондоне в 1982 году – это событие многие считают отправной точкой для становления полноценной субкультуры. Кстати, именно журналисты изданий «Melody Maker» и «NME» первыми иронично окрестили новое направление «готическим», подчеркивая его мрачную эстетику.
Вторая половина 80-х стала временем триумфа готической культуры. На смену пионерам пришла вторая волна исполнителей. Интересно, что многие представители первого поколения либо распались, либо кардинально сменили стиль. Популярность «новой волны» достигла такого уровня, что даже массмедиа начали активно освещать движение.
Однако успех имел и обратную сторону – субкультура начала размываться, принимая новых участников, далёких от её философии. Многие старожилы предпочли уйти в андеграунд, а некоторые музыканты даже отказывались называть себя готами. Особенно показательным стал период 1991-1992 годов, когда, по мнению критиков, готика перестала существовать как единое явление, раздробившись на множество направлений.
Сегодня готическая культура представляет собой сложный организм, где соседствуют различные течения. С одной стороны, есть приверженцы классики – любители готик-рока и дарквейва. С другой – поклонники электронных направлений вроде EBM и дарк-электро. Эти группы практически не пересекаются, имея свои любимые клубы и фестивали.
Особенно заметно размежевание между разными поколениями готов. Если для тех, кто пришёл в 80-х, принадлежность к субкультуре остаётся важной частью идентичности, то молодёжь часто относится к этому более поверхностно. Нередко можно встретить так называемых «позёров» – подростков, просто копирующих внешний вид без понимания сути.
Когда речь заходит о готической моде, многие представляют себе просто черную одежду и мрачный макияж. Но на самом деле это целый мир с множеством нюансов и направлений. Да, классические готов можно узнать по преобладанию черного цвета - от одежды до аксессуаров. Но это лишь вершина айсберга.
Возьмем, к примеру, анх - древнеегипетский символ бессмертия, который стал популярным после выхода культового фильма «Голод». Или кресты - как обычные, так и кельтские, которые для готов потеряли свое религиозное значение, превратившись в символы протеста против обыденности. Летучие мыши, черепа и другие атрибуты смерти тоже часто встречаются в готическом стиле.
Макияж достоин отдельного разговора. Белое лицо, темные круги вокруг глаз и черная или красная помада - это классика. Но современные готы экспериментируют с цветами и техниками. Некоторые используют цветные контактные линзы, делают татуировки или даже носят накладные клыки, если увлекаются вампирской тематикой.
Прически тоже весьма разнообразны. От классического «дэтхоука» - модифицированного ирокеза с торчащими во все стороны волосами, до длинных прямых волос, выкрашенных в черный или белый цвет. Кстати, именно готы первыми популяризировали использование ярких цветов в волосах, что позже подхватили другие субкультуры.
Интересно, что многие представители субкультуры не носят готический стиль постоянно. В будни они могут выглядеть вполне обычно, сохраняя лишь некоторые элементы - например, украшения или макияж. Даже работающие в офисах готы находят способы инкорпорировать элементы своего стиля в деловой дресс-код.
Когда речь заходит о готах и религии, многие сразу представляют себе поклонников тёмной стороны. Но это глубокое заблуждение, сложившееся из-за внешнего вида представителей субкультуры. На самом деле большинство готов - атеисты или агностики. Хотя некоторые действительно интересуются оккультизмом и магией, это скорее дань эстетике, чем настоящая вера.
В 80-х годах мода на оккультизм действительно проникла в субкультуру через группы вроде «Fields of the Nephilim», которые активно использовали символику Телемы и масонства в своих выступлениях. Появились даже целые направления, смешивающие готическую эстетику с неоязыческими практиками, как «Inkubus Sukkubus» с их викканскими мотивами. Но все это оставалось скорее художественным приемом.
Многие исследователи отмечают, что для части готов их субкультура становится своеобразной заменой религии. Она дает чувство принадлежности к особому сообществу, предоставляет определенную систему ценностей и мировоззрение. Особенно это заметно в том, как тщательно соблюдаются неписаные правила поведения внутри субкультуры.
При этом сами готы крайне терпимо относятся к чужим убеждениям. Среди них можно встретить последователей самых разных религий - от христианства до буддизма. Главное правило - уважение к выбору другого человека. Даже те, кто серьезно интересуется оккультизмом, редко становятся его истинными последователями, предпочитая рассматривать это как часть своего художественного самовыражения.
Женщины-готы, которых часто называют «готессами», составляют значительную часть сообщества и имеют свои особенности. В отличие от многих других молодежных движений, где доминируют мужчины, здесь женская аудитория всегда была очень активной.
Само понятие женственности у готов сильно отличается от общепринятых норм. Вместо традиционной «светлой» красоты ценится более мрачная, загадочная эстетика. Образ «роковой женщины» из фильмов нуар стал своеобразным эталоном. Готессы часто носят корсеты, длинные платья, кружевные перчатки - создавая образ, сочетающий в себе хрупкость и силу одновременно.
Мужчины-готы также имеют свои особенности. Им доступен гораздо более широкий спектр внешнего проявления чувств по сравнению с общепринятыми нормами.
Сегодня готическая субкультура представляет собой сложный организм, постоянно эволюционирующий и адаптирующийся к современным условиям. Несмотря на то, что массовая популярность 80-х годов прошла, она продолжает существовать, меняясь вместе со временем. Интернет и социальные сети открыли новые возможности для коммуникации между представителями субкультуры по всему миру.
При этом основные ценности остаются неизменными: индивидуализм, стремление к самовыражению через искусство и эстетику. Готическая субкультура продолжает привлекать новых последователей, предлагая альтернативу массовой культуре и возможность создания собственной реальности.
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Танатология», ставьте лайки и пишите комментарии — это очень помогает в развитии нового проекта.