Я работаю с детьми в возрасте 11+. Этот возрастной период выбран не случайно, поскольку именно тогда дети входят в пубертатный период, а потом и в подростковый.
Эти периоды окрашены новыми вызовами, с которыми сталкивается ребёнок, а психологические защиты терпят фиаско.
С чем сталкивается ребенок в возрасте 10-13 лет
В ребенке продолжают жить подавленные инстинкты: сексуальные и агрессивные. Это то, что в нас есть от рождения, без чего человеческая жизнь не была бы полноценной. И не надо забывать, что если в начальной школе ребенок эти инстинкты не проявляет, что они у него есть.
Дети начинают остро интересоваться своим телом, проявляют любопытство к миру взрослых, любят подслушивать и фантазировать на сексуальные темы и не только. В силу их повышенной подвижности - психической и моторной - они могут стать "неудобными" для взрослых. И дети это чувствуют.
Особенности подросткового возраста – 13-15 лет
Что происходит в это время? Коренная перестройка организма. Гормоны пошли в кровь.
Основная задача в этом возрасте: отделить от себя образы родителей, которые ребенок интроецировал (принял в свой внутренний мир) в детстве.
Подростковость – вторая индивидуация. Первая была в 3 года. В то время, когда собственное Эго ребенка было слабым, - он пользовался опытом, взглядами, установками родителей.
В подростковом же возрасте надо «вытащить» из себя идеализированные образы родителей. И найти новые опоры, авторитеты во внешнем мире.
Вместе с «выкидыванием» образов родителей, подросток выкидывает и родительскую часть Эго, т.е все то, что мы зовем разумом и жизненным опытом. Т.е подросток в этом возрасте РЕЗКО ГЛУПЕЕТ. Родители в шоке. Они не узнают свое чадо.
Поскольку родители слишком важны для детей, чтобы открывать им свои секреты, они ищут ответы на интересующие их вопросы в безопасных источниках: в интернете, у сверстников, у психолога.
Многие дети прямо просят родителей сводить их к психологу. А если нет? Тогда их учителями становятся любимые блогеры из интернет. Можно представить, чему могут научить ребенка не вполне здоровые люди.
Данное мнение озвучиваю после анализа "интернет-любимцев" ряда своих маленьких клиентов, которые поделились со мной страничками своих фаворитов. Но сейчас не об этом.
О чем же дети хотят поговорить на приеме у психолога?
Вот наиболее частые вопросы, которые выносятся ими на обсуждение:
1. Неприятие собственного тела
Фрагмент одной консультации:
-Я толстая! - заявляет мне хрупкая 10-летняя девочка.
-Почему ты так решила? - задаю ей вопрос я.
-Мне мальчик в классе так сказал! - отвечает ребенок.
-А ты не думала о том, что, возможно, ты ему нравишься?
Она недоуменно смотрит в ответ на мой вопрос..
По мере закономерных физиологических изменений детей начинает пугать собственное тело. Реклама с участием анорексичных моделей вносит свою лепту в искажение сознания детей.
Девочки считают себя "слишком толстыми", мальчики - "слишком худыми". Все это бьет по самооценке детей, создает ненужные комплексы.
Родителям, как правило, не удается переубедить любимое чадо в обратном.
2. Они не знают, зачем им жить. В связи с этим могут появиться мысли о суициде.
Наблюдая за безрадостной гонкой, в которой живут современные родители, их не привлекает их собственное грядущее будущее.
Поэтому им становится не интересна учёба: зачем учиться, получать профессию? Чтобы потом вот так же, как мама и папа, зарабатывать деньги тяжелым каторжным трудом, не зная радости и отдыха?
Ребёнок в отчаянье. Он не видит смысла в собственных усилиях.
Многие дети с ужасом думают об окончании школы и отъезде из родительского дома на место учёбы. Нежелание взрослеть - бич нашего времени.
3. Дети 15-16 лет переживают, что им приходится быть "психологами" для расстроенных родителей.
Особенно это касается одиноких мам, которые выплескивают на ребёнка свои эмоции касаемо неудачной личной жизни или проблем на работе.
Ребёнок не знает, как помочь и что подсказать маме или бабушке. И снова чувствует бессилие и становится заложником взрослых жалоб. Для него такой груз слишком тяжёл.
4. Напряжённые отношения с братьями и сёстрами
Дети задают вопросы: как отстоять себя и не дать свой гаджет "сопернику"? Как защититься себя от жалоб сестры или брата родителям? Как перестать всё время быть виноватым?
5. Одиночество в коллективе, классе
Подруги, которые отвернулись. Друзья, которые "предали". Как всё это пережить?
А ещё как понять: хороший человек или нет? Друг он или просто приятель? И кому вообще можно доверять?
Детей волнуют вопросы доверия. Оставшись в одиночестве в результате ссоры, они чувствуют себя изгоями в классе и боятся заводить новые отношения.
И со всеми этими надо работать. Потому что взрослая жизнь будет полна похожих повторений, к которым надо готовиться уже сейчас. Вырабатывать иммунитет.
В помощь родителям
Задачей психолога при работе с детьми является приятие проблемы и научение адекватному поведению в сложной ситуации.
Психолог "подращивает" ресурсы ребёнка, показывает ему новые стратегии и способы реагирования на болезненную ситуацию.
В ход идут терапевтические приёмы, когда проблему можно рассмотреть через сказку, арт-терапию, трансовые методы, когда ребёнок представляет образ, предложенный специалистом, и совершает над ним воображаемые действия. Так удаётся снизить внутреннее напряжение и найти символический выход из проблемы.
Душевный мир ребёнка очень хрупок. Поэтому психологу важно быть терпеливым и внимательным.
Авторитет родительских фигур остаётся незыблемым. Я, как специалист, понимаю, что в сознании ребёнка родительскую фигуру нельзя разрушать. Он на неё всё равно продолжает опираться. Поэтому приходится объяснять некоторые вещи, оправдывать поведение мамы, папы или бабушки с дедушкой.
Но в дальнейшем желательна консультация для взрослых членов семьи, чтобы внести нужные корректировки в рисунок отношений, повлиявших на появление проблемы.
Дети растут и задачи, встающие перед ними, усложняются.
В 16-17 лет дети начинают задавать вопросы про любовь, секс, поднимают вопросы самостоятельности.
Бояться этого не нужно. Такие процессы закономерны и проходят согласно возрасту.
Не пугайтесь, если ваше чадо попросило вас привести его к психологу. Это значит, что у ребёнка есть напряжение, с которым он пока сам справиться не может.
Совместная работа родителей и специалиста поможет вашему чаду психологически окрепнуть и обрести необходимые навыки для взрослой жизни.
Другие материалы по данной теме: