В день (неделю) памяти преп. Иоанна Лествичника, в четвертый воскресный день Великого поста, сегодня, имеет смысл почитать главы его «Лествицы» и подумать о том, какой духовный опыт преподал нам этот святой.
Если сказать одним словом, то это будет: «Восхождение».
Посмотрим ниже чуть подробней.
(Ставьте лайк, делитесь с друзьями, комментируйте).
Святой в традиции египетского монашества.
Чтобы понять лучше и глубже святого Иоанна Лествичника стоит знать в какой духовно-монашеской традиции он пребывал и раскрывался.
Традиция эта – египетского монашества. Основанного святым Антонием Великим в 4 веке н.э. и продолженная его учениками.
А в чем специфика именно египетского монашества?
Если кратко, одним словом, по-народному, то это: «Жесть».
Это строгое, пустынное монашество, направленное на раскрытие духовной личности подвижника в Боге.
Чтобы духовно-личностно возрасти (как это предполагалось египетскими пустынниками), что необходимо?
Глубоко, с Божьей помощью, проработать все свое существо, все мрачное подземелье, весь ад души.
Этой работе помогает прохождение самых различных искушений (грубых и тонких). Ибо только в них, и через них, можно возрастать духовно – личностно.
Когда, например, мы хотим сделать свое тело более накаченным и стройным, то садимся на специальные белковые диеты, ходим в спортзал и усиливаем нагрузки и набор упражнений на массу тела и рельеф.
В духовной жизни такими «штангами, гантелями, тренажерами, диетами» являются искушения и их прохождение. Чтобы возрастать. Чтобы подниматься на гору добродетелей, двигаясь своими «ногами и руками» (трудом своим), но цепко держась за веревку Бога, спущенную с вершины добродетельной горы.
Вот в такой школе – строгой, трудной, египетской – подвизался и возрастал св. Иоанн Лествичник, через 2 века после ее создания.
Образ Лествицы.
Недаром, понимаем мы, у святого Иоанна возник образ лествицы в Небеса, по которой всходит подвижник на небо добродетелей.
Образ был заимствован из Библии, Ветхий Завет. Это та лествица, которую видел Иаков, спасавшийся бегством от брата Исава, которого обманул. Это, с одной стороны.
С другой, восхождение по лествице – эта та подвижническая работа, которую осуществляли здесь, в этой же египетской пустыни, такие подвижники благочестия, как Антоний и Макарий Великие, и иные.
Искушение за искушением они прорабатывали себя и возрастали в добродетелях.
Возрастание в добродетелях – цель. Прохождение искушений и проработка себя – средства для этой цели.
То, что делали по наитию святой Антоний и святой Макарий, Иоанн Лествичник описывал системно, в единой структуре и логике восхождения. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, что за чем и почему следует.
Именно, такая систематизация духовного восхождения на Небеса добродетелей составляет основу как самой жизни, так и труда преподобного Иоанна.
Труд восхождения на Небеса.
По структуре «Лествицы» становится понятным и труд восхождения по ней. Есть 30 ступеней вверх.
От подножия до вершины.
От человека естественного – до человека ангельского.
В подножии - твердый мотив восходить и не бояться. На вершине – союз трех добродетелей: веры, надежды и любви. Более всего любви.
Только с 25 ступени начинаются «светлые» ступени. До них – это труд над самим собой.
25 из 30 – это тяжелый личностный труд, это 5/6 всего пути вверх. И только 1/6 это помощь Божья.
Если мы сопоставим с трудами св. Макария Великого, мы увидим схожую пропорцию.
Если мы посмотрим на подвиги столпничества двух русский святых Серафимов – Саровского и Вырицкого, 1000 дней молившихся на камне, то увидим тоже самое: первые 800 дней – самые трудные.
Личностно – духовные качества самого святого Иоанна.
Святой Иоанн Лествичник не был таким суровым аскетом, как Антоний и Макарий Великие (в самом раннем христианстве очень строгим аскетом был святой пророк Иоанн Предтеча).
Добродетельный путь Лествичника украшают 3 полезных духовных качества:
Умеренность.
Ел Иоанн Лествичник мало, всю пищу дозволенную, не изнурял себя непомерным голодом (мы помним, например, что св. Герасим Иорданский не ел весь Великий пост, Иоанн такого не делал). Чтобы не утомиться от подвига и не впасть в чревоугодие и нерадение.
Спал он немного, не изнурял себя повышенным бдением, чтобы не лишить разум силы (повышенное бдение лишает разум силы, Иоанн не лишал).
Рассудительность.
Не каждому святому Господь открывает дар рассудительности, но этот дар самый ценный.
Рассудительностью естественной св. Иоанн обладал с юных лет. Это в нем замечали опытные наставники, когда ему было едва 16.
Казалось бы, дано от природы – радуйся и используй. Но это не совсем так. И сам святой Иоанн говорит, что дар настоящей рассудительности, от Бога, духовной, а не по естеству, открывается подвижнику, после прохождения множества искушений, лишь на 20-х ступенях восхождения. И тот, кто на своем личном опыте не прошел эти искушения и считает, что он рассудителен – переоценивает себя и мнит о себе больше реального.
Строгость.
Святой Иоанн обладал внутренней дисциплиной и строгостью к самому себе. То же он применял и в пастырской своей деятельности, к наставляемым.
Дисциплина и египетская пустынь – близнецы – братья. Там иначе нельзя. Нельзя расслабляться, надо быть бдительным и строгим. Беспечность, позитив, ненадежная опора «на авось» – это то, на чем падает подвижник, а не возрастает. Строгость, дисциплина и бдительность – то на чем возрастает. Иоанн обладал этими качествами.
Эти качества нужны не только Иоанну, но всем, проходящим духовные испытания. Это полезный пример святого.
Заключение.
Традиция египетской пустыни и пример св. Иоанна Лествичника – это суровая школа больше для монашествующих. Или для тех, кто хочет укрепиться духовно – личностно и очистить какую-то очень глубоко сидящую в себе страсть, которая мешает жить.
В подвижничестве христианском были найдены более щадящие и безопасные способы, которые предлагает церковь. Это не восхождение, как у египетских пустынников, которое требовало сил, рассудительности, дисциплины и поддержку наставника, а нисхождение.
Нисхождение это больше про традиции афонской школы подвижничества. И предполагает оно то, что человек от вершины идет к низам. Читает или слушает много Евангелие, святых, поет гимны и акафисты, творит умное делание. А потом, укрепившись достаточно в этом, Божественным, начинает мягко снисходить в свое естество
Даже ту же «Лествицу» Иоанна Лествичника можно читать наоборот. От конца к началу. От светлых ступеней к темным. От 30-й ступени к 1-й. Так безопасней, так проще. Ведь, согласятся со мной альпинисты – спускаться с горы на веревке проще, чем подниматься на нее. Так и в естество свое лучше спускаться, изрядно наполнившись Евангелием и чтением о мире святом, добродетельном.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Делитесь с друзьями.
Для тех кто проводит пост-голодание во время Великого поста сейчас - мой канал на эту тему.