Тему «кадрового голода» в отечественных СМИ начали поднимать ещё лет 12-ть тому назад. Но тогда эта тема рассматривалась, так сказать, в локальном ключе, мол: - «На отечественном рынке труда сегодня не хватает строителей и работников отрасли ЖКХ. Поэтому на данные виды работ и приходится приглашать мигрантов…». И причины этой «нехватки» были просты и понятны. Ну, не стремились россияне идти в дворники и каменщики. «Работать дворником – это как публично расписаться в своей полной несостоятельности», - объясняла с телевизионного экрана руководящий работник крупного кадрового агентства, - «Мол, никуда больше не взяли, пришлось в дворники идти. И дело тут даже не в зарплатах, а в устоявшихся стереотипах. Которые, кстати, у приезжих мигрантов отсутствуют… Со строительными профессиями всё обстоит иначе. Во многих случаях строительные объекты расположены за городом. И россияне, просто-напросто, не готовы проживать долгое время в строительных балках, расположенных прямо на стройплощадках. Мигранты же в этих вопросах гораздо более неприхотливы…». А о дефиците сварщиков, электриков и станочников в те годы даже и речи не заходило…
Но в 2022-ом году ситуация резко и кардинально изменилась. Как известно, после начала российской СВО на Украине, наша страна попала под многоуровневые экономические санкции со стороны коллективного Запада. И в этой ситуации нашим Властям пришлось всерьёз задуматься о возрождении отечественной промышленности: и лёгкой, и тяжёлой, да и всех прочих. Тут-то и выяснилось, что для возрождения любой из этих отраслей желания и денег мало. Для этого необходимы, в первую очередь, высококвалифицированные кадры рабочих профессий: сварщики, электрики, токари, фрезеровщики, экскаваторщики, бульдозеристы, такелажники и так далее, по очень широкому списку-перечню. А где их, спрашивается, взять? Система советских ПТУ была окончательно разрушена ещё 20-ть лет тому назад. А ряды высококвалифицированных работяг, обученных ещё во времена СССР, нынче значительно поредели: некоторые уже умерли, а многим состояние здоровья не позволяет полноценно трудиться. И мигранты здесь не особо помогут. Ну, откуда в Узбекистане и Таджикистане взяться квалифицированным токарям, электрикам и сварщикам? То-то и оно… Что делать в этой ситуации? «Естественно, необходимо срочно подготовить новых специалистов», - смекнул Владимир Путин, - «Причём, подготовить их нужно быстро, качественно и в должных объёмах…». После этого он отдал своим подчинённым соответствующую команду. Ну, а дисциплинированные подчинённые, подсуетившись, оперативно разработали официальную Федеральную программу «Профессионалитет», в соответствии с которой в России ежегодно будут обучать более 1,5 миллиона новых специалистов по рабочим профессиям. А также спустили в регионы и неофициальные указания/советы, «способствующие лучшему наполнению колледжей и техникумов», которые уже начали постепенно претворяться в жизнь. Во-первых, в некоторых российских школах в 10-е классы начали принимать только хорошистов и отличников, из серии: - «А все остальные – в сад. То бишь, в колледжи и техникумы…». Во-вторых, во многих вузах и Университетах Питера и Москвы нынче места в общежитиях выделяют только иногородним студентам из малообеспеченных семей, предоставившим соответствующие справки. И логика здесь примерно такая: - «Аренда жилья в Москве и Санкт-Петербурге, отнюдь, не дешёвая. Не все такие высокие ставки потянут. Следовательно, многие выпускники из провинциальных городов останутся у себя. Но в отечественной провинции с институтами не густо. Следовательно, те, кому не хватит мест в вузах, отправятся – волей/неволей – в техникумы и колледжи…». В-третьих, сейчас, начиная с 6-го класса, в школах проводят так называемую профориентацию. Это когда к школьникам приходят солидные дядьки с ближайших заводов/фабрик и доходчиво рассказывают о прелестях и преимуществах рабочих профессий… И, наконец, в-четвёртых, на днях Владимир Путин, Президент РФ, поручил группе чиновников – внести предложения о возможности особого порядка прохождения военной службы по призыву для выпускников, освоивших программы среднего профессионального образования, в том числе, прошедших обучение в рамках Федерального проекта «Профессионалитет». Главным образом, понятное дело, речь идёт здесь о выпускниках колледжей и техникумов… Что это за «особый порядок» такой? Возможны, конечно, различные варианты. Но, скорее всего, выпускникам ряда колледжей и техникумов (но далеко не всех), дадут возможность совмещать армейскую службу с работой по специальности. Например, боец четыре дня в неделю стоит у токарного станка на предприятии оборонного назначения (или же трудится на строительстве объекта, находящегося в ведении Министерства обороны РФ), два дня занимается строевой подготовкой и разбирает/собирает автомат, а в воскресенье отдыхает. Хотя, конечно, наши чиновники могут и чего покруче придумать. Фантазия у них, как показывает практика, богатая…
Но не всё так благостно и позитивно со средним профессиональным образованием, как это может показаться из бравых телевизионных отчётов отечественных чиновников. Во-первых, на сегодняшний день колледжей и техникумов в России явно недостаточно – для воплощения «громадья планов» наших Властей. Если во всех российских школах троечников перестанут принимать в десятые классы, то в колледжах и техникумах мест для «отстранённых», просто-напросто, не хватит… Во-вторых, быстрое и значительное увеличение количества колледжей и техникумов представляется маловероятным. Необходимо подобрать соответствующие нормам помещения, провести там серьёзный ремонт, оборудовать лаборатории и учебные мастерские. И главная проблема – это преподавательский состав, с набором которого уже сейчас наблюдаются трудности… В-третьих, нынче колледжи и техникумы практически не выпускают станочников широкого профиля. Там, в основном, готовят операторов и наладчиков станков ЧПУ. Но это оборудование очень дорогое, и молодёжь к реальной работе на станках ЧПУ допускается крайне редко. То есть, сейчас необходимо часть колледжей и техникумов переквалифицировать на подготовку токарей, сверловщиков и фрезеровщиков. Только дело это не быстрое. Необходимо оборудовать профильные учебные мастерские с современными станками. Да и проблема опытных наставников никуда не делась… В-четвёртых, так называемая профориентация в отечественных школах проходит пока достаточно вяло и, зачастую, формально. Что называется, без огонька и задора. Как написала в Интернете одна из учительниц: - «Создаётся устойчивое впечатление, что всех этих хмурых дяденек направляют в школы на профориентацию за какие-то серьёзные провинности…». Есть, конечно же, ещё и в-пятых, и в-шестых, и в-седьмых…
Но главную проблему с колледжами и техникумами озвучила, на мой взгляд, Наталья Петренко, руководитель кадровой службы одного из предприятий «Ростеха»: - «Многие ещё, наверное, помнят советский фильм «Большая семья» о трудовой династии судостроителей. В те времена были широко распространены так называемые «рабочие слободки». То есть, рабочие и инженеры тогда, в основном, проживали в непосредственной близости от заводов и фабрик, на которых трудились. А сегодня цеха многих крупных промышленных предприятий вынесены за городскую черту. Официально – из соображений экологии. Но, во многих случаях, для того, чтобы выстроить на месте снесённых производственных корпусов элитную недвижимость. А современные выпускники колледжей и техникумов не настроены ежедневно тратить по 3,5-4 часа (и более) на маршрут «дом-работа-дом». Да и вахтовый метод их совсем не привлекает. Поэтому многие из них, получив дипломы, и не работают по полученной специальности… Может, нашим предпринимателям и депутатам стоит задуматься о введении льготной «промышленной ипотеки» на жильё? Без этого, судя по всему, ситуацию не выправить… Речь идёт о возвращении практики «рабочих слободок»? А почему бы, собственно, и нет? Как известно, новое – это хорошо забытое старое, о котором таки-вспомнили…».
Резюмирую. Известная пословица/поговорка гласит: - «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…». Вот, как раз, тот самый случай…
Всем мира и добра…