Найти в Дзене

Как «Берсерк» стал культовым: история самого мрачного фэнтези-аниме

Даже если вы никогда не смотрели мрачное фэнтези-аниме «Берсерк», то почти наверняка знаете его главного героя — Гатса. Суровый воин с исполинским мечом то рубит монстров, то грозно шагает в одиночестве, то любуется своим огромным клинком под лунным небом. Этот герой мемов и бесчисленных фан-артов стал воплощением подростковой крутизны и мрачного одиночки. Образом Гатса мы обязаны манге Кэнтаро Миуры, которая начала выходить в 1989 году и стала делом всей жизни автора. К сожалению, Миура скончался, так и не закончив произведение. Поэтому и полноценной экранизации у «Берсерка» пока нет. В этом эссе мы поговорим о культовой аниме-адаптации из девяностых, которая по сей день считается лучшей экранизацией манги. Что так привлекает людей в истории Гатса даже десятилетия спустя? Почему это нетрадиционное фэнтези? И какими получились другие адаптации? Мир «Берсерка» жесток и несправедлив, больше всего напоминает европейское Средневековье, только с монстрами из ада. Основное место действия вне
«Берсерк» 1997-1998
«Берсерк» 1997-1998

Даже если вы никогда не смотрели мрачное фэнтези-аниме «Берсерк», то почти наверняка знаете его главного героя — Гатса. Суровый воин с исполинским мечом то рубит монстров, то грозно шагает в одиночестве, то любуется своим огромным клинком под лунным небом. Этот герой мемов и бесчисленных фан-артов стал воплощением подростковой крутизны и мрачного одиночки.

Образом Гатса мы обязаны манге Кэнтаро Миуры, которая начала выходить в 1989 году и стала делом всей жизни автора. К сожалению, Миура скончался, так и не закончив произведение. Поэтому и полноценной экранизации у «Берсерка» пока нет. В этом эссе мы поговорим о культовой аниме-адаптации из девяностых, которая по сей день считается лучшей экранизацией манги.

Что так привлекает людей в истории Гатса даже десятилетия спустя? Почему это нетрадиционное фэнтези? И какими получились другие адаптации? Мир «Берсерка» жесток и несправедлив, больше всего напоминает европейское Средневековье, только с монстрами из ада. Основное место действия внешне напоминает страны со средневековых гравюр и из рыцарских романов, но современному зрителю этот сеттинг больше знаком по популярным сериалам и видеоиграм.

Детализированный рисунок, который прославил мангу, часто отсылает к произведениям Доре и Эшера. Нашим проводником в этом мире становится молодой наёмник Гатс. История в аниме начинается с того, что Гатс присоединяется к отряду наёмников, который возглавляет харизматичный рыцарь Гриффит, мечтающий о собственном королевстве. Неожиданно для себя рядом с ним одинокий Гатс находит второй дом, хотя прежде в его сердце не было места тёплым чувствам.

С детства Гатс видел только кровь и насилие, а воспитывали мальчика кнутом и кулаком. Поэтому надо сразу оговориться: в этом мрачном фэнтези никому не стоит ждать милосердия. Основа сюжета — одиссея травмированного мужчины, который погружается в пучину ужаса. Стадию отрицания Миура как бы выносит за скобки — Гатс сразу переходит к гневу и берётся за меч, который становится всё больше в ходе его странствий, символизируя его внутреннюю ярость.

Если сперва Гатс просто одержим сражениями, то впоследствии его ведёт уже жажда мести. Главная его мишень — некогда белоснежный рыцарь Гриффит, который сначала вернул ему веру в людей, а потом предал, буквально пожертвовав боевыми товарищами. Конфликт Гатса и Гриффита — это не просто ссора друзей, а важный мировоззренческий спор. Один идёт к цели, используя окружающих, второй полагается лишь на себя и может проломить любую стену, хотя и движется без конкретной цели.

«Берсерк» 1997-1998
«Берсерк» 1997-1998

Как Миура вдохновлялся европейской историей и мифологией, так и имена, архетипы и дизайн «Берсерка» довольно привычны для западного зрителя. Например, образ чёрного мечника Гатса вдохновлён Конаном-варваром, Шварценеггером, Безумным Максом и зловещими мертвецами с картин Рембрандта. Было, конечно, и японское влияние — вроде «Человека-дьявола» из «Кулака Северной звезды».

По размаху «Берсерк» тянет на полноценную сагу в духе «Песни Льда и Пламени» Мартина или «Ведьмака» Сапковского. Миура не слишком полагался на жанровые ярлыки — «Берсерк» часто называют сэйнэном (произведением для юношей от 18 лет), но внимание к эмоциям персонажей автор почерпнул из сёдзё-манги (историй для девушек). Именно эта смесь и сделала мангу столь привлекательной для самой разной аудитории.

Главный герой Гатс стал для зрителей стоическим идеалом в страшном мире. Особое очарование «Берсерка» — в его поэтической простоте. Люди, демоны, их отношения представляют собой параллельную сюжетную линию, не менее интригующую, чем ратные подвиги. Только встреча с непобедимым для простых смертных злом заставляет Гриффита и Гатса задуматься о пределах своих возможностей, а зрителей — о руке судьбы и природе зла.

Визуальная часть аниме 1997 года, конечно, уступает манге в детализации, но компенсирует это атмосферностью. Режиссёр Наоки Такахаси и его команда использовали «голландские углы» и повторяющиеся кадры, чтобы передать нестабильность мира. Цветовая гамма построена на контрастах чёрного, красного и белого, что визуально сближает сериал с гравюрами.

Несмотря на мрачность, в «Берсерке» есть место человеческой теплоте — под звёздным небом происходят не только страшные битвы, но и трогательные житейские моменты. Возможно, именно эта многогранность и сделала произведение таким культовым. Влияние «Берсерка» можно увидеть и в «Игре престолов», и в «Атаке титанов», и в серии игр Souls.

Философский вопрос сериала — что вершит судьбу человечества: Бог или закон — остаётся открытым. Как и сам «Берсерк», оставшийся незавершённым после смерти автора. Но его наследие продолжает жить в бесчисленных фана-ртах, мемах и сердцах поклонников по всему миру.

-3

Смотрите так же: